Экологическая сказка для детей подготовительной группы «В году 12 месяцев»

Валентина Федорова
Экологическая сказка для детей подготовительной группы «В году 12 месяцев»

Воспитатель и дети заходят в музыкальный зал под музыку П. И. Чайковского «Времена года» (пьеса «Январь»).

Воспитатель:

-На дворах, на домах снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным ковром.

-Смотрите, к нашей кормушке подлетела птичка. Вы узнали её? Кто назовёт? (за «окном»- кормушка, игрушка-синичка).

Ребёнок:- Синичка. Зимой она прилетает к нам в город.

Воспитатель:- А вы не забыли сегодня положить для синички корм?

Дети:

- Я принесла пшена.

- А я для синички принесла кусочки сала. Ребенок:

- Мёрзнут лапки у синички

Плохо ей без рукавичек.

Да и голодно в мороз.

Я ей семечек принёс.

Посмотрите-ка туда-(показывает на кормушку)

Там ей вкусная еда.

Воспитатель:- Молодцы, дети. Самое доброе, самое нужное, что мы сейчас зимой можем сделать для птиц – это подкармливать их.

(Зовёт Синичку).

- Синичка, иди к нам! (Выбегает девочка в костюме птички-синички).

Синичка:- Целый год я летала по садам, по полям и лесам, летала да и присматривалась, что кругом делается. Поняла, что есть четыре времени года.

Первой к нам зима идёт,

Новый год она ведёт.

За зимой– второй – весна,

Говорят:- «Весна - красна».

Третьим – лето всё в цветах

И с малиной на кустах.

А четвёртой – осень –

Лес наряд свой сбросил.

Старый воробей рассказал мне, что есть какой-то календарь, есть месяцы года, их так много! Он перечислил их, но я не запомнила, как они называются. Знаю, что прошёл 1-ый месяц года- январь, а сейчас какой месяц?

Воспитатель:- Кто напомнит синичке какой месяц сейчас у нас на дворе?

Ребёнок:-Начался второй месяц года – февраль.

Синичка:- А как вы узнаёте, когда месяц начинается и когда заканчивается и как он называется?

Воспитатель (обращается к детям): - Расскажем синичке.

Ребёнок:- По календарю. В году очень много дней. Дни разделили на месяцы, а месяцы на недели, а каждой неделе – 7 дней.

Воспитатель:- Синичка, для того чтобы ты запомнила дни недели мы расскажем тебе о твоих подружках-птичках. (Подходят к панно «Кормушка». Проводится игра «Мы кормушку смастерили»).

Игра «Мы кормушку смастерили».

Макет кормушки, на кормушке наклеены цифры в неопределенном порядке от 1до 7, изображения птиц разложены рядом с макетом.

Воспитатель:- Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед,

Будет вам зимой обед!

В гости в первый день недели

К нам синица прилетела.

(Дети находят картинку с изображением синицы, находит цифру 1 и ставят в кармашек картинку, называют день-понедельник).

А во вторник – посмотри:

Прилетел снегирь-сосед.

(снегирь и цифра 2).

А ворона была в среду,

Мы не ждали её к обеду.

(Ворона и цифра 3).

А в четверг к нам прилетел,

Серый, шустрый воробей.

(Воробей и карточка с цифрой 4).

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

(Голубь и цифра 5).

А в субботу на прогулке

Мы увидели сороку.

(Сорока и цифра 6)

В воскресенье, в воскресенье

Целый день у нас веселье:

Так как всем на удивленье

Прилетели свиристели. (Свиристели и цифра 7).

Воспитатель:- Видишь, сколько твоих подружек прилетело к нам на кормушку.

Синичка:- Мне так хочется узнать о феврале, увидеть какой же он месяц февраль!

Воспитатель:- Дети, а вы хотите узнать побольше о месяце феврале?

Я приглашаю вас в зимний лес. Только сначала поиграем с тобой, Синичка.

(Проводится гимнастика «Птица перед взлетом»-3р.)

И. п. -стоя, руки внизу, ноги на ширине плеч.

Не сгибая ног, дети наклоняются вперед, голову тянут вверх,

Руки за спиной вытягивают вверх, словно крылья,

Медленно возвращаются в и. п.

Воспитатель:- А теперь оденемся потеплее. Наденем шапки, шубки, валенки, варежки (имитируют одевание).

Воспитатель:- Поведет нас в лес волшебное колечко (кидает колечко, оно катится). А вы не зевайте, за мной повторяйте.

Воспитатель и дети:- Ты катись, катись колечко,

На весеннее крылечко,

В летние сени,

В теремок осенний

Да по зимнему ковру

В гости к февралю.

- Снег глубокий, тяжело шагать.

(Дети идут обычным шагом, идут, тяжело поднимая ноги «по сугробам»).

