Эффективное закаливание детей в условиях детского сада. «108 шагов по ручью»

Ирина Смердова
Эффективное закаливание детей в условиях детского сада. «108 шагов по ручью»

Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья.

Артур Шопенгауэр

В развитии современной системы образования особое значение приобретают ориентиры на признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие своих способностей. Необходимым условием самосовершенствования, продуктивной творческой деятельности человека является его здоровье. Вспомним определение, что же такое ЗДОРОВЬЕ?По уставу Всемирной организации здравоохранения, «Здоровье — это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия». Поэтому проблема здорового образа жизни приобретает первостепенное значение и находит отклик в многочисленных научных исследованиях, а также в практической деятельности педагогов – практиков.

В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Состояние здоровья детского населения вызывает очень серьёзные опасения специалистов. По данным Райчихинской городской детской поликлиники в 2011 году в нашем городе родилось 254 новорожденных, по 10 бальной школе не прошел ни один ребенок, все 100% в группе риска. Общеизвестно, только 20% зависит от наследственности и всё-таки 60% от образа жизни.

Понимая важность этой проблемы, сопоставив имеющийся кадровый потенциал и научно-методическое сопровождение, творческая группа коллектива детского сада, разработала базовую оздоровительную программу «Островок здоровья». Для её реализации создали комплексную систему формирования здоровья детей дошкольного возраста, включив в неё-

босохождение, самомассаж стоп, массаж стоп тренажером «Су – джок», внедрение в практику новой восточную оздоровительную методику «108 шагов по ручью и т. д.»

На наших стопах компактно расположены все рефлекторные зоны, ответственные за работу органов и систем человеческого организма. Регулярное хождение босиком по траве, песку и камушкам способствуют стимуляции биологически активных точек на стопе и, следовательно, улучшает работу всей частей человеческого тела. К сожалению, наши дети, живущие в городах, лишены этой тренировки, они и на природе бывают очень редко. Поэтому оздоровительной миссией детского сада является создание благоприятных условий для оздоровления воспитанников естественными силами природы, массаж стоп, используя хождение, босиком по траве, песку, гальке, воде, обучить самомассажу стоп и т. д.

Учеными доказано: при случайном попадании стоп в холодную воду температурой не выше 12 градусов температура слизистой носа очень быстро понижается. А если температура воды около 4 градусов, признаки простуды (першение в горле, кашель, насморк) проявляются практически мгновенно.

От состояния стоп зависит работа не только дыхательных путей, но и других органов. А секрет в том, что на наших стопах сосредоточено множество энергетических точек, через которые происходит воздействие на органы и системы организма. Большую угрозу нашим детям представляет неудобная, некачественная обувь, которая оказывает неправильное давление на рефлекторные точки стопы, что отражается на работе органа, за который ответственна та или иная точка.

Еще врачи Древнего Египта применяли различное воздействие на рефлекторные точки на стопах при лечении многих болезней. Древнеегипетские эскулапы не случайно называли стопы одним из ключевых «врат в тайны организма». О значении рефлексотерапии свидетельствуют изображения в гробнице Анхмахора, придворного врача из Саккары (2300 год до н. э.).

Используемая в детском саду оздоровительная методика пришла к нам от тибетских монахов. Они каждое утро, рано, сразу после пробуждения, отправлялись за водой. Наполнив кувшин, проходили 108 шагов по холодному горному ручью (цифра чисто символическая – у древних китайцев эта цифра, насчитывающая девять дюжин, считается наиболее «полным числом» для любых дел).

Техника исполнения

Обычно рекомендуют уровень воды делать 2–3 сантиметра. Можно, конечно, и просто воды налить, но часто рекомендуют не закрывать сток воды, а делать ее, так сказать, бегущей: положить шланг душа подальше от стока или просто оставлять воду открытой. Температураводы, для начала должна быть теплой или прохладной, а потом, привыкнув, постепенно ее можно понижать до самой холодной, которую только можно получить из крана.

После упражнения ноги вытирать, насухо не следует. Только слегка вытереть воду и дать им высохнуть и согреться самим. Когда ноги станут теплыми, то можно одеть носки.

Систематическое воздействие прохладной воды на стопы постепенно снижающейся температуры дает хороший закаливающий эффект – уже через 1 – 1,5 месяца у детей не возникает катара верхних дыхательных путей после резких изменений температуры окружающего воздуха. Сеть кровеносных сосудов, расположенная под кожей нижних конечностей, играет существенную роль в общей терморегуляции организма. Установлена рефлекторная связь между тонусом и величиной просвета подкожных кровеносных сосудов ног (стоп и голеней) и кровеносными сосудами, находящимися в слизистой оболочке носа и верхних дыхательных путей. Следовательно, именно эта рефлекторная связь объясняет то, что при резком охлаждении ног у незакаленного человека появляется насморк.

Сущность физиологического действия на организм закаливающего воздействия прохладной водой состоит в том, что соприкосновение воды с кожным покровом сопровождается раздражением окончаний чувствительных нервов – рецепторов. Под действием раздражителей в рецепторах возникает возбуждение, которое передается по нервным волокнам в центры спинного и головного мозга, где рождаются импульсы ответных реакций. Влияние прохладной воды сказывается в рефлекторном изменении тонуса и просвета кровеносных сосудов. Различают три последовательные фазы этих изменений: непосредственно за воздействием следует первая фаза – резкий спазм кожных сосудов, кровь отливает к внутренним органам, кожа становиться бледной и холодной, наступает первый озноб. Эти явления продолжаются несколько секунд, затем наступает вторая фаза – расширение кожных сосудов, прилив крови из внутренних органов к периферии. Появляется ощущение тепла, кожа становится розовой. Вторая фаза продолжается несколько минут и принеблагоприятных может перейти в третью фазу – паретическое состояние расширенных капилляров кожи (временная потеря способности к сокращению). В результате происходит застой крови в капиллярах, появляется бледность кожи с синюшным оттенком, наступает второй озноб. Третья фаза свидетельствует о несостоятельности механизма физической терморегуляции. Требуется немедленное принятие мер для прекращения этой фазы – массаж, тепло, чтобы предотвратить переохлаждение.

