Эффективность использования наглядно-практических методов и игровых приемов на занятиях по развитию речи

МАРИНА КОЧУКОВА
Эффективность использования наглядно-практических методов и игровых приемов на занятиях по развитию речи

Речь - является основной формой взаимодействия человека с окружающим миром. Поэтому в дошкольном учреждении ей уделяется основное внимание. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, перейти от диалогической речи к связному высказыванию. Развивать не только навыки правильной речи, но и формирование речи выразительной, образной.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения детей был интересным, занимательным, развивающим. Одним из факторов, облегчающим процесс становления связной речи, по мнению Л. Эльконина – это наглядность.

Наглядные методы используются часто в детском саду. К ним можно отнести экскурсии, рассматривание натуральных предметов, игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по картинам. Наглядные методы направлены на накопление содержания речи, а также используются для закрепления словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи.

Наглядность повышает интерес детей к знаниям и делает процесс обучения более легким. К. Д. Ушинский отмечал следующее: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету».

В Детском саду наиболее ценными в отношении речевого развития ребенка являются занятия по развитию речи, где используется различный наглядный материал. Ребенку - дошкольнику показывают как предметные, так и сюжетные картины, которые являются ценным материалом для развития речи. Предлагая предметные картины, воспитатель ставит задачу обогатить представления ребенка наглядными образами, расширить активный словарь, научить видеть, показывать и называть детали изображенного предмета. Предлагая детям сюжетную картину, педагог учит их понимать сюжет, развивает умение слушать его пояснения и пояснения сверстников, высказываться по поводу изображенного. Рассматривание картин способствует накоплению у детей представлений об общественных, бытовых и природных явлениях; развивает интонационную выразительность речи и умение составлять по картине небольшой рассказ.

Для детей часто большую трудность представляет последовательное изложение речевого материала. В этом случае могут помочь Серии картинок, которые являются своеобразным планам, они помогают ребенку наглядно установить связь различных эпизодов, выделить главное в сюжете. Достоинством использования картин является также то, что они помогают постепенно преодолеть ошибки в построении предложений.

Очень интересным приемом наглядного метода, по моему мнению, является рисование.

Для дошкольника рисование - малоизведанный и привлекательный мир. Дети очень любят свои рисунки, гордятся ими, хвастаются, узнают свои «произведения искусства» среди множества других и даже через длительное время. Детские рисунки можно использовать для составления картин, тем самым развивая речь дошкольника. Например, дети должны придумать рассказ «Елочка-кормушка». Но сначала воспитатель просит их нарисовать свои украшения для елки, чтобы они понравились разным животным и птицам. После этого дети составляют рассказ по своим рисункам.

Существует еще и такой прием как незавершенный рисунок, который незаменим для развития творческих способностей, как в рисовании, так и в развитии речи. Незаконченные фигурки можно превращать во что угодно: в космический корабль, горы, растения, обитателей планеты, космонавтов и т. д. Затем воспитатель вместе с ребенком рассматривает рисунок и обсуждает получившееся.

Дети дошкольного возраста часто испытывают затруднения в составлении описательных рассказов. В этом могут помочь карты-схемы, предложенные Т. А. Ткаченко (заслуженным логопедом, автор более 70 книг и развивающих пособий для детей). Работу с использованием карт-схем и символов можно начинать с обучения составлению описательных рассказов об овощах, фруктах, одежде, посуде, временах года. Эти схемы можно использовать не только для развития связной речи, но и для развития воображения.

Кроме наглядных методов на занятиях по развитию речи используются и практические методы.

Цель этих методов — обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения. Они используются для решения всех речевых задач. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер.

Ни для кого не секрет, что игра пронизывает все дошкольное детство ребенка. В своих работах Н. К. Крупская неоднократно подчеркивала: "Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания".

Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения.

Я хотела бы порекомендовать педагогам несколько игр для развития речи.

"Только веселые слова"

Игра проводится в кругу. Определяется тема игры. Нужно называть по очереди, допустим, только веселые слова. Первый игрок произносит "Клоун", второй: "Радость", третий: "Смех"и т. д. Игра движется по кругу пока не иссякнут слова. Темы могут быть разные, например: только зеленые слова, только круглые и т. д.