Воспитатель:- А воздух чистый, свежий. Подышим воздухом (вдох через нос, выдох через рот, 3 р.)

Воспитатель:- Как красиво кругом!

(Проводится игра «Зимний лес»).

Воспитатель читает текст и показывает движения. (автор текста И. Никитин.) -В лесу деревья в инее, с иголочками синими (дети идут мелким

шагом, вытянув руки вниз и согнув ладони под прямым углом, -И небо точно в блёстках (дети поднимают руки вверх смотрят вверх,

-Мороз кусает щёчки (осторожно трут щёки, будто спасаясь от мороза, –Зашумела, разгулялась в поле непогода (круговые движения руками вправо и влево,. –Принакрылась белым снегом гладкая дорога (выполняют движения, будто разметают перед собой дорогу).

Воспитатель:- Посмотрите за деревьями кто-то ходит. Он в синей шубе, в шапке, с белой бородой.

-Ходит грозный Вьюговей

В снежной шапке до бровей.

Даже волк, разбойник волк

Испугался и примолк.

Кто это такой?

Дети перечисляют: Дед Мороз, Мороз Иванович…

Воспитатель: Спросим у него. Здравствуйте, мы хотели бы знать кто вы.

Февраль:-Я- Февраль –2-ой месяц года и последний месяц зимы. Сейчас я хозяйничаю в лесу. (Роль Февраля исполняет взрослый.)

Воспитатель:- Ну, а как сейчас в лесу?

Февраль:- Всё идёт своим чередом. Кому положено спать - спят, кому положено по снежку бегать – бегают. Тем, кто спит, я снегом норки-домики укрываю, чтобы теплее было. Зайчик пробежит по снегу, я его следы снежком закидаю, чтобы лиса не поймала.

Воспитатель:- Февраль, мы бы с тобой поиграли.

Февраль:- Играть-то мне некогда, но гостей я не обижу. Я с вами со снежком поиграю. (Проводится игра «Расскажи о феврале»).

Игра «Расскажи о феврале»

Дети сидят в кругу, ведущий кидает снежок, кто поймает – должен ответить, рассказать, что он знает о феврале (народный календарь).

Ответы:

- Вьюги да метели на февраль полетели.

- Февраль – бокогрей.

- Февраль месяц лютый, спрашивает как обутый.

- В феврале зима с весной встречается впервой.

- Февраль месяц – дотерпи до весны.

- Мороз не велик, да стоять не велит.

- Если зимой холодно, то летом сухо и жарко.

- Много снега – много хлеба.

- Февраль силён метелью, март – капелью

и другие высказывания. Февраль после каждого ответа просит уточнить:

-Почему так говорят?

Февраль:- Вы присаживайтесь, погрейтесь у костра, а я пойду. Я оставляю вам макет года, вспомните другие месяцы, поиграйте в разные игры. Дел у меня много, в лесу сейчас я хозяйничаю, за порядком слежу. (Февраль уходит).

(Воспитатель и дети садятся у «костра»).

-Воспитатель:- Дети отгадайте мою загадку: «Двенадцать братьев друг за другом ходят, а друг друга не обгоняют»

Дети:- Это двенадцать месяцев года.

Рассматривают макет года, стрелка на макете показывает на картинку с изображением февраля, находят февраль месяц, рассказывают про все зимние месяцы, называют их: декабрь-1месяц зимы, январь-2 месяц,февраль-3 месяц зимы, отмечают характерные приметы: декабрь-ёлка, январь-много снега, дети-катаются на коньках, на лыжах, февраль-вьюга (по картинкам на макете года).

После беседы о зимних месяцах проводится игра «Мороз-красный нос».

Мороз-Красный нос

На противоположных сторонах площадки обозначают два угла. Это будут два дома, в одном из них располагаются играющие. Их задача – быстро перебежать в другой дом, т. е. в противоположный угол.

Посередине площадки встает водящий – Мороз – Красный нос. Он говорит:

Я Мороз – Красный нос.

Кто из вас сейчас решится

В путь – дороженьку пуститься?

Все игроки отвечают:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз.

После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Водящий – Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). «Замороженные» игроки останавливаются на том месте, где их настигнет Мороз, и стоят до окончания перебежки.

Воспитатель и дети возвращаются к «костру».

Синичка называет зимние месяцы.

Воспитатель:-Февраль-3-ий,последний месяц зимы, а закончится зима, какое время года наступит?

Дети:-Весна, придёт месяц март.

Воспитатель:-Помечтаем: пусть наступит весна (звучит музыка–пьеса «Времена года» П. И. Чайковского, проводится игра «Волшебное зеркало»).

