Лучший педагог года

Формирование экологической культуры младших школьников посредством научно-исследовательской деятельности

Рупышева Наташа
Формирование экологической культуры младших школьников посредством научно-исследовательской деятельности

Формирование экологической культуры младших школьников посредством научно-исследовательской деятельности

Если хочешь воспитать в детях смелость ума,

вселить в них радость сотворчества,

то создай такие условия,

чтобы искорки их мыслей

образовали царство мысли.

Ш. А. Амонашвили

Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Тот или иной уровень экологической культуры – есть результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии, именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни.

Публикация «Формирование экологической культуры младших школьников посредством научно-исследовательской деятельности» размещена в разделах

Воспитание экологической культуры учащихся становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования. Успешность решения этой проблемы во многом определяется, если она рассматривается в едином контексте, органической взаимосвязью с деятельностью школьников по профессиональной ориентации, направленной на формирование таких качеств субъекта трудовой деятельности, как целеполагание, планирование, способность контролировать и оценивать свои действия, ход и результаты своего труда, проявлять творческую активность. Эти качества, как правило, гарантируют становление будущего профессионала, определяют его жизненные и профессиональные ценности.

Одной из актуальных технологий сегодня является проектное обучение, цель которого состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в разнообразных группах, развивают у себя исследовательские умения.

Педагогический опыт и творческий поиск по этой проблеме привел меня к выводу о том, что одним из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация научно-исследовательской деятельности учащихся, которая и является для меня одной из форм работы с учащимися на своих уроках и во внеурочное время.

Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников – серьезная, сложная работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной научной библиотеки, желания углубленно работать с учащимися в области тех или иных наук.

Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволяет достигнуть важнейших целей образования:

- самостоятельного мышления;

- решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;

- навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук.

Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.

В 2009 году мною в школе был организован факультатив «Школа исследователя». Была разработана программа внеурочной деятельности сроком на 4 года. Занятия начала проводить с первоклассниками, старалась заинтересовать не только ребят, но и их родителей, Поэтому все занятия проводились в игровой форме с привлечением родителей, применяя методы научности и доступности.

Постепенно первоклассники втянулись в работу. Их стало интересовать многое вокруг, но не просто, что это за вещь, а из чего она состоит, где изготавливают такие предметы. Так появилась потребность у учащихся самостоятельно добывать знания, а мне - организовывать, по возможности, экскурсии, походы, поездки. На занятиях мы радовались первым нашим открытиям, ребята старались как можно больше узнать что-то новое. Всё изученное нами мы записывали в дневники наблюдений. У многих учеников нашей школы нет компьютера. Школа предоставила нам возможность пользоваться техникой, Постепенно мы стали учиться фотографировать, создавать презентации, встали на одну ступень сотворчества.

Так стали появляться наши первые проекты. К концу первого класса некоторые ребята определились с темой научного исследования. В 2010году мы заработали в районе I место, в Республике вошли в пятёрку лидеров.

Над следующей темой исследования мы проработали почти 3 года. Изучая виды жаб, обитающих в окрестностях посёлка Онохой, мы вели тщательные наблюдения. Пронаблюдали этапы развития, собрали материал для проекта, посетили Бурятский научный центр, так как сомневались в определении вида жаб. Постепенно у нас возникла идея - проверить, оказывает ли влияние на кислотность молока жаба.

Для этого мы посетили лабораторию, где нас научили определять кислотность молока. Поэтому наш опыт имеет лабораторное подтверждение. Данная работа принесла нам победу 2011 году в районе I место, в Республике I место, лауреат II степени Всероссийского заочного конкурса «Юный исследователь».

Мы с ребятами встречались на летних каникулах, вели свои наблюдения. Ребята с большим удовольствием посещали занятия, самостоятельно изучали новый материал, многие свободно создавали презентации и делились с нами добытыми знаниями.

Встречу в сентябре месяце ждали с нетерпением, так как ребятам хотелось рассказать о своих наблюдениях. На занятиях в школе исследователя нам стало известно, как поэтапно из гусеницы появляется бабочка. Ребята попросили доказать наблюдавшего свои исследования. Был собран материал (яйцо) бабочки с капусты, и мы всей школой наблюдали за процессом превращения. Бабочка действительно появилась, но, к нашему удивлению, это была не капустница, а крапивница. Это нас натолкнуло на знакомство с учёными, занимающимися изучением бабочек. Также во время исследования мы узнали, что в Онохое найден новый вид бабочек, назван Онохойка. Учёные, которые это обнаружили, живут в посёлке Онохой. Проведённая исследовательская работа принесла нам победу в 2011 году в районе II место, стали лауреатом III степени Всероссийского заочного конкурса «Юный исследователь».

