Эйдотехника.

Елена Зубкова
Эйдотехника.

Среди технологий,используемых в дошкольной коррекционной педагогике для улучшения запоминания детьми стихов, более распространена мнемотехника. Эйдотехника используется достаточно редко. Но для категории детей,которых по нейрофизиологическому типу можно отнести к правополушарникам и имеющих при этом зрительную модальность,выбор данной технологии более целесообразен. Таким детям свойственно образное мышление,они рисуют в своем воображении картины,чтобы представить события или объекты. описываемые в стихах. Правополушарники сначала схватывают суть изложенного, а потом анализируют от общего в частному. Дошкольники,не умеющие ещ читать,не имеют возможности запомнить текст зрительно. Слуховое восприятие,как и слуховая память развиты у них хуже. Поэтому для такой категории детей больше подойдет эйдотехника- образное запоминание.

Предложите ребенку для заучивания стихотворения после его первого прочтения сначала мысленно нарисовать целостную картину. Затем предложите изобразить это на листе бумаги. Рисунок у таких детей, как правило, цветной,со множеством деталей,в отличие от схематичных или символических рисунков. используемых в мнемотехнике и символическом моделировании. Безусловно, при первом опыте исползования данной технологии лучше взять небольшое по объему стихотворение описательного характера. Например:

Наша елка велика,

Наша елка высока.

Выше папы,

Выше мамы.

Достает до потолка.

А на ней игрушки,

Бусы да хлопушки.

Е. Ильина.

Потом можно будет выбрать стихи, в которых на первый план выходит предикативность. Например:

Первый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И. Суриков.

А уже на следующем этапе можно предложить для заучивания стихи, в которых есть трансформация событий. Например:

За окном сосулька тает,

Ветер тучи рвет в клочки.

Разжимает. разжимает

Клен тугие кулачки.

Прислонися он к окошку.

И, едва растает снег,

Мне зеленую ладошку

Клен протянет раньше всех.

С. Коган

По такому же принципу можно заучивать и скороговорки. Например:

Сидит поп на копне.

Колпак на попе.

Копна под попом.

Поп под колпаком.

Используя мнемотехнику. мы предложили бы ребенку придумать таблицу пиктограмм. Но ребенку с образным мышлением символы, как атрибуты знаковой системы,не так подходят, как целостная картина. Перед заучиванием скороговорки проведем беседу,расскажем о том, кто такой поп,напомним сказку А. С. Пушкина "О попе и работнике его Балде",покажем иллюстрации, а затем попросим представить, о чем говорилось в скороговорке и нарисовать. Далее перейдем к повторению.

Таким образом,технология, которой восхищался А. Р. Лурия,описывая уникальные возможности ее использования взрослыми,вполне может применяться в дошкольной логопедии и дефектологии.

Публикации по теме:

Методические рекомендации по использованию технологий http://www.maam.ru/users/files/download322.htmlМетодические рекомендациипо оценке профессиональной деятельности педагогического работника.

Презентация «Использование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПР» МНЕМОТЕХНИКА – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эйдотехника.
Опубликовано: 29 октября 2012 в 18:04
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о подготовке к конкурсу «Огород на подоконнике»
В нашем детском саду «Колокольчик» объявлен конкурс на лучший огород на подоконнике. Засучив рукава, мы с напарницей Глуходедовой Татьяной Николаевной и...
Совместное творчество педагога с детьми «Гнездо с птенцами» Мастер класс
Назначение поделки: пополнение экологического центра группы. Цель: оформление поделки на весеннюю тематику с использованием знакомых способов работы с...
Стенгазета «Все профессии нужны, все профессии важны!»
Каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость, удовольствие и приносящее пользу людям. Поэтому очень важно познакомить...
С. Маршак-на все времена. Фотоотчет с районного конкурса стихов.
Сегодня , 24 марта, в нашей детской библиотеке прошел конкурс стихов С. Я. Маршака. В нем приняли участие 4 детских сада. Дети читали стихи индивидуально и...
Мастер-класс «Игрушки своими руками. Кошка Муся-воображуля»
Как говорила великая Коко Шанель: «Вещи ручной работы — это роскошь. Иметь их каждому совсем не обязательно. Тот, кто хочет их иметь, делает их сам или...