Игра «Волшебное зеркало»

Дети берут «волшебные зеркала» (круг или квадрат с прозрачной плёнкой, гуляют по «лесу» и рассматривают природные объекты (ветка дерева без листочков, желуди, сугроб, шишка и другие объекты) и представляют, фантазируют, что будет с объектами, если наступит весна. Ответы детей:-тает снег, появились листочки, расцвёл подснежник, из жёлудя начинает расти дубок и т. п.).

Называют месяцы:- март-1-ый месяц, апрель-2-ой месяц, май-3-ий месяц весны.

Около «костра»:

Воспитатель:

-Солнце печёт,

Липа цветёт,

Рожь поспевает,

Когда это бывает?

Дети:

-Летом.

Воспитатель:

-Позовём лето в гости!

(Вокруг «костра» водят хоровод: «Гори, гори ясно!»).

-Гори, гори ярче-

Лето будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

(Идут по кругу, держась за руки).

-Гори, гори с треском!

Пусть по перелескам,

Где сугробы лягут

Будет больше ягод!

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

(Двигаются к центру круга.)

-Пусть несут в колоду

Пчёлы больше мёду!

Пусть в полях пшеница

Густо колосится!

(Бегут по кругу, плавно взмахивая руками.)

-Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

(Хлопают в ладоши).

Рассматривают макет года: вместе с Синичкой называют летние месяцы: июнь-1-ый месяц, июль-2-ой месяц, август-3-ий месяц лета, отмечают характерные приметы по картинкам на макете года.

Воспитатель: -Пройдёт лето, наступит?

Дети:- Осень.

Воспитатель: -Вспомним, какая она осень. (Проводит игру: «Осень-какая?»).

Игра: «Осень-какая?»

Воспитатель задаёт вопрос:- Осень какая?-Передаёт первому ребёнку вырезанный из картона жёлтый лист, ребёнок отвечает на вопрос, передаёт лист другому и т. д. Игра проводится в кругу.

-Ответы детей:

-Дождливая, золотая, красивая, холодная, урожайная, грустная и др.

Дети вместе с Синичкой называют осенние месяцы.

Проводится игра на закрепление знаний о месяцах: «Назови месяц».

Ставятся 4 стойки с символами года (на круге изображение снежинки-это зима, изображение ландыша– весна, изображение ягоды-малины– лето, изображение жёлтого листа- осень, раскладываются карточки с символами года (снежинка, ландыш, ягода-малина, жёлтый лист) на каждое время года-3 карточки, на них цифры-1,2,3- это месяцы времён года. Играет веселая музыка, дети с карточками в руках бегают по залу, музыка заканчивается, дети выстраиваются по порядку: зимние месяцы-1,2,3; весенние-1.2.3;летние-1,2,3;осенние-1,2,3. Дети называют месяцы по порядку, воспитатель помогает детям.

Воспитатель обращается к детям:

-Сегодня мы рассказали Синичке много нового, побывали в сказочном лесу, вам понравилось?

Дети делятся впечатлениями.

Появляется Февраль.

Февраль: (ударяет посохом)

-Ветры, вьюги, ураганы

Дуйте, что есть мочи.

Вихри, вьюги и бураны,

Разыграйтесь к ночи!

В облаках трубите громко,

Вейтесь над землёю.

Пусть бежит в полях позёмка

Белою змеёю!

Воспитатель: Нам пора домой, скоро здесь начнётся вьюга! До свидания, Февраль!

Дети прощаются с Февралём.

Идут «по глубокому снегу», «по сугробам» - имитируют ходьбу.

Воспитатель (кидает колечко):

-Ты катись, катись колечко

На весеннее крылечко,

В летние сени,

В теремок осенний.

Да по зимнему ковру

Прямо ко двору.

Дети «приходят» в детский сад, «раздеваются» (имитируют раздевание).

Воспитатель: Как нам было интересно в зимнем лесу у Февраля. Спрашивает у Синички: - Что ты узнала о месяце феврале?

-Запомнила ты месяцы года?

Дети помогают Синичке с ответами, Синичка прощается, «улетает».

Публикации по теме:

Логопедический проект «Времена года» Логопедический проект Тема «Времена года»Автор проекта Шиловская Татьяна Анатольевна учитель-логопед второй квалификационной категории.

Запоминаем через образ времена года, месяцы.Запоминаем через образ времена года, месяцы. Всем известно, что выучить времена года и месяцы детям сложно. Даже используя стихотворные формы, не всегда удается достичь желаемого результата.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Весна
  • Зима
Автор публикации:
Экологическая сказка для детей подготовительной группы «В году 12 месяцев»
Опубликовано: 6 ноября 2013 в 21:23
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...
«Наш подарок маме» (фото отчет)
-Моя мама самая красивая! -Мама ласковая! -Мамочка очень добрая и заботливая! -Моя мамочка любимая! Вот такие слова говорили дети о своих мамах,...