Вера Вахромычева
Взаимосвязь образовательной и игровой деятельности с лечебными мероприятиями в условиях специализированной группы
В условиях нашей группы занятия, игры и деятельность детей в быту осуществляются в тесной взаимосвязи с лечебными мероприятиями. В процессе воспитания и обучения учитываются разносторонние возможности каждого ребенка. Сочетание педагогического и лечебно-офтальмологического воздействия является одним из наиболее существенных специфических принципов работы специализированных групп.
Оно позволяет, с одной стороны, извлекать лечебный эффект из самих общеобразовательных занятий, а с другой – проводить лечебные воздействие без ущерба для учебно-воспитательной работы.
Публикация «Взаимосвязь образовательной и игровой деятельности с лечебными мероприятиями в условиях специализированной группы» размещена в разделах
В нашей группе существуют специальные методики доступных для детей зрительных нагрузок. Зрительные нагрузки – это система коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на повышение зрительных функций амблиопичного глаза. Одна часть их используется для повышения остроты зрения, другая – для зрительной гимнастики.
Зрительные нагрузки подбираем так, чтобы они одновременно удовлетворяли лечебно-офтальмологическим и педагогическим требованиям, то есть вызывали у детей интерес к занятиям и способствовали решению конкретных лечебных задач. Например, для лучшего восприятия предметных и сюжетных картинок детьми с низкой остротой зрения (до 0,3-0,4) специально подбираются оптимальные хроматические и ахроматические соотношения изображаемых предметов и их частей.
Все упражнения по развитию зрения строятся на индивидуальном подходе к ребенку.
В нашей группе важным является развитие зрения и зрительного восприятия, т. к. неполноценность первого обусловливает недостаточное развитие второго, поэтому одной из задач коррекционно-педагогической работы является развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций.
В ходе занятий и игр происходит повышение общей функциональной активности и различной чувствительности зрительной системы, идёт формирование бинокулярной фиксации, упражняются глазодвигательные функции. Стимуляция цветоразличения, стереоскопичности видения в условиях изменения насыщенности и интенсивности и размера стимула дает хорошие результаты к возрастанию возможностей зрительных функций. Большое внимание уделяем подготовительным упражнениям, которые проводим совместно с медсестрой. Особенно перед началом лечения на аппаратах. Так, при исправления косоглазия на синоптофоре детей предварительно знакомим с изображениями, которые предъявляются на нем. Проводим игры и упражнения типа "Подбери пару","Наложи одно изображение на другое", "Соедини два изображения в одно", "Подбери к контурному изображению силуэт ".
По рекомендации медсестры в период восстановительного лечения проводим с детьми различные игры и упражнения для активизации, стимуляции зрительных функций. Например, в период плеоптического лечения, направленного на повышение остроты зрения проводим с детьми занятия по нанизыванию бус, обводку через кальку контурных изображений, выкладывания из мозаики и т. д. Маленьким детям для обводки даем простые крупные предметы (шар, мяч, яблоко, флажок, и т. д., детям постарше – сюжетные картинки.
В период лечения методом прямой окклюзии у детей на косящем глазу очень низкая острота зрения, поэтому при рисовании и обводке используем трафареты, контурные изображения. Во все занятия включаем упражнения для развития зрения и зрительного восприятия (выделение формы, цвета, величины и пространственного положения предметов). В процессе таких упражнений дети учатся сличению, узнаванию, классификации предметов по их основным признакам. Для этого используем такие игры, как "Найди такой же предмет", "Найди различие в предметах, рисунках", "Подбери одинаковые предметы", "Что от тебя ближе, что дальше", "Составь из частей целое".
В период плеоптического лечения детей младшего возраста используем игры с матрешками, пирамидками, игрушками-вкладышами, например "Собери башенку", "Собери пирамидку", "Собери корзинку", "Составь матрешку".
Нанизывание бус, шаров, плетение используем с игровым компонентом "Кто скорее нанижет шары", "Наряди куклу в бусы" и др.
Все эти упражнения способствуют развитию различительных возможностей зрения, моторики рук, зрительно-моторной координации, а также заставляют детей активно вглядываться, включать все зрительные функции в процессе рассматривания. Используем в занятиях с детьми шнуровку на одежде кукол, на пальто, платье, жилетке, т. к. такая шнуровка носит игровой характер и представляет для детей больший интерес, чем шнуровка простой планки.
Активно влияют на развитие остроты зрения игры – лабиринты. Например, на картинке изображены различные животные. От каждого из них отходят линии. Дети прослеживают по линиям и в конце линии обнаруживают изображение того, чем питается это животное. Коза любит капусту, заяц морковку и т. д. Содержание таких лабиринтов даем разнообразное.
Все игры и задания для развития зрения подбираем индивидуально для каждого ребенка в зависимости от состояния зрения и периода лечения.