Взаимосвязь в работе воспитателей и логопеда при коррекции нарушений у детей логопедической группы.

Людмила Буланова
Взаимосвязь в работе воспитателей и логопеда при коррекции нарушений у детей логопедической группы.

Одним из важных принципов работы с детьми – логопатами является четкая взаимосвязь в работе воспитателей и логопеда. Воспитатель группы для детей с нарушениями речи выполняет помимо образовательных, ряд коррекционных задач, направленных на устранение различных недостатков, обусловленных особенностями речевого дефекта. Воспитатель работает над устранением отклонений в умственном и физическом развитии детей и над обогащением представлений об окружающем.

Особое внимание должно быть обращено на развитие восприятия, памяти, некоторых форм словесно-логического мышления. Обязательно следует учитывать своеобразное отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.

В задачу воспитателя входит также оздание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры детей в собственные возможности, сглаживание отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью, формирование интереса к занятиям. Воспитатель должен уметь разбираться в различных негативных проявлениях поведения ребенка, вовремя замечать признаки повышенной нервозности, конфликтности, или напротив, повышенной утомляемости, истощаемости, пассивности и вялости. Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие в значительном большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в группе коллективные, социально приемлемые отношения.

Воспитатель не должен сообщать о дефектах и состоянии речи другим лицам или обсуждать поведение детей и родителей в присутствии посторонних.

Работа воспитателя логопедической группы начинается с обследования детей. В первые две недели сентября воспитатель обследует каждого ребенка, выявляя уровень его знаний и умений по всем видам учебной и неучебной деятельности. Заполняется специальная схема обследования. Полученные результаты обследования воспитатель сравнивает с программными требованиями данной и нижестоящей возрастных групп. На основании этого воспитатель намечает объем материала по разным видам учебной деятельности и последовательность его усвоения.

Работу в связи с программными лексическими темами начинает воспитатель. Логопед углубляет эту работу, формируя у детей лексико-грамматические обобщения путем специальных практических упражнений. На воспитательских занятиях учитывается материал логопедических занятий (прошедших или предстоящих, а на логопедических – материал прошедших воспитательских занятий.

Перед воспитателями стоят следующие задачи:

1). Развитие словаря детей.

2). Закрепление и развитие навыков связной речи.

3). Закрепление навыков правильной речи, полученных на логопедических занятиях.

Итак, воспитательское занятие посвящено определенной программной теме, но:

1/ в него включается несколько отработанных логопедом лексико-грамматических и синтаксических моделей; и л и

2/ на нем создается база для их отработки – дети упражняются в употреблении необходимого словаря, им прививаются навыки разговорной речи.

Логопедическое же занятие посвящено одной лексико-грамматической теме на специально подобранном материале, включая материал пройденных или в настоящий момент отрабатываемых воспитателем тем.

Воспитатель проводит с детьми артикуляционную гимнастику перед зеркалами в 1-й год обучения 5 раз в день, 2-й год подгруппой, с учетом рекомендаций логопеда.

В задачу воспитателя входит и повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за речевой активностью, за правильным использованием поставленных логопедом звуков, отработанных грамматических форм, ежедневная работа над темпом, интонацией, выразительностью речи. В случае необходимости, воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка.

Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной.

Следует избегать сложных инструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи.

В обязанности воспитателя входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей с недоразвитием речи, по-разному реагирующих:

= на свой дефект;

= на коммуникативные затруднения;

= на изменение условий общения.

Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей:

-- с поздним началом речи;

-- имеющих отягощенный анамнез;

-- отличающихся психофизической незрелостью.

Не следует фиксировать внимание детей на возникновении

запинок в речи, повторении первых слогов и слов. О таких проявлениях необходимо сразу сообщить логопеду.

Особое внимание трудным семьям, выполнение заданий по индивидуальной тетради логопеда в детском саду.

Специфика работы воспитателя в группе для детей с нарушениями речи включает в себя организацию и проведение занятий по заданию логопеда. Эти занятия воспитатель проводит во второй половине дня.

Ежедневно логопед записывает воспитателю задание для логопедической работы с отдельными детьми (3 – 6 чел.). Сюда входят:

– отдельные артикуляционные упражнения;

– заучивание специально подобранных логопедом картинок;

– повторение текстов и стихотворений, отработанных логопедом;

– упражнения на развитие внимания, памяти;

– упражнения на различение звуков;

– упражнения по формированию лексико-грамматических компонентов языка.

Все виды заданий должны быть знакомы детям. В вечерние логопедические занятия не включается постановка звуков, а лишь закрепление только что поставленного звука.

Воспитатель должен знать, на какой стадии закрепления звуков находится каждый ребенок, следить за правильным употреблением поставленных звуков и грамматической правильностью речи детей в повседневной жизни.

В процессе коррекционной работы, большое внимание уделяется развитию мелкой моторики пальцев рук. Так, во внеучебное время, воспитатель может предложить детям складывать мозаику, фигуры из палочек, ниток, геометрических форм, тренироваться в застегивании и расстегивании одежды на пуговицах, завязывании и развязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или маленькие шарики, карандаши разного размера и т. д.

В обязанности воспитателя входит изготовление, подбор контуров, трафаретов, дидактических и настольных игр по всем темам; оформление книжного, родительского уголка с учетом лексических тем (загадки, книги для чтения, картинок) ; привлечение младшего воспитателя к реализации темы.

Публикации по теме:

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями подготовительной группы .

Взаимосвязь в работе воспитателей и специалистов ДОУ Презентация позволяет показать взаимосвязь в работе специалистов и воспитателей : учителя-логопеда, педагога ИЗО, музыкального руководителя,.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Взаимосвязь в работе воспитателей и логопеда при коррекции нарушений у детей логопедической группы.
Опубликовано: 10 апреля 2013 в 17:10
+12
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Дидактические игры из солёного теста».
Всем известно, что дидактические игры - это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания...
Командные гонки по биатлону. Фото отчет.
Ежегодно с 1958 года проводится чемпионаты мира по биатлону, кроме тех лет, когда проводятся зимние Олимпийские игры. В этом зимнем сезоне Кубок мира по...
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...