Взаимосвязь видов изобразительной деятельности

Наталья Алексеевна Чернышова
Взаимосвязь видов изобразительной деятельности

На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией дошкольники учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление детей достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудностей. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка, лепки, аппликации.

При планировании занятий по ИЗО учитывается вся воспитательно - образовательная работа, проводимая нами по ознакомлению с окружающим, развитию речи, чтению художественной литературы, а также музыкальные занятия. Такой подход способствует отбору интересных, знакомых детям явлений, произведений искусства. Наблюдения природы, общественных событий формируют идейно — нравственную направленность изобразительной деятельности. Нам необходимо помнить, что все её виды объединяет образное отражение окружающей действительности: рисование, аппликация позволяют отразить предметы и явления на плоскости, в цвете, в пространстве; лепка даёт объёмное изображение предмета, иногда допускается роспись готовой формы (например, декоративная лепка по мотивам народных игрушек). Благодаря взаимосвязи видов изобразительной деятельности можно установить последовательность заданий по рисованию, лепке, аппликации. Например, освоение круглых форм целесообразно предлагать детям сначала в аппликации (особенно в младшем дошкольном возрасте). Ребёнок воспринимает готовую круглую форму (шарик, мяч) рукой, обводит её по контуру, наклеивает и видит чёткие очертания. Процесс рисования этой формы для ребёнка более сложен, т. к. требует координации движений, умения проводить замкнутую линию на листе бумаги. Линии получаются слабыми по силе нажима и не создают такого яркого пятна, которое получается в аппликации.

Наблюдения, впечатления окружающей действительности, образы сказок служат содержанием детских работ. В рисовании сюжет раскрывается на плоскости листа в двухмерном измерении. В лепке дети изображают сюжет, объединяя фигурки общим содержанием. В аппликации они вырезают из листа силуэты и располагают их на плоскости.

Повторность одной темы не снижает у детей интерес к ней, т. к. в каждом виде деятельности выявляются новые способы изображения.

Связь видов деятельности прослеживается не только при повторе одной и той же темы. В рисовании, например, дети учатся изображать элементы декоративного узора, а в лепке расписывают вылепленную форму, подбирая цвета красок, располагая фигурку на декоративном коврике. Внесение новых деталей, создание более полного изображения сюжета в одном из видов деятельности способствует развитию творчества у детей в другом виде деятельности.

В течении одной — двух недель мы объединяем занятия, имеющие общие программные задачи и тематику (например, изображение птиц, рыб, игрушек, животных и т. д.).

В каждом конкретном случае дети всё больше узнают, приобретают новые изобразительные умения, т. е. Происходит развитие образа. Так, наши дети знают, какое положение придать фигурке птицы в лепке, чтобы она клевала зёрна, во время рисования изображают птицу на ветке, пробуют создать из цветной бумаги образ (силуэт) летящей птицы.

Нам, воспитателям, следует помнить о последовательности и логическом единстве занятий того или иного вида. Так, между занятиями рисованием существует определённая зависимость (занятие предметным рисованием предшествует сюжетному, так же как и лепка отдельных предметов, фигур — сюжетной лепке).

Виды изобразительной деятельности могут объединяться при условии самостоятельного выбора разнообразных художественных

материалов для изображения какой — либо темы.

Публикации по теме:

Уголки в группе «Цветик-Речецветик»Уголки в группе «Цветик-Речецветик» Наша логопедическая группа называется "Цветик-Речецветик". Летом мы обновили наши уголки. И по результата смотра-конкурса "Готовность групп.

Подсолнухи руками детейПодсолнухи руками детей Для успешного овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества необходимо помнить об общих для всех возрастных групп.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Обитатели водоемов
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Взаимосвязь видов изобразительной деятельности
Опубликовано: 16 мая 2013 в 11:50
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактическое пособие для развития фонематических процессов «Ромашка»
Хочу с Вами поделиться своим пособием, для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста. Развитие фонематических процессов является...
«Шары для ёлки». Поделка из пластилина и мишуры
Скоро, скоро Новый Год! Он торопится, идёт! Постучится в двери к нам: Дети: здравствуйте, я к вам! Праздник мы встречаем, Ёлку наряжаем, Вешаем...
Детский мастер-класс «Шар»
Меньше месяца осталось до наступления главного праздника, которого ждут все дети и даже взрослые - Нового года. В детском саду все уже начали усердно...
Конспект открытого музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста...
( Дети заходят в зал, встают полукругом) Муз. руководитель. Здравствуйте, дети! Посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними,...
Конспект занятия по рельефной лепке в средней группе на тему: «Зима в лесу»
Программное содержание: - закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе; - расширить и закрепить знания детей о диких животных, об...