Лучший педагог года

Взаимосвязь специалистов ДОУ — важнейший фактор в воспитании всесторонне-развитого и здорового ребенка

Марина Фищук
Взаимосвязь специалистов ДОУ — важнейший фактор в воспитании всесторонне-развитого и здорового ребенка

В своей программе «Здравствуй» М. Л. Лазарев большую роль отводит музыке. Музыка - важнейший фактор, воздействующий на ребенка. Она влияет на его образ мыслей, поведение, память. М. Л. Лазарев считает, что музыка обладает колоссальным потенциалом оздоровления «Вместо хлорки используйте музыку», - говорит он.

Основной метод программы - метод музыкальной психорегуляции дыхания. Изучая программу я поняла, что алгоритм метода прост: звук - образ - движение. Именно он помогает ребенку осознать, что его вокально-речевая деятельность - главный «тренажер» здоровья и что «центр» здоровья находится в нем самом.

Публикация «Взаимосвязь специалистов ДОУ — важнейший фактор в воспитании всесторонне-развитого и здорового ребенка» размещена в разделах

Практически метод М. П. Д. Я осуществляю следующим образом:

1. Пропеваю мелодию.

2. Строго под музыкально-ритмический рисунок осуществляю с детьми дыхательную деятельность.

3. Каждое эмоциональное состояние, возникшее в процессе данной вокальной деятельности реализую с детьми в двигательном акте.

Взяв за основу М. П. Д. я использую его на музыкальных занятиях.

Подбираю вокально-речевые номера по темам программы (такие как «Комары», «Ветер», «Поезд», «Жуки», «Гуси», «Песок»).

Разучиваю с детьми мотивы здоровья («Свет мой зеркальце», «Чудо - нос», «Целебные звуки», «Веселые движения» и др.). Они написаны в виде небольших песенок и заключают в себе все мудрые и волшебные слова каждой темы. Через эмоциональный фактор они закрепляют формирование общей мотивации здоровья, способствуют развитию творческих, умственных способностей детей. Расширяю музыкальный материал детей, используя этот метод при развитии певческой деятельности. Разучиваю песни в строго указанном алгоритме:

1. Сначала разучиваю мелодию песни

2. Вместе с детьми кулачками отбиваем ритмический рисунок

3. Строго под музыкально-ритмический рисунок осуществляем дыхательную функцию.

4. Под мое пение дети пантомимически показывают все, о чем поется в песне.

Музыкально-речевые номера программы, песни не только духовно воздействуют на детей, но и укрепляют их физические силы, создают жизнерадостное настроение, активизируют деятельность всего организма. В процессе исполнения этих номеров развивается дыхательный аппарат, укрепляются его голосовые связки. Дыхательные упражнения формируют у детей «дыхательное удовольствие», которое чрезвычайно важно в процессе оздоровления дыхательной функции. Дыхательными упражнениями с детьми я занимаюсь через приятный, особо окрашенный вид - пение, игру на детских музыкальных духовых инструментах (дудочках, свистульках). Напр., исполняя музыкальное произведение на духовом инструменте, ребенок естественно подчиняет свое дыхание тому размеру, который заложен в пьесе. Играет и незаметно для себя выполняет дыхательное упражнение. Музыкальные номера программы управляют настроением ребенка; его охватывает ощущение радости, душевного подъема, восхищения. Появляется стремление к самостоятельным действиям. Напр., при исполнении «Цветных песенок»

(«Желтой», «Белой», «Фиолетовой», «Оранжевой») ребенок стремится выразить свои чувства, но каждый по-своему. Кто-то превращается в солнышко, а кто-то в бабочку, кто-то в весенний цветок. Получаются прекрасные хореографические этюды и даже композиции.

Главные герои программы - 7 игровых образов, жители страны Здоровья. ЗДРАВИК - главный герой программы, юный учитель Здоровья. Его цвет - белый. Цвет добра и здоровья. Особенно полезны для здоровья звуки и цвета. Поэтому каждый Герой страны Здоровья символизирует определенный цвет.

ВИТА - дочь Музыки. Ее цвет - фиолетовый. Символ мечты, пробуждения, высоких чувств. Цвет будущего.