Работая над научно – практической работой в 2012 году у нас возникла необходимость более точного определения найденных личинок. Так мы посетили Всероссийский центр карантина растений, где идентифицировали личинку монохамуса. Практически доказали, что монохамус не стрижёт волосы человека. В районе заняли III место, в Республике II место, лауреат II степени Всероссийского заочного конкурса «Юный исследователь».

Работая над темой изучения лягушек и жаб, мы увлекли не только ребят нашей школы, но и родителей, продавцов зоомагазинов города Улан-Удэ, жителей посёлка, дома которых расположены вблизи болот. Лягушек в наших болотах мы не нашли, но зато мы выявили реальную экологическую проблему посёлка Онохой. Она состоит в том, что болота захламлены, они высыхают и постепенно исчезают. Тем самым мы теряем флору и фауну нашей местности. Так как нашей проблемой заинтересовались родители и родственники ребят, лягушек мы всё–таки обнаружили в Тарбагатайском районе. Всем вместе нам удалось доказать, что лягушка на кислотность молока не влияет.

В 2012 году получили приглашение на очную научно – практическую конференцию города Обнинска с данной работой.

Выращивая подсолнухи на приусадебном участке пронаблюдали, сколько же воды необходимо растению. Научились определять стороны света благодаря подсолнуху, выяснили в какой почве лучше растёт подсолнух. А собрав урожай, возникла необходимость посещения Онохойского масложиркомбината, где во время экскурсии увидели практическое применение семечки подсолнуха в переработке. В районе заняли I место, в Республике грамота, лауреат III степени Всероссийского заочного конкурса «Юный исследователь».

Многих коллег интересует вопрос, как определиться с темой исследовательской работы. Я считаю, что удивительное рядом. Чем глубже мы изучаем окружающий мир, тем больше перед нами неоткрытых дорог. Назревает необходимость в организации экскурсий как на природу, так и на предприятия разных направлении. Вот тут- то и открываются необъятные просторы для исследований. Но не следует забывать, что исследование исследованием, а научное подтверждение необходимо. Поэтому я считаю, что консультация научных сотрудников нужна.

Факторы успешности исследовательской деятельности учащихся :

-соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы;

-добровольность выбора темы учащимся;

-максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;

-компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;

-уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся родителей и педагогов школы,

-осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими деятельности.

Кроме того, важным элементом является метод поощерения.

Ребята, достигшие результата, не остаются без внимания. Торжественные линейки, праздничные дискотеки в честь победителей в центральном ДК п. Онохой. Оформление доски почёта, вручение памятных подарков ребятам, благодарственных писем родителям прекрасно стимулирует ребят. Поэтому они не останавливаются на достигнутом.

В нашем районе большое внимание уделяется научно – практической работе. 1 раз в месяц проводится работа с учителями - тьюторами, где нас обучают как правильно вести подобную работу, методисты дают электронные адреса, куда можно было бы отправить свои научно - практические работы. Информационный центр образования всегда идёт на помощь, если возникает проблема отправки работ.

В 2011 году методистами района было разработано интересное положение о конкурсе «Учитель - тьютор», где каждый педагог мог показать результат своей работы. Администрация районного образования не оставляет без внимания работу педагогов. Желание заниматься научно – практической работой не покидает ни меня, ни ребят, ни родителей.

Ребёнок, родители, учитель, семья учителя – только в совокупности все добиваются хорошего результата.

Таким образом, как показывает практика, проектная деятельность реально способствует формированию нового типа обучающегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Использование в работе проектно- исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности позволяет получить ряд практических результатов: рост качества знаний, активное участие учащихся в НПК. Самое главное, участие в проектах позволяет приобрести уникальный опыт школьнику, невозможный при других формах обучения.

Природоохранное образование и воспитание нужно начинать с раннего детства. Человек, как известно, лучше поддается воспитанию, чем перевоспитанию. Сохранить наши природные богатства – почетное дело и гражданский долг каждого.

"Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения…”А. А. Плешаков

Публикации по теме:

Организация мини-музеев в группе.Организация мини-музеев в группе. На мой взгляд, музейная педагогика - это новый метод всестороннего развития дошкольников. Мне очень понравилось это направление. Поэтому.

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Природу края береги» Представляю вашему вниманию педагогический проект по воспитанию экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста. Основная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологической культуры младших школьников посредством научно-исследовательской деятельности
Опубликовано: 14 апреля 2013 в 06:36
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД