Взаимосвязь в работе воспитателей и логопеда при коррекции нарушений у детей логопедической группы.

Людмила Буланова
Взаимосвязь в работе воспитателей и логопеда при коррекции нарушений у детей логопедической группы.

Одним из важных принципов работы с детьми – логопатами является четкая взаимосвязь в работе воспитателей и логопеда. Воспитатель группы для детей с нарушениями речи выполняет помимо образовательных, ряд коррекционных задач, направленных на устранение различных недостатков, обусловленных особенностями речевого дефекта. Воспитатель работает над устранением отклонений в умственном и физическом развитии детей и над обогащением представлений об окружающем.

Особое внимание должно быть обращено на развитие восприятия, памяти, некоторых форм словесно-логического мышления. Обязательно следует учитывать своеобразное отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.

В задачу воспитателя входит также оздание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры детей в собственные возможности, сглаживание отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью, формирование интереса к занятиям. Воспитатель должен уметь разбираться в различных негативных проявлениях поведения ребенка, вовремя замечать признаки повышенной нервозности, конфликтности, или напротив, повышенной утомляемости, истощаемости, пассивности и вялости. Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие в значительном большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в группе коллективные, социально приемлемые отношения.

Воспитатель не должен сообщать о дефектах и состоянии речи другим лицам или обсуждать поведение детей и родителей в присутствии посторонних.

Работа воспитателя логопедической группы начинается с обследования детей. В первые две недели сентября воспитатель обследует каждого ребенка, выявляя уровень его знаний и умений по всем видам учебной и неучебной деятельности. Заполняется специальная схема обследования. Полученные результаты обследования воспитатель сравнивает с программными требованиями данной и нижестоящей возрастных групп. На основании этого воспитатель намечает объем материала по разным видам учебной деятельности и последовательность его усвоения.

Работу в связи с программными лексическими темами начинает воспитатель. Логопед углубляет эту работу, формируя у детей лексико-грамматические обобщения путем специальных практических упражнений. На воспитательских занятиях учитывается материал логопедических занятий (прошедших или предстоящих, а на логопедических – материал прошедших воспитательских занятий.

Перед воспитателями стоят следующие задачи:

1). Развитие словаря детей.

2). Закрепление и развитие навыков связной речи.

3). Закрепление навыков правильной речи, полученных на логопедических занятиях.

Итак, воспитательское занятие посвящено определенной программной теме, но:

1/ в него включается несколько отработанных логопедом лексико-грамматических и синтаксических моделей; и л и

2/ на нем создается база для их отработки – дети упражняются в употреблении необходимого словаря, им прививаются навыки разговорной речи.

Логопедическое же занятие посвящено одной лексико-грамматической теме на специально подобранном материале, включая материал пройденных или в настоящий момент отрабатываемых воспитателем тем.

Воспитатель проводит с детьми артикуляционную гимнастику перед зеркалами в 1-й год обучения 5 раз в день, 2-й год подгруппой, с учетом рекомендаций логопеда.

В задачу воспитателя входит и повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за речевой активностью, за правильным использованием поставленных логопедом звуков, отработанных грамматических форм, ежедневная работа над темпом, интонацией, выразительностью речи. В случае необходимости, воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка.

Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной.

Следует избегать сложных инструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи.

В обязанности воспитателя входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей с недоразвитием речи, по-разному реагирующих:

= на свой дефект;

= на коммуникативные затруднения;

= на изменение условий общения.

Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей:

-- с поздним началом речи;

-- имеющих отягощенный анамнез;

-- отличающихся психофизической незрелостью.

Не следует фиксировать внимание детей на возникновении

запинок в речи, повторении первых слогов и слов. О таких проявлениях необходимо сразу сообщить логопеду.

Особое внимание трудным семьям, выполнение заданий по индивидуальной тетради логопеда в детском саду.

Специфика работы воспитателя в группе для детей с нарушениями речи включает в себя организацию и проведение занятий по заданию логопеда. Эти занятия воспитатель проводит во второй половине дня.

Ежедневно логопед записывает воспитателю задание для логопедической работы с отдельными детьми (3 – 6 чел.). Сюда входят:

– отдельные артикуляционные упражнения;

– заучивание специально подобранных логопедом картинок;

– повторение текстов и стихотворений, отработанных логопедом;

– упражнения на развитие внимания, памяти;

– упражнения на различение звуков;

– упражнения по формированию лексико-грамматических компонентов языка.

Все виды заданий должны быть знакомы детям. В вечерние логопедические занятия не включается постановка звуков, а лишь закрепление только что поставленного звука.

Воспитатель должен знать, на какой стадии закрепления звуков находится каждый ребенок, следить за правильным употреблением поставленных звуков и грамматической правильностью речи детей в повседневной жизни.

В процессе коррекционной работы, большое внимание уделяется развитию мелкой моторики пальцев рук. Так, во внеучебное время, воспитатель может предложить детям складывать мозаику, фигуры из палочек, ниток, геометрических форм, тренироваться в застегивании и расстегивании одежды на пуговицах, завязывании и развязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или маленькие шарики, карандаши разного размера и т. д.

В обязанности воспитателя входит изготовление, подбор контуров, трафаретов, дидактических и настольных игр по всем темам; оформление книжного, родительского уголка с учетом лексических тем (загадки, книги для чтения, картинок) ; привлечение младшего воспитателя к реализации темы.

Публикации по теме:

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями подготовительной группы .

Взаимосвязь в работе воспитателей и специалистов ДОУ Презентация позволяет показать взаимосвязь в работе специалистов и воспитателей : учителя-логопеда, педагога ИЗО, музыкального руководителя,.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Взаимосвязь в работе воспитателей и логопеда при коррекции нарушений у детей логопедической группы.
Опубликовано: 10 апреля 2013 в 17:10
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....