ЯНИК - сын Солнца. Его цвет желтый. Символ радости, веселья, Счастья. Отвечает за эмоции.

ЙОНИК - сын Воздуха. Ему соответствует голубой цвет. Символ прохлады и свежего дыхания. Отвечает за дыхание.

ОГНИК - сын огня. Его цвет оранжевый. Символ творчества, фантазии отвечает за движения.

РОСТИК - сын растений. Его цвет зеленый. Отвечает за питание. Символ успокоения, целебный.

ОРСИК - сын Земли. Его цвет красный. Символ мужества, силы, отваги. Отвечает за домашний очаг.

ГИДРОНИК - сын Воды. Его цвет синий. Символ безграничных возможностей. Отвечает за закаливание.

Юные учителя здоровья частые гости не только на музыкальных, но и на других занятиях. Ведь оздоровительный эффект метода достигается путем многократного пропевания вокально - речевых номеров, которые широко используются в воспитательно-образовательном процессе под четким руководством всех специалистов детского сада.

Музыку для физкультурных занятий и утренней гимнастики я тщательно продумываю с инструктором по физической культуре. Ведь музыка на физкультурных занятиях активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует детей. Она увеличивает работоспособность сердечно - сосудистой системы, мышечной, дыхательной функций организма. В то же время у детей развивается музыкальность. Ребенок и здесь учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с ее характером, средствами выразительности. Каждое движение имеет своеобразный характер, поэтому мы подбираем для него соответствующее музыкальное сопровождение. Для поскоков мы предлагаем легкую, игривую музыку, для взмахов флажками - бодрую, четкую, для покачивания цветами, лентами - нежную, напевную, для ходьбы - энергичную, жизнерадостную. Для физкультурных занятий я подбираю вокальные номера из учебно-методического комплекта программы М. Л. Лазарева «Здравствуй» для развития дыхания легочной вентиляции, увеличения амплитуды дыхательных движений,

работоспособности сердечно - сосудистой системы: «Гуси», «Барабан», «Сила», «Прыгучесть», «Скорость». В комплекты утренней гимнастики мы включаем такие вокальные номера для оздоровления верхних дыхательных путей, как «Жуки», «Комары», «Самолеты». В активную гимнастику после сна для повышения эмоционального тонуса: «Почемучка», «Мое тело», «Веселые движения».

Воспитатели на занятиях по изобразительной деятельности широко используют музыку. Музыка помогает в рисунке передать характерные особенности образа, обогащает детские впечатления. Чтобы передать в рисунках художественные образы из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина, дети перед занятием слушают музыкальные фрагменты «Море», «Белка» Римского-Корсакова, с закрытыми глазами, представляя все в виде зрительных картин.

Затем выражают свое впечатление от музыки в рисунках. Воспитатель также может предложить детям выразить впечатления от музыки в линиях, оттенках, пятнах (динамические рисунки, которые передают настроение, душевное состояние, вызванное музыкальным образом, музыкальным произведением. Из комплекта М. Л. Лазарева «Здравствуй» воспитателям предлагаю использовать цветные песенки: «Желтая», «Белая», «Фиолетовая», «Оранжевая» и др.

На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим я предлагаю воспитателям также использовать музыку. Например, рассказывая сказку воспитатель сопровождает рассказ исполнением небольших песенок, или включает грамзапись, характеризующую действия данного персоонажа. А рассказывая сказку «Заинькина избушка», воспитатель может сопровождать ее пением песни «Заинька» Красева, или «Косой» из комплекта М. Л. Лазарева, «Петушок» Кожухина, «Котик» М. Л. Лазарева. Перед разучиванием стихотворения «Осень» А. С. Пушкина я предлагаю воспитателю прослушать с детьми «Осеннюю песнь» П. И. Чайковского, или п. «Осень» М. Л. Лазарева. При знакомстве со стихотворением «Лошадка» Агнии Барто, полезно прослушать пьесу Потоловского «Лошадка», или «Скачут резвые лошадки» (сб. «Волшебство природы») в грамзаписи, или «Игривые лошадки» из комплекта М. Л. Лазарева «Здравствуй». Все это протекает на фоне эмоциональных переживаний, музыка усиливает восприятие красоты, вызывает у детей интерес.

Между занятиями в динамических паузах, для снятия напряжения, усталости я рекомендую такие номера, как «Лев», «Нытик» из комплекта М. Л. Лазарева

«Здравствуй».

Музыкальные игры вызывают у детей большой интерес и могут проводиться с детьми всех возрастов в течении дня. С маленькими детьми я рекомендую проводить музыкальные игры с оттенком юмора, такие, как «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Сорока - белобока» р. н. и., «Потягушеньки», «Из раскрытого окна», «Вьюшки-колотушки» сб. Интоника М. Л. Лазарева, различные варианты пряток, когда воспитатель ищет детей, действуя за игрушку, или прячется сам. Сочетая музыку с игровыми, шутливыми действиями воспитатель создает непринужденную обстановку, радостное настроение.

Музыкальные игры со средними и старшими дошкольниками проводятся, чтобы снять напряжение, утомление, внести определенную разрядку, переключить внимание детей, создать приподнятое настроение, Это могут быть различные песни, попевки, хороводы, выученные на музыкальных занятиях. Могут выполняться как с воспитателем, так и самостоятельно. Музыкальные игры чаще всего театрализованы, дополнены новыми моментами, по сравнению с музыкальными занятиями, где они обычно разучиваются. Именно эти элементы новизны повышают у детей интерес к играм, активизируют детское исполнение, создают приподнятое, радостное настроение.

В процессе работы я поняла, что предметно-развивающая среда должна быть комфортной, обеспечивать эмоциональное благополучие детей. Для этого в музыкальные уголки я внесла грамзаписи с записями народных мелодий, танцевальных произведений, классической музыки, а также записи из комплекта М. Л. Лазарева «Здравствуй», в исполнении автора, кассеты с записями музыки к песням М. Л. Лазарева в исполнении музыкального руководителя, кассеты песен с записями песен М. Л. Лазарева в исполнении детей. Яркие костюмы, а также элементы костюмов героев программы М. Л. Лазарева «Здравствуй» (Вита, Здравик, Огник, Ростик и др.)

Различные атрибуты (цветы, ленты, султанчики, музыкальные инструменты, шумовые самодельные инструменты, дидактические игры с игрушками и пособиями.

Психологу в психопрофилактической работе с детьми, с целью психофизической разрядки я рекомендую вокальные номера из программы М. Л. Лазарева - «Лев», «Ветер», «Эхо». На развитие эмоций - «Комар», «Людоед», для обучения элементам техники выразительных движений - «Змея», «Песок», «Щука», «Баю», «Кузнечик» - для приобретения навыков в саморасслаблении.

Но музыка может сопровождать ребенка не только на занятиях, а звучать фоном во время приема пищи, приготовления ко сну, на прогулке, во время утреннего пробуждения. Для этого желательно наличие магнитофона с грамзаписями.

Итак, именно тесное сотрудничество всех специалистов детского сада, помогает в воспитании и обучении всесторонне развитого и здорового ребенка. А у музыкального руководителя появляется еще одна новая функция. Он делает первый оздоровительный шаг с детьми. Оздоровление посредством музыки. Итак, музыкальный руководитель, прежде всего, формирует духовную осанку, духовный каркас личности, на стержне которого формируется здоровое тело.

Публикации по теме:

Презентация предметно-развивающей среды 2 младшей «А» группы по формированию привычки к здоровому образу жизни Предлагаем презентацию предметно – развивающей среды по формированию привычки здорового образа жизни. Из опыта работы воспитателей МАДОУ.

Проект «Театрализованная деятельность в ДОУ компенсирующего вида» Презентация дополняет проект "Театрализованная деятельность в ДОУ компенсирующего обучения" воспитателя Соколовой М. Н. Данное образовательное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимосвязь специалистов ДОУ — важнейший фактор в воспитании всесторонне-развитого и здорового ребенка
Опубликовано: 2 октября 2013 в 21:12
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД