Лучший педагог года

Первые шаги в детском саду. Эффективные формы работы в адаптационный период

Оксана Михайлова
Первые шаги в детском саду. Эффективные формы работы в адаптационный период

Эффективные формы работы в адаптационный период

«ПЕРВЫЕ ШАГИ В ДЕТСКОМ САДУ»

Мы педагоги осознаем важность для ребенка периода адаптации к условиям ДОУ и стараемся помочь маленькому человеку с наименьшим ущербом для психического и соматического здоровья войти в новый мир широкого общения со сверстниками и посторонними взрослыми – в группе, где он будет жить достаточно долго.

Публикация «Первые шаги в детском саду, Эффективные формы работы в адаптационный период» размещена в разделах

В нашем детском саду осуществляется комплексный подход к организации поэтапной адаптации детей к ДОУ. При планировании и организации процесса адаптации выделяются три взаимодополняющих блока: совместная деятельность детей со взрослыми и сверстниками в режиме дня, организация предметно – развивающего пространства, взаимодействие с родителями.

Качественно организовать сопровождение адаптации детей к условиям детского сада позволяет поэтапный подход организации помощи в адаптационный период, включающий четыре этапа: организационный, ознакомительный, консультативный и адаптационный.

На трех первоначальных этапах с февраля по июль организуется клуб:

«Круглый стол с острыми углами» для педагогического просвещения родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста, обеспечение успешной адаптации ребенка к условиям детского сада, а также формирование единства требований к ребенку педагогов и родителей в период адаптации.

В программе клуба:

-психологический практикум «Общение с ребенком от года до трех лет»;

- практикум воспитателей «Игры, в которые играют…»;

-беседа старшей медицинской сестры «Где моя большая ложка?»;

-рекомендации инструктора по физической культуре «Растим детей, здоровыми, смелыми, умелыми»;

-советы музыкального руководителя «Мы танцуем и поем – вместе весело живем!»;

-обзор проекта…

-экскурсии-презентации развивающего пространства группы и детского сада;

-консультация педагога-психолога «Мама или детский сад

Совместно с педагогом-психологом в июне – августе проводится анкетирование родителей для прогнозирования течения адаптации и влияние условий и образа жизни семьи на здоровье ребенка, его способности к социализации.

На первом родительском собрании (в июне – июле) родители детально знакомятся с условиями и организацией жизни детей в детском саду, уточняем график приема детей, длительность ежедневного пребывания ребенка в группе.

На четвертом этапе – адаптационном (с августа по октябрь) – проводится наблюдение за поведением детей в процессе свободной деятельности с детьми, а затем и на занятиях. Результаты наблюдений отражаются в индивидуальных дневничках «Вот какой Я», позволяющих осуществить индивидуальный подход к ребенку, скорректировать подбор игр, упражнений, приемов при организации режимных моментов.

В адаптационный период, в дневничках «Вот какой Я» отражаются успехи и достижения детей и на протяжении всего года. На информационном стенде для родителей помещаются забавные высказывания детей и словесные зарисовки их ярких моментов в группе.

Прием вновь поступающих детей проводится поэтапно, по графику, согласованному с родителями. Принимаются в группу не более 2 – 3 детей в неделю, чтобы каждому малышу можно было уделить максимум внимания.

Первое посещение ребенком детского сада непродолжительно и позволяет ему в спокойной обстановке познакомиться с воспитателем и «совершить экскурсию» в новые для него помещения. В ходе первой встречи происходит знакомство ребенка с игрушкой Карапуз – символом группы, который в дальнейшем будет сопровождать его в играх.

Первую неделю родителям рекомендуется приводить ребенка в детский сад накормленным, с любимой домашней игрушкой, он находится в группе в течение 1 -2 ч, а если необходимо – в присутствии мама.

Если ребенок в хорошем настроении, активен, легко отпускает родителей, его можно оставлять в группе одного на 1 -2 ч, постепенно увеличивая время пребывания ребенка в последующие дни.

Главной фигурой и центром внимания для детей младшего дошкольного возраста является взрослый. Основной задачей взаимодействия с детьми в период привыкания к дошкольному учреждению считается формирование эмоционального контакта на основе совместных действий, сопровождаемых доверительным тоном, добрым взглядом, ободряющей улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы и любви к каждому малышу.

На адаптационном этапе важна стабильность в работе группы, встреча со знакомым педагогом, неизменная последовательность режимных видов деятельности. Разработан «План всех видов деятельности в адаптационный период» позволяет содержательно наполнить каждый день пребывания детей в детском саду. Заменив свободную деятельность утром на игры. Данный план можно использовать в течении года после окончания периода адаптации.

Непосредственно образовательная деятельность в период адаптации организуется с октября. К этому времени малыши активно включаются в совместную деятельность со взрослым и могут увлечь себя игрой и предметной самостоятельной деятельностью.

Во время игр ведущая роль принадлежит воспитателю, который представляет игрушку или дидактическую куклу. Непосредственно образовательная деятельность проходит в игровой форме, с частой сменой видов деятельности. В ходе этого отмечается активность каждого ребенка, постоянно одобряется проявление самостоятельности, активности, любое достижение.

Предметно-развивающее пространство группы, отвечающее всем современным принципам концепции развивающей среды, позволяет детям познавать окружающий мир, радость игры, творчества. Учитывая основные направления развития детей младшего дошкольного возраста, были созданы следующие центры: сенсомоторный центр «Домик цветных человечков», театрализованной деятельности «Паровозик сказок», музыкальная деятельность «Солнечная поляна», изобразительной деятельности «Волшебная радуга», центр речевого развития «Чудо- дерево»,

«Мойдодыр» центр здорового развития, многофункциональный центр сюжетно-ролевой игры, ряженья, игры с водой и песком, центр уединения.

Особая роль отводится взаимодействию с семьями воспитанников. Важно при этом интегрировать усилия всех участников педагогического процесса. С целью повышения уровня педагогического образования родителей и оптимизации стиля семейного воспитания работы строится по двум направлениям: информативному и обучающему. Они включают в себя: консультации, рекомендации, наглядные формы работы (памятки, папки – передвижки, фото выставки, материалы информативного центра, родительские собрания, групповые праздники.

Для организации участия родителей в процессе адаптации, привнесения части семейного тепла и любви в стены детского сада предлагаются творческие домашние задания:

- создание фотоальбома «Я и моя семья», содержащего тематические страницы: «Фотография ребенка», «Стихотворение о ребенке», «Ласковые слова в картинках», «Мои увлечения», «Любимые игрушки», «Фотография семьи», «Мама, папа, я – спортивная семья»;

-оформление странички «Я глазами мамы и папы», в индивидуальных дневничках «Вот какой Я», где рассказывается о том, какой ребенок дома;

-коллаж создание.

У детей, родители которых активно принимают участие в реализации домашних заданий, улучшается ход адаптации, сокращается ее продолжительность.

По окончании адаптационного периода проводится родительское собрание на тему: «Итоги адаптации», на собрании родители показывают результаты домашних заданий, обсуждается ход и проблемы адаптации, ставятся задачи по дальнейшему развитию и воспитанию детей.

Особое внимание мы уделяем работе психолого-медико-педагогических консилиумов, где специалистами ДОУ составляется интегрированный поведенческий и личностный портрет ребенка. Делаются анализы и выводы, проводится обработка результатов уровня готовности каждого ребенка к поступлению в ДОУ, анализ индивидуальных дневничков – адаптации, диагностическое обследование уровня развития познавательных процессов детей, педагогическая диагностика уровня овладения детьми программы первой младшей группы. По результатам дневничков – адаптации строятся графики изменения показателей эмоционального портрета ребенка, подводятся итоги адаптации и оценивается уровень развития детей.

Эффективные формы сотрудничества с родителями позволяют активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях не только в период адаптации к ДОУ, но и в дальнейшем воспитании и развитии детей. Наблюдается повышение активности родителей в сотрудничестве с детским садом по созданию условий для адаптации и развития детей : 76 – 92% родителей принимают активное участие в родительских собраниях и общих праздниках.

Успех воспитания детей в детском саду во многом зависит от того, как организована работа с семьей. Доволен родитель – довольны и мы, так как продуктивное сотрудничество родителями – это то, к чему мы стремимся.

Публикации по теме:

Адаптационный период детей раннего возраста в детском саду Начало учебного года - трудная пора для детей раннего возраста, т. к. это период адаптации к новым для них условиям. Малыши тяжело переносят.

Опыт работы «Формы работы с родителями в детском саду» В нашем дошкольном учреждении мы используем разнообразные нетрадиционные формы работы с родителями. К ним относятся: Информационно-аналитические:.

Формы работы с родителями в детском саду В соответствии с законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, одной из основных задач, стоящих.

Опыт работы «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду»Опыт работы «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду» Детский сад это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. В современных условиях задачей взаимодействий.

Первые шаги в пластилинографию для детей раннего возраста (из опыта работы) Когда человек рождается, он начинает познавать мир, причём делает это самым эффективным и безотказным способом - всё нужно увидеть, услышать,.

Первые шаги в пластилинографии для детей раннего возраста из опыта работы 1. Актуальность проблемы. Когда человек рождается, он начинает познавать мир, причём делает это самым эффективным и безотказным способом.

Проект по адаптации детей к детскому саду «Мои первые шаги» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Ручеек» общеразвивающего вида Пограничного муниципального.

Родительское собрание «Адаптационный период в детском саду»Родительское собрание «Адаптационный период в детском саду» Цель: -Познакомить родителей между собой, научить их партнерским отношениям друг с другом и воспитателями -Дать консультацию о адаптационном.

Сообщение из опыта работы «Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников» Сообщение из опыта работы. Тема: «Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников». Кухарчук Надежда Васильевна, Фомина Надежда.

Консультация «Современные формы работы с родителями в детском саду» В нашем обществе обращается большое внимание на формирование всесторонне развитой личности. Вот почему очень важно повысить эффективность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Первые шаги в детском саду. Эффективные формы работы в адаптационный период
Опубликовано: 8 июля 2018 в 09:50
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД