Экологическая беседа «Как зимуют звери». Конспект интегрированного занятия в старшей группе

ольга коковина
Экологическая беседа «Как зимуют звери». Конспект интегрированного занятия в старшей группе

Программные задачи:

1. Формировать у детей представления о жизни животных в лесу, их приспособленности к сезонным условиям.

2. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, делать выводы.

3. Упражнять в умении сравнивать и описывать животных.

4. Воспитывать познавательный интерес детей к жизни природы.

Материал: картины: «Зайцы в зимнем лесу», «Белки спасаются от куницы», «Волчья стая зимой», «Медвежья берлога», «Лиса. Зима», лист ватмана со следами различных зверей.

Ход беседы: Почемучка приглашает детей отправиться погулять в зимний лес. Ребята одевают теплые шубы, шапки и отправляются в путешествие.

Воспитатель: Зимний лес тих и спокоен. Но вот тянется длинная цепочка маленьких следов на снегу (лист ватмана с нарисованными следами).

Дети вместе с Почемучкой определяют, кому принадлежат следы: у зайца – два широких кружочка и два маленьких один над другим, белки, волка, лисы.

Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним, какие изменения происходят в жизни животных в течении лета и осени, которые помогают животным пережить зиму? (накопление жировых отложений, смена кожных покровов – линька (у белки серебристо-серая шубка, у зайца – белая).

Воспитатель:- Зачем звери меняют свои шубки? (новые шубки густые, теплые, зайца не видно на белом снегу – защищает его от врагов).

Почемучка предлагает детям отгадать загадку

Кто в берлогу спать ложится

Волк, медведь или лисица?

Воспитатель: - а как вы догадались?

Дети рассматривают картину «Медвежья берлога»

Воспитатель: - Как называется жилище медведя?

- Как медведь зимует? - Питается ли зимой медведь?

- Что случится, если медведь не накопит за осень жировые отложения?

- Когда у медведицы появляются медвежата? (поздней зимой)

- Когда просыпаются медведи? (весной).

Почемучка загадывает следующую загадку:

Кто колючий, словно елка,

Носит на спине иголки? (еж)

Воспитатель: Какие слова помогли вам найти отгадку?

Дети рассказывают о еже по вопросам

- Как называется жилище ежа? (нора)

- Чем утепляет еж свою нору?

- Где чаще всего еж устраивает свою нору? (под елью)

- Делает ли еж запасы на зиму? (нет)

- Что делает еж зимой? (крепко спит до весны)

- Как еж спасается от врагов? (с помощью колючек)

Почемучка: Молодцы! А теперь следующая загадка

Это что за шалунишка

Рвет с еловой ветки шишку,

Семена в ней выгрызает,

Шелуху на снег бросает? (белка)

Воспитатель: как вы догадались?

Выставляется картина «Белки спасаются от куницы»

Вопросы: - как выглядит белка (пушистый хвост, острые когти, серебристый мех, острые зубки)

- Как называется жилище белки? (дупло)

- Чем питаются белки на деревьях? (орехи, семена хвойных деревьев, грибы, почки, ягоды, плоды деревьев и кустарников, может поймать мышь-полевку)

- Где белка устраивает свое гнездо? (чаще в хвойных деревьях, делает 2-3 гнезда)

- Что ей помогает ловко передвигаться по деревьям (цепкие коготки на лапках)

- Что защищает белку от холода? (запасы еды, теплый, густой мех)

- Какие враги есть у белки? (куницы, лисы, ястребы, филины, совы)

- Как белка спасается от врагов? (прячется среди густых ветвей и в дупле)

- Зачем у белки на кончиках ушей кисточки из шерсти и такой шикарный хвост? (кисточки спасают от обморожения, хвост – своеобразный руль и парашют)

Почемучка: следующая загадка?

Живет в лесу, путает следы

Боится волка и лисы (заяц).

Воспитатель: Какие слова помогли вам догадаться?

Выставляется картина «Зайцы в зимнем лесу»

Вопросы: - Почему заяц меняет окраску на зиму? (более теплая, маскировочная окраска)

- З айцы утепляют свои норы? (у него нет домика, он спит под кустом в пушистом снегу)

- Чем питается заяц зимой? (сеном, корой деревьев)

- Что ему в этом помогает? (острые зубы)

- Зачем заяц скачет за лосями? (подбирает молодые побеги осин)

- Как он спасается от врагов? (бегством, может затаиваться, петлять)

- Что ему в этом помогает? (длинные задние ноги) скорость 80км/ч

- Почему говорят «заяц не трус, себя бережет?» (им присущи выдержка и осторожность, находчивость, стремительность)

Почемучка: Здорово! Обо всех животных вы знаете!

Но следующие загадки посложнее

Есть у нас такой обычай

Ходим стаей за добычей

Прячемся у темной елки,

Кто мы лисы, или волки? (волки)

- Как вы догадались? Картина «Волчья стая зимой»

Вопросы: - Как выглядит волк? (крупный, большая голова, хвост большой, пушистый, хорошее зрение, чуткие уши)

- Почему волка называют хищником? (он охотится на других животных)

- Что помогает ему в добывании пищи? (хорошее острое зрение, чуткие уши, хороший нюх, выносливость (могут не есть 2-3 дня, долго выслеживать добычу)

- Почему волка называют «санитар леса»? (забивают прежде всего слабых и больных животных)

- На кого охотятся волки зимой? (оленей, лосей, кабанов, зайцев)

- Почему волк может быстро и долго бегать? (сильные, длинные ноги)

- Что означает выражение «волка ноги кормят» (не ждет добычу в засаде, а бегает за ней)

- Почему волк на зиму окраску не меняет, остается серым? (волк сливается с тенями, самый удачный цвет для зимы)

Почемучка: Послушайте загадку еще про одного зверя,

Всех зверей она хитрей.

Шубка рыжая на ней. (лиса)

- По каким признакам вы догадались?

Картина «Лисы зимой»

- Почему говорят, лиса – всему лесу краса? (очень красивая шубка, густой блестящий хвост, мордочка вытянутая, уши большие, стоячие, лапки стройные, тонкие).

- Как меняется лисий наряд зимой? (становится пышней и теплей)

- Как называется жилище лисы? (нора)

-Чей дом может занять лиса? (барсука)

- Чем питается лиса зимой? (мышами, зайцами, курами)

- Как ведут себя волк и лиса во время охоты? (лисы незаметно подкрадываются, заметают следы, а волк может долго гнаться за добычей, лиса – в одиночку, а волк – стаей)

- Кто быстрее бегает, волк или лиса? Почему? (волк, у него ноги длинные)

Почемучка: Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете, как звери подготовились к зиме.

Предлагает поиграть в игру «Четвертый лишний» (правило: выбери лишнее слово и объясни, почему)

Медведь, заяц, лиса, волк (меняет окраску)

Лиса, волк, заяц, белка (делает запасы на зиму)

Почемучка благодарит ребят и прощается с ними.

Публикации по теме:

Конспект по экологии, в старшей группе. «Прощание с осенним лесом» Образовательные задачи: - Наблюдать с детьми явление природы. - Помогать устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы.

Презентация к занятию «Украсим город родной»  (приложение к опубликованному ранее занятию) Конспект Цель: - углублять и уточнять представления о родном городе, вызвать желание заботиться о его красоте, воспитывать патриотические.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Птицы
  • Птицы
Автор публикации:
Экологическая беседа «Как зимуют звери». Конспект интегрированного занятия в старшей группе
Опубликовано: 25 октября 2013 в 18:12
+12
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны. (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...