Экологическая сказка «Ручеёк»

Наталья Алексеевна Чернышова
Экологическая сказка «Ручеёк»

Программное содержание.

Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе, воспитывать радостное, заботливое отношение детей к живой и неживой природе.

Развивать познавательные способности детей, учить устанавливать причинно - следственные связи, умение использовать модели в познавательной деятельности.

Показать детям взаимосвязь всего живого в природе.

Модели.

1)Модели признаков весны: яркое солнце, дождь, проталины, первые цветы, зеленеющие деревья, насекомые, прилёт птиц.

2)Следы животных, которые приходили к ручью напиться.

3)Модели эмоций человека.

4)Мнемотехнический коллаж.

5)Природоохранные знаки.

Материал.

1)Шапочки героев сказки: ручейка, пчелки,синички, зайчика, Маши, дедушки, комара,зеленая ткань-ряска.

2)Весенняя проталинка со следами животных: медведя, волка, кабана, птиц; цветы (ландыши, первоцветы).

3)Живой объект мать - и - мачеха.

4)Картинки с изображением цветов.

Предварительная работа.

Чтение художественной литературы, наблюдения в природе, беседы, загадки о весне, птицах, животных, растениях.

Ход занятия.

Воспитатель.

Ребята, отгадайте загадку:

Снег и лед на солнце тают,

С юга птицы прилетают,

И медведю не до сна.

Значит, к нам пришла. (весна)

Об этом замечательном времени года написано много стихов. Давайте вспомним некоторые из них.

Дети читают стихи:

1. Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною. Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою.

2. На полянке у тропинки пробиваются травинки,

С бугорка ручей бежит, а под ёлкой снег лежит.

3. Возвращаются скворцы, наши старые жильцы.

Воробьи у лужицы шумной стайкой кружатся.

4. Идет матушка - весна, отворяйте ворота.

Первым март пришел, белый снег сошел.

А за ним и апрель отворил окно и дверь.

А уж как пришел май - солнце в терем приглашай.

Воспитатель

О приметах весны говорится в народных пословицах

и поговорках.

Какие из них вы знаете?

Дети называют:

-Весна красна цветами,

А осень снопами.

-Весенняя пора - поел

Да со двора.

-Посеешь в пору - соберёшь овса гору.

-Грач на горе - весна на дворе.

-Земля - тарелка, что положишь, то и возьмёшь.

Воспитатель:

А теперь вспомним признаки весны (работа по моделям).

Воспитатель:

«Ребята, как вы думаете, весной хорошо или плохо?»

Игра «Хорошо - плохо» (используем те же модели и модели эмоций грустного и веселого человека).

Вывод: в природе все взаимосвязано. Одни и те же

природные явления могут нас радовать и огорчать.

У природы нет плохой погоды.

Каждая погода - благодать.

Дождь иль зной-любое время года

Надо благодарно принимать.

Воспитатель:

Ребята, весна приносит нам тёплые солнечные дни, радует пением птиц и появлением первой зелени.

Cегодня она подарила нам ещё один подарок-эти прекрасные цветы (рассматриваем мать - и - мачеху).

Вопросы:

Как называется этот цветок?

Почему его так назвали?

Что помогает цветку спастись от весенних заморозков?

Воспитатель:

Нам лениться - не годиться.

Помните, ребята,

Даже звери, даже птицы

Делают зарядку.

Физкультминутка «Деревья»

Руки подняли и помахали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, снег отряхнули,

Деревья встречают весну.

Плавно руками помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут покажем-

Руки сложили назад.

Воспитатель:

А теперь все повернитесь и в артистов превратитесь (дети надевают шапочки героев сказки).

1, 2, 3, 4, 5-будем в сказку мы играть.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА «РУЧЕЁК»

Воспитатель:

Весной, когда стало ярче светить солнце и начал таять снег, родился в поле ручеёк (появляется Ручеёк).

Всё вокруг ожило. Появилась первая травка и цветы. Рано утром, когда ещё и травка не обсохла, пчелка уже летит на работу-сок с цветов собирать

(Танец пчелки под музыку).

Пчёлка

Ручеёк, ручеёк ты откуда взялся?

Ручеёк

Буль, буль, буль. Я не знаю. Я ещё маленький.

Пчёлка

Ручеёк, ручеёк, дай водицы попить.

Ручеёк

Буль, буль, буль. Дам водицы напиться,если выполнишь задание.

Воспитатель:

Пчёлка, отгадай загадку:

Солнышком лучистым

В травке золотится,

Белым облаком

По полю разлетится.

(Если пчёлка не отгадывает, помогают дети. )

Ручеёк

Пей досыта, пожалуйста.

Пчёлка

Спасибо.

(Пчёлка улетела)

Воспитатель

Окреп ручеёк, веселее забулькал. Летит птичка-синичка. Увидела ручеёк и спрашивает

Синичка

Ручеёк, ручеёк, ты откуда взялся?

Ручеёк

Буль,буль, буль. Пила из меня пчёлка, у неё и спрашивай.

Синичка

Дай ручеёк и мне водицы попить.

Ручеёк

Дам, если выполнишь задание.

Воспитатель

Кто был у ручья?

(Мнемотехнический коллаж «Сорока»)

Ручеёк

Пей досыта, пожалуйста.

Синичка

Спасибо.

Воспитатель

Улетела птичка по своим делам,а ручеёк глубже стал, ещё светлее. Бежит зайчик-серые ушки. Увидел ручеёк и спрашивает

Зайчик

Ручеёк, Ручеёк, ты откуда взялся?

Ручеёк

Буль, буль, буль. Пила из меня водицу пчёлка, потом птичка-синичка, у них и спрашивай.

Зайчик

Дай ручеёк и мне водицы попить.

Ручеёк

Буль,буль, Буль. Дам тебе, зайчик, попить, если выполнишь задание.

Воспитатель

Зайчик, отгадай, кто приходил к ручью? (по моделям следов животных).

Ручеёк

Пей досыта, пожалуйста.

Зайчик

Спасибо.

Воспитатель

Ускакал зайчик по своим делам. Ещё шире стал ручеёк. В поле стало жарко. Идёт мимо Маша.

Маша

Ручеёк, ручеёк, ты откуда взялся?

Ручеёк

Буль, буль, буль. Пила из меня водицу пчёлка, птичка-синичка, потом зайчик-серые ушки, у них и спрашивай.

Маша

Дай и мне,ручеёк, напиться воды.

Ручеёк

Буль, буль, буль. Дам тебе водицы, если выполнишь задание.

Воспитатель

предлагает набор картинок с изображением пер-

воцветов и одного растения, цветущего летом. Вопросы:

Какие это цветы?

Какие цветы лишние и почему?

Ручеёк

Буль,буль, буль. Пей досыта, пожалуйста.

Маша

Спасибо, тебе ручеёк.

Воспитатель

Ещё глубже стал ручеёк. Идет на пашню дедушка, увидел ручеёк и говорит:

Дед

Ах! Какой хороший ручеёк! Откуда ты взялся?

Ручеёк

Буль, буль, буль. Пили из меня водицу пчёлка, потом птичка-синичка, потом зайчик - серые ушки, потом Маша с корзинкой. У них и спрашивай.

Дед

Дашь, ручеёк, и мне водицы попить?

Ручеёк

Дам тебе, дедушка, водицы, если выполнишь задание.

Воспитатель

Что означают эти знаки? (Не рви цветы, не ломай деревья, не жги траву.).

Ручеёк

Буль, буль, буль. Пей досыта, пожалуйста.

Дед

Спасибо.

Воспитатель

Попил дедушка водицы и пошёл дальше. Вдруг летит болотный комар. Не спросил ничего, напился воды, «спасибо» не сказал и сидит. Долго так сидел, потом спрашивает

Комар

А ты откуда взялся?

Ручеёк

Буль, буль, буль. Пили из меня водицу пчёлка, потом птичка,потом зайчик-серые ушки, потом Маша с корзинкой и дедушка. У них и спрашивай.

Комар

Экой ты ручеёк, всех подряд водой поишь. На всех не напасёшься, береги воду для себя.

Воспитатель

Сказал и улетел на болото. Начало солнышко садиться. Летит пчёлка домой с поля.

Пчёлка

Можно водицы попить?

Ручеёк

Буль. На всех не напасёшься.

Воспитатель

Улетела пчёлка. Летит птичка-синичка.

Можно водицы попить?

Ручеёк

Буль, на всех не напасешься.

Воспитатель

Прибежал зайчик - серые ушки.

Зайчик

Можно водицы попить?

Ручеёк

Буль. На всех не напасёшься.

Воспитатель

Подошла к ручейку Маша.

Маша

Можно водицы попить?

Ручеёк

Буль,на всех не напасёшься.

Воспитатель

Прошёл дедушка с пашни.

Дед

Можно водицы попить?

Ручеёк

Буль, на всех не напасёшься.

Воспитатель

Никто больше не приходил к ручейку. Потерялась тропка в траве. Затянула водицу зелёная ряска.

Собрался с последними силами ручеёк и жалобно забулькал.

Ручеёк

Буль, буль, буль. Помогите! Буль, буль.

Услышали крик о помощи и пчёлка, и птичка, и зайчик, и Маша, и дедушка, и все, кто мимо проходил, пришли, помогли ручейку освободиться от ряски, расчистили ручеёк.

Воспитатель

Ребята! Откуда же взялся ручеёк?

О чём мы говорили на занятии?

Дети читают стихотворение:

«Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась,

И была на ягодах роса!

Мы хотим, чтоб солнце грело,

И берёзка зеленела,

И под ёлкой жил смешной колючий ёж,

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы лил весёлый дождь!

Дети встают в круг и поют песню Д. Львова-Компанейца на слова В. Викторова «Шире круг».

Список использованной литературы.

Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Воронеж, 2008.

Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. «Детство – пресс», 2006.

Интернет – ресурсы: http://domovenok as. ru

Публикации по теме:

Акция в детском саду: «Весна-красна»Акция в детском саду: «Весна-красна» Цель акции: развить интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях природы своего края развивать бережное отношение ко.

Презентация группового творческого проекта «Сыплет черемуха снегом» Актуальность проекта. Пробудить интерес к окружающему миру, воспитать бережное отношение к природе. Расширить представление о черемухе.

Автор публикации:
Экологическая сказка «Ручеёк»
Опубликовано: 10 марта 2014 в 10:07
+38
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 42.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер класс Открытка для любимой мамочки. Мамино солнышко
Цель мастер класса; Способствовать укреплению положительно эмоциональных связей между родителями группы, папами и детьми в ходе организации совместной...
Пособие для развития мелкой моторики (своими руками)
Изготовленное пособие я использую не только для развития мелкой моторики, но и для развития тактильных ощущений, закрепления основных цветов, величины,...
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны!»
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны! » Дети знают, что их мамы работают, но и мало знают где и кем. Так нам в голову и пришла идея, как...
Занятие по аппликации с элементами оригами «Снегирь»
а этой недели мы с детьми проходили тему "Зимующие птицы". Прочитали много интересной литературы. Рассматривали красочные иллюстрации. Выучили...
Сценарий развлечения «Доброта нужна всем людям»
Развлечение проводилось в "День психологического здоровья" в детском саду. Задачи: воспитывать у детей чувство сопереживания, сострадания, дружеского...