Экологическая сказка для детей подготовительной группы «В году 12 месяцев»

Валентина Федорова
Экологическая сказка для детей подготовительной группы «В году 12 месяцев»

Воспитатель и дети заходят в музыкальный зал под музыку П. И. Чайковского «Времена года» (пьеса «Январь»).

Воспитатель:

-На дворах, на домах снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным ковром.

-Смотрите, к нашей кормушке подлетела птичка. Вы узнали её? Кто назовёт? (за «окном»- кормушка, игрушка-синичка).

Ребёнок:- Синичка. Зимой она прилетает к нам в город.

Воспитатель:- А вы не забыли сегодня положить для синички корм?

Дети:

- Я принесла пшена.

- А я для синички принесла кусочки сала. Ребенок:

- Мёрзнут лапки у синички

Плохо ей без рукавичек.

Да и голодно в мороз.

Я ей семечек принёс.

Посмотрите-ка туда-(показывает на кормушку)

Там ей вкусная еда.

Воспитатель:- Молодцы, дети. Самое доброе, самое нужное, что мы сейчас зимой можем сделать для птиц – это подкармливать их.

(Зовёт Синичку).

- Синичка, иди к нам! (Выбегает девочка в костюме птички-синички).

Синичка:- Целый год я летала по садам, по полям и лесам, летала да и присматривалась, что кругом делается. Поняла, что есть четыре времени года.

Первой к нам зима идёт,

Новый год она ведёт.

За зимой– второй – весна,

Говорят:- «Весна - красна».

Третьим – лето всё в цветах

И с малиной на кустах.

А четвёртой – осень –

Лес наряд свой сбросил.

Старый воробей рассказал мне, что есть какой-то календарь, есть месяцы года, их так много! Он перечислил их, но я не запомнила, как они называются. Знаю, что прошёл 1-ый месяц года- январь, а сейчас какой месяц?

Воспитатель:- Кто напомнит синичке какой месяц сейчас у нас на дворе?

Ребёнок:-Начался второй месяц года – февраль.

Синичка:- А как вы узнаёте, когда месяц начинается и когда заканчивается и как он называется?

Воспитатель (обращается к детям): - Расскажем синичке.

Ребёнок:- По календарю. В году очень много дней. Дни разделили на месяцы, а месяцы на недели, а каждой неделе – 7 дней.

Воспитатель:- Синичка, для того чтобы ты запомнила дни недели мы расскажем тебе о твоих подружках-птичках. (Подходят к панно «Кормушка». Проводится игра «Мы кормушку смастерили»).

Игра «Мы кормушку смастерили».

Макет кормушки, на кормушке наклеены цифры в неопределенном порядке от 1до 7, изображения птиц разложены рядом с макетом.

Воспитатель:- Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед,

Будет вам зимой обед!

В гости в первый день недели

К нам синица прилетела.

(Дети находят картинку с изображением синицы, находит цифру 1 и ставят в кармашек картинку, называют день-понедельник).

А во вторник – посмотри:

Прилетел снегирь-сосед.

(снегирь и цифра 2).

А ворона была в среду,

Мы не ждали её к обеду.

(Ворона и цифра 3).

А в четверг к нам прилетел,

Серый, шустрый воробей.

(Воробей и карточка с цифрой 4).

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

(Голубь и цифра 5).

А в субботу на прогулке

Мы увидели сороку.

(Сорока и цифра 6)

В воскресенье, в воскресенье

Целый день у нас веселье:

Так как всем на удивленье

Прилетели свиристели. (Свиристели и цифра 7).

Воспитатель:- Видишь, сколько твоих подружек прилетело к нам на кормушку.

Синичка:- Мне так хочется узнать о феврале, увидеть какой же он месяц февраль!

Воспитатель:- Дети, а вы хотите узнать побольше о месяце феврале?

Я приглашаю вас в зимний лес. Только сначала поиграем с тобой, Синичка.

(Проводится гимнастика «Птица перед взлетом»-3р.)

И. п. -стоя, руки внизу, ноги на ширине плеч.

Не сгибая ног, дети наклоняются вперед, голову тянут вверх,

Руки за спиной вытягивают вверх, словно крылья,

Медленно возвращаются в и. п.

Воспитатель:- А теперь оденемся потеплее. Наденем шапки, шубки, валенки, варежки (имитируют одевание).

Воспитатель:- Поведет нас в лес волшебное колечко (кидает колечко, оно катится). А вы не зевайте, за мной повторяйте.

Воспитатель и дети:- Ты катись, катись колечко,

На весеннее крылечко,

В летние сени,

В теремок осенний

Да по зимнему ковру

В гости к февралю.

- Снег глубокий, тяжело шагать.

(Дети идут обычным шагом, идут, тяжело поднимая ноги «по сугробам»).

Воспитатель:- А воздух чистый, свежий. Подышим воздухом (вдох через нос, выдох через рот, 3 р.)

Воспитатель:- Как красиво кругом!

(Проводится игра «Зимний лес»).

Воспитатель читает текст и показывает движения. (автор текста И. Никитин.) -В лесу деревья в инее, с иголочками синими (дети идут мелким

шагом, вытянув руки вниз и согнув ладони под прямым углом, -И небо точно в блёстках (дети поднимают руки вверх смотрят вверх,

-Мороз кусает щёчки (осторожно трут щёки, будто спасаясь от мороза, –Зашумела, разгулялась в поле непогода (круговые движения руками вправо и влево,. –Принакрылась белым снегом гладкая дорога (выполняют движения, будто разметают перед собой дорогу).

Воспитатель:- Посмотрите за деревьями кто-то ходит. Он в синей шубе, в шапке, с белой бородой.

-Ходит грозный Вьюговей

В снежной шапке до бровей.

Даже волк, разбойник волк

Испугался и примолк.

Кто это такой?

Дети перечисляют: Дед Мороз, Мороз Иванович…

Воспитатель: Спросим у него. Здравствуйте, мы хотели бы знать кто вы.

Февраль:-Я- Февраль –2-ой месяц года и последний месяц зимы. Сейчас я хозяйничаю в лесу. (Роль Февраля исполняет взрослый.)

Воспитатель:- Ну, а как сейчас в лесу?

Февраль:- Всё идёт своим чередом. Кому положено спать - спят, кому положено по снежку бегать – бегают. Тем, кто спит, я снегом норки-домики укрываю, чтобы теплее было. Зайчик пробежит по снегу, я его следы снежком закидаю, чтобы лиса не поймала.

Воспитатель:- Февраль, мы бы с тобой поиграли.

Февраль:- Играть-то мне некогда, но гостей я не обижу. Я с вами со снежком поиграю. (Проводится игра «Расскажи о феврале»).

Игра «Расскажи о феврале»

Дети сидят в кругу, ведущий кидает снежок, кто поймает – должен ответить, рассказать, что он знает о феврале (народный календарь).

Ответы:

- Вьюги да метели на февраль полетели.

- Февраль – бокогрей.

- Февраль месяц лютый, спрашивает как обутый.

- В феврале зима с весной встречается впервой.

- Февраль месяц – дотерпи до весны.

- Мороз не велик, да стоять не велит.

- Если зимой холодно, то летом сухо и жарко.

- Много снега – много хлеба.

- Февраль силён метелью, март – капелью

и другие высказывания. Февраль после каждого ответа просит уточнить:

-Почему так говорят?

Февраль:- Вы присаживайтесь, погрейтесь у костра, а я пойду. Я оставляю вам макет года, вспомните другие месяцы, поиграйте в разные игры. Дел у меня много, в лесу сейчас я хозяйничаю, за порядком слежу. (Февраль уходит).

(Воспитатель и дети садятся у «костра»).

-Воспитатель:- Дети отгадайте мою загадку: «Двенадцать братьев друг за другом ходят, а друг друга не обгоняют»

Дети:- Это двенадцать месяцев года.

Рассматривают макет года, стрелка на макете показывает на картинку с изображением февраля, находят февраль месяц, рассказывают про все зимние месяцы, называют их: декабрь-1месяц зимы, январь-2 месяц,февраль-3 месяц зимы, отмечают характерные приметы: декабрь-ёлка, январь-много снега, дети-катаются на коньках, на лыжах, февраль-вьюга (по картинкам на макете года).

После беседы о зимних месяцах проводится игра «Мороз-красный нос».

Мороз-Красный нос

На противоположных сторонах площадки обозначают два угла. Это будут два дома, в одном из них располагаются играющие. Их задача – быстро перебежать в другой дом, т. е. в противоположный угол.

Посередине площадки встает водящий – Мороз – Красный нос. Он говорит:

Я Мороз – Красный нос.

Кто из вас сейчас решится

В путь – дороженьку пуститься?

Все игроки отвечают:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз.

После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Водящий – Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). «Замороженные» игроки останавливаются на том месте, где их настигнет Мороз, и стоят до окончания перебежки.

Воспитатель и дети возвращаются к «костру».

Синичка называет зимние месяцы.

Воспитатель:-Февраль-3-ий,последний месяц зимы, а закончится зима, какое время года наступит?

Дети:-Весна, придёт месяц март.

Воспитатель:-Помечтаем: пусть наступит весна (звучит музыка–пьеса «Времена года» П. И. Чайковского, проводится игра «Волшебное зеркало»).

Игра «Волшебное зеркало»

Дети берут «волшебные зеркала» (круг или квадрат с прозрачной плёнкой, гуляют по «лесу» и рассматривают природные объекты (ветка дерева без листочков, желуди, сугроб, шишка и другие объекты) и представляют, фантазируют, что будет с объектами, если наступит весна. Ответы детей:-тает снег, появились листочки, расцвёл подснежник, из жёлудя начинает расти дубок и т. п.).

Называют месяцы:- март-1-ый месяц, апрель-2-ой месяц, май-3-ий месяц весны.

Около «костра»:

Воспитатель:

-Солнце печёт,

Липа цветёт,

Рожь поспевает,

Когда это бывает?

Дети:

-Летом.

Воспитатель:

-Позовём лето в гости!

(Вокруг «костра» водят хоровод: «Гори, гори ясно!»).

-Гори, гори ярче-

Лето будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

(Идут по кругу, держась за руки).

-Гори, гори с треском!

Пусть по перелескам,

Где сугробы лягут

Будет больше ягод!

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

(Двигаются к центру круга.)

-Пусть несут в колоду

Пчёлы больше мёду!

Пусть в полях пшеница

Густо колосится!

(Бегут по кругу, плавно взмахивая руками.)

-Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

(Хлопают в ладоши).

Рассматривают макет года: вместе с Синичкой называют летние месяцы: июнь-1-ый месяц, июль-2-ой месяц, август-3-ий месяц лета, отмечают характерные приметы по картинкам на макете года.

Воспитатель: -Пройдёт лето, наступит?

Дети:- Осень.

Воспитатель: -Вспомним, какая она осень. (Проводит игру: «Осень-какая?»).

Игра: «Осень-какая?»

Воспитатель задаёт вопрос:- Осень какая?-Передаёт первому ребёнку вырезанный из картона жёлтый лист, ребёнок отвечает на вопрос, передаёт лист другому и т. д. Игра проводится в кругу.

-Ответы детей:

-Дождливая, золотая, красивая, холодная, урожайная, грустная и др.

Дети вместе с Синичкой называют осенние месяцы.

Проводится игра на закрепление знаний о месяцах: «Назови месяц».

Ставятся 4 стойки с символами года (на круге изображение снежинки-это зима, изображение ландыша– весна, изображение ягоды-малины– лето, изображение жёлтого листа- осень, раскладываются карточки с символами года (снежинка, ландыш, ягода-малина, жёлтый лист) на каждое время года-3 карточки, на них цифры-1,2,3- это месяцы времён года. Играет веселая музыка, дети с карточками в руках бегают по залу, музыка заканчивается, дети выстраиваются по порядку: зимние месяцы-1,2,3; весенние-1.2.3;летние-1,2,3;осенние-1,2,3. Дети называют месяцы по порядку, воспитатель помогает детям.

Воспитатель обращается к детям:

-Сегодня мы рассказали Синичке много нового, побывали в сказочном лесу, вам понравилось?

Дети делятся впечатлениями.

Появляется Февраль.

Февраль: (ударяет посохом)

-Ветры, вьюги, ураганы

Дуйте, что есть мочи.

Вихри, вьюги и бураны,

Разыграйтесь к ночи!

В облаках трубите громко,

Вейтесь над землёю.

Пусть бежит в полях позёмка

Белою змеёю!

Воспитатель: Нам пора домой, скоро здесь начнётся вьюга! До свидания, Февраль!

Дети прощаются с Февралём.

Идут «по глубокому снегу», «по сугробам» - имитируют ходьбу.

Воспитатель (кидает колечко):

-Ты катись, катись колечко

На весеннее крылечко,

В летние сени,

В теремок осенний.

Да по зимнему ковру

Прямо ко двору.

Дети «приходят» в детский сад, «раздеваются» (имитируют раздевание).

Воспитатель: Как нам было интересно в зимнем лесу у Февраля. Спрашивает у Синички: - Что ты узнала о месяце феврале?

-Запомнила ты месяцы года?

Дети помогают Синичке с ответами, Синичка прощается, «улетает».

Публикации по теме:

Логопедический проект «Времена года» Логопедический проект Тема «Времена года»Автор проекта Шиловская Татьяна Анатольевна учитель-логопед второй квалификационной категории.

Запоминаем через образ времена года, месяцы.Запоминаем через образ времена года, месяцы. Всем известно, что выучить времена года и месяцы детям сложно. Даже используя стихотворные формы, не всегда удается достичь желаемого результата.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Лето
  • Весна
Автор публикации:
Экологическая сказка для детей подготовительной группы «В году 12 месяцев»
Опубликовано: 6 ноября 2013 в 21:23
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «К нам приехал кукольный театр»
К нам приехал кукольный театр А у нас сегодня праздник Радостный, весёлый. В детский сад театр приехал, С новой сказкой снова! Кукольный...
Аппликация «Веселый зонтик» — фотоотчет
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости, заглянувшие на мою страничку! Вот и наступила осень, а значит пришло время дождей. И первая...
Фотоотчет о проведении Дня знаний
1 сентября 2017 года в нашем детском саду прошел замечательный праздник Квест "В поисках клада Знаний". Музыкальный руководитель Малых Н. В. совместно с...
Конспект экскурсионного занятия «Прогулка по осеннему парку» для детей младшего возраста
Конспект экскурсии «Прогулка по осеннему парку» для детей младшей группы. Цель : формировать у дошкольников представления о состоянии природы осенью,...
Фотоотчет о работе над длительным проектом в рамках Года экологии в России
У нас в группе начался длительный проект по экологии. Очень много работы. Разные темы. Даже не знаешь, что взять. Пока мы с напарницей выбрали поэтапное...