Эта игра не только вызывает интерес у детей и развивает мышление, но и помогает обогатить словарный запас ребенка.

"Слова перевертыши"

Педагог и дети играют в паре (или дети между собой). Ведущий бросает мяч ребенку и произносит слово, допустим "Мокрый". Ребенок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением "Сухой".

Благодаря этой игре дети усваивают слова с противоположным значением – антонимами.

Для детей старшего дошкольного возраста можно усложнить эту игру. Находить "Антонимы в сказках и фильмах"

Взрослый предлагает детям поиграть со Сказкой, объясняя, что он будет произносить название - антоним, а дети должны угадать истинное название.

Например: "Зеленый платочек" (красная шапочка)

"Мышь в лаптях" (Кот в сапогах)

"Деревянный замочек" (Золотой ключик)

Знайка в Лунной деревне (Незнайка в Солнечном городе)

Рассказ о простой курочке (Сказка о золотой рыбке)

"Если вдруг"

Ребенку предлагается какая-либо ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения, например: Если на земле исчезнут:

-все пуговицы;

-все ножницы;

-все книги;

-все деревья и т. д.

Что произойдет?

Можно предложить ребенку другие ситуации, например: если бы у тебя была:

- ковер-самолет;

-волшебная палочка;

-живая вода;

-цветик-семицветик;

-сапоги-скороходы;

-шапка-невидимка и т. д.

Эти игры можно применять как на занятиях, так и в повседневной жизни.

В своей логопедической работе я также использую различные методы коррекции речевых расстройств: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Так, например, для этапа постановки звука характерно преимущественное использование практических и наглядных методов.

При нарушении звукопроизношении используются следующие наглядные пособия:

- различные виды логопедического лото;

- схема и картинки для артикуляционной гимнастики.

- игры для автоматизации звуков («Повтори слово столько раз, сколько точек на кубике»)

- игра «Домики» - индивидуальные карточки для определения места звука в слове.

Для преодоления нарушений лексико-грамматического строя речи, развития активного и пассивного словаря я использую такие игры, как:

• Игра «Времена года»;

• Игра «Кто что ест»;

• Различные виды тематических лото;

• Предметные и сюжетные картины для составления рассказов и пересказов;

• Муляжи фруктов и овощей и другие.

Известно, что мало поставить звук ребенку, важно его автоматизировать в речи. В своей работе я использую "Зашифрованные скороговорки".

Детям очень нравится рассказывать скороговорку по картинкам, её легко запомнить, так как известно, что у детей дошкольного возраста наглядно-образное мышление. Когда у ребенка задействованы многие анализаторы одновременно (зрительный, речедвигательный, слуховой, то процесс автоматизации проходит наиболее эффективно.

Таким образом, подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод о том, что использование наглядных и игровых приемов облегчает усвоение материала, делает формирование речевых умений и навыков более конкретным, доступным и осознанным.

Публикации по теме:

Использование сказочных персонажей на логопедических занятиях, или Сказка из пластилинаИспользование сказочных персонажей на логопедических занятиях, или Сказка из пластилина Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным.

Использование словесных игр для обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста Данная презентация -итог моей работы над темой самообразования. Словесные игры- часть огромной работы по овладению дошкольниками родной.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Деревья и листья
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Эффективность использования наглядно-практических методов и игровых приемов на занятиях по развитию речи
Опубликовано: 20 декабря 2013 в 16:15
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Почта Деда Мороза в Великом Устюге». Фотоотчёт
Указом Деда Мороза от декабря 2001 года в городе Великий Устюг была открыта Почта Деда Мороза. Помещение Почты просторное и удобное. На Почте...
Мастер-класс. Книга «Расскажу вам про весну».
Мастер - класс. Книга «Расскажу вам про весну». Цель: ознакомление дошкольников с природой. Задачи: Формировать умение видеть и называть приметы...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) средняя группа
Тема: Тарелочка Цель: Формировать умение лепить тарелочку из природной глины. Задачи: Упражнять в лепке тарелочек, отрабатывать приемы лепки:...
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс по сборке лэпбука «Логопедический тренажер. Звуки [К’] и [К]. Зима»
Доброго всем! Давно не появлялась на сайте, так как было очень много работы. Но все же не терпится поделиться своими новыми творениями. Одно из который это...