Для исследования новой оздоровительной методики, отвечающей всем принципам оздоровления по Ю. Ф. Змановскому «К здоровью без лекарств», мы, совместно с педиатром городской детской поликлиники, отобрали группу часто болеющих детей. Провели анкетирование среди родителей и, получив их согласие на эксперимент, приступили к его реализации. Для создания условий быстрой адаптации дошкольников в комплексе были включены: ходьба по солевой дорожке, самомассаж стоп, массаж «Су-джок» массажером, ходьба по дорожке здоровья, босохождение, корригирующие упражнения, оздоровительный бег и т. д. Приступили к хождению по «ручью» с воды комнатной температуры, постепенно воду снижали по 1 градусу в неделю. Закаливание проводили перед дневным сном. Для того, чтобы ребят не утомляла однообразное шлепанье по воде, предложили выучить стихотворенье, прочитав которое дети успевали пройти 108 шагов. Процедура занимает одну минуту, что позволяет охватить большее количество детей. После того, как воспитанники освоили методику, их можно объединять в группу по 3 человека, т. к. вода проточная, то гигиенические правила не нарушаются. (приложение №1).

Результат эксперимента уже дает хорошие результаты. Хожденье по бегущей воде начали с сентября месяца, по результатам 6,5 месяцев, переболел только один ребенок.

Для успешного осуществления эксперимента, на заседание семейного клуба «Растим здоровое поколение», был вынесен вопрос о вовлечении родителей в оздоровительную работу и совместном сотрудничестве. Результат был положительным.

Большое значение имеет личный пример взрослого, поэтому с педагогами и родителями проводятся Дни здоровья, физкультурные досуги, соревнования, праздники на воде и т. д. О них мы рассказываем детям, используя презентации и фотовыставки.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: у родителей и воспитанников проявляется интерес к реализации данного оздоровительного эксперимента, в нем хотят участвовать дети из других возрастных групп от 3 до 6 лет. Полученные результаты за 6,5 месяцев дают положительную динамику. В конце учебного года данный метод будет распространен в виде презентации среди педагогов и родителей наших воспитанников, с приглашением курирующего педиатра. Решение будет вынесено на обсуждение семейного клуба здоровья «Растим здоровое поколение» для внедренияв оздоровительную работу дошкольного учреждения.

Своё выступление хочу закончить словами английского писателя Оскара Уальда «Лучший способ сделать детей счастливыми – сделать их здоровыми».

Приложение № 1

Ты о чем журчишь ручей?

А о том, что я ничей.

Я студеная вода

Я в движении всегда.

Я бегу с высоких гор

Слышу птичий разговор,

Смело прыгаю со скал

Но и что, что ростом мал.

Никогда я не скучаю,

С солнцем весело игра.

А когда в ущелье прячусь

Все равно чуть – чуть дурачусь.

Я играю с ветром в прятки,

Убегаю без оглядки

Скоро стану я рекой

Моря правою рукой.

Эй, ребята, ведь не страшно

По ручью шагать со мной

Выше ножки поднимайте

И шагайте все гурьбой.

Коль не будете лениться

Каждый день со мной трудиться.

Радость подарю я вам

И здоровье тоже дам!

101, 102, 103, 104,

105, 106, 107, 108!

Будем здоровы!

Публикации по теме:

Цитаты о здоровом образе жизни. Цитаты о здоровом образе жизни. Учись так, как будто тебе предстоит жить вечно; живи так, как будто тебе предстоит умереть завтра. Бисмарк.

Проектирование физкультурно-игровой среды в условиях ДОУ .

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Весна
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эффективное закаливание детей в условиях детского сада. «108 шагов по ручью»
Опубликовано: 13 января 2013 в 11:30
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Мой город Саратов»
Тема: «Мой город Саратов» Характеристики проекта: По доминирующему методу: информационно – практико –ориентированный. По характеру содержания: ребенок и...
Международный День защиты детей. Фотоотчет
В детстве ярко солнце светит, смех звенит и там и тут. Это дети всей планеты песню звонкую поют. 1 июня – первый день лета. Это еще и Международный День...
Симпатичные елочки из бумаги в технике оригами. Мастер класс
Симпатичные елочки из бумаги в технике оригами. Мастер класс Необходимые материалы и инструменты: • Цветная или офисная бумага ( цвет по вашему...
Мастер-класс. Новогоднее украшение из бумаги своими руками «Игольчатая снежинка»
Мастер- класс. Новогоднее украшение из бумаги своими руками «Игольчатая снежинка». Помещение, в котором проводиться праздник надо украсить. Можно...
Мастер-класс «Подарок любимой мамочке» (дети раннего возраста, кружок «Весёлые ладошки»)
Описание работы: мастер-класс для детей раннего возраста, воспитателей, творческих родителей. Назначение: подарок маме, бабушке, сестре. Цель: Учить...