Экологическая тропа. Старшая–подготовительная группа.

Мария Сорокина
Экологическая тропа. Старшая–подготовительная группа.

Методист - Сорокина Мария

В гости к Боровичку!

Программное содержание:

Образовательные задачи:

1. Учить детей различать и называть разные виды ландшафта – пригорок, лужайку, ручей;

2. Продолжать учить замечать, называть и доказывать изменения в природе, связанные с сезоном, сравнивать сезонные изменения, используя разные виды анализаторов: запах, звуки, тактильные ощущения, зрение.

. Развивающие задачи:

1. Развивать сенсорное восприятие детей и умение его описывать: пахнет опавшей листвой, чувство прикосновения дождя, видеть осенний наряд деревьев;

2. Развивать логическое мышление, умение доказывать: птиц не слышно, потому что…

. Экологические задачи:

Продолжать учить устанавливать взаимосвязи в природе: солнце греет меньше – цветы вянут, насекомых не видно.

Воспитательные задачи:

Воспитывать любовь к родному краю, интерес к природе Севера.

Предшествующая работа:

- наблюдение за осенними изменениями на участке детского сада;

- чтение и заучивание стихов об осени, рассматривание картин и иллюстраций;

- беседы о лете;

- целевые прогулки в парк, сквер, на речку.

Ход занятия:

1 Часть. Незнайка приходит к детям и предлагает сходить позагорать на знакомой лужайке (лужайка на экологической тропе).

Воспитатель спрашивает детей:

- Можно ли загорать сейчас на лужайке? Почему нельзя?

- Что произошло на улице? На нашем участке?

- Почему мы одеты теплее, чем летом?

- Посмотрите в календаре природы и скажите, какую погоду мы отмечаем? Что приносим с прогулки? Почему появились букеты из разноцветных листьев:

- Чем отличается летнее солнце от осеннего?

- Отгадайте загадку:

«Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает-

Когда это бывает».

Воспитатель предлагает прочитать письмо из леса и отгадать, что ожидает на экологической тропинке.

Воспитатель: Боровичок нам пишет: «Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас всех в лес, полюбоваться красотой леса, увидеть старых знакомых, угоститься дарами леса. По стишку отгадайте, что изменилось в моем лесу:

«Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу.

Смело топчу я ногою

Вешнюю леса красу».

Жду вас всех в гости.

Вместе с детьми рассматривается карта, вспоминаются объекты экологической тропы, знакомые с лета. Воспитатель предлагает внимательно смотреть, слушать, запоминать все, что увидят. С собою берутся корзинки для сбора листьев.

2 Часть. В лесу детей встречает Боровичок: «Вы пришли в мой дом, дом для деревьев, животных, птиц».

- Чем отличается лес от парка?

- Что такое лес? Зачем он нужен?

Боровичок напоминает правила поведения в лесу и приглашает на тропинку, углубляясь в лес.

- Дети, что изменилось в моем царстве?

- Найдите знакомую осину. Почему она стала оранжевой?

- Найдите березу возле тропинки. Почему у нее листья стали золотисто – желтые?

- Почему ель и сосна не изменились?

- Теперь понюхайте воздух. Чем он пахнет?

- Послушайте и скажите, какие звуки слышны? Почему не поют птицы?

- Можно ли на нашей лужайке полюбоваться цветами и бабочками? Почему трава стала желтой? Что стало с цветами? Пощупайте землю – какая она на ощупь? (сырая, холодная).

- Дети, у меня в моем лесу – доме появились дары осени. Как думаете, что можно найти под деревьями?

- Дети, как нужно собирать мои грибы, чтобы в следующем году на их месте было бы больше шляпок? (не вырывать их с корнем).

- Дети, на нашей тропе есть и осенние ягоды. Какие? Давайте найдем маленькие зеленые кустики под елью. Как они называются? (брусничные кусты). Какие ягоды были у них летом? (зелеными). Что изменилось теперь? Какими надо собирать ягоды брусники? Почему? (Боровичок объясняет: «Только зрелыми, т. к. сбор незрелых ягод повреждает корни куста и они начинают болеть и погибают. А новые кусты будут давать ягоды только через 5 лет).

- Почему у брусники листья не пожелтели и не опадают? (они жесткие и зимой остаются зелеными).

- Ребята, давайте встретимся с нашим зеленым ежиком – кустарником, который очень сильно очищает вокруг воздух. Как он называется? (можжевельник).

- Почему он остался зеленым? (он хвойный).

- Как изменились ягоды у него на ветках? (были зеленые, стали зрелые – синие).

- Боровичок: Дети, этот кустарник не только очищает воздух в моем лесу, но и является лекарственным растением, очень полезным и животным, и человеку. Им чистят помещения, отваром моют бочки для соленья.

- Как вы думаете, почему возле можжевельника поселились муравьи в своем муравейнике? (Самое чистое место, легко найти пищу – ягоды, семена, возле него любят расти разные цветы и травы).

- Как ведут себя муравьи в муравейнике? (они готовятся к зиме).

- Почему нельзя разрушать муравейник в моем лесу? Почему я их называю друзьями? (Боровичок рассказывает, как муравьи, собравшись в кучку, залезают глубоко в землю, клубочек пропитывают глицерином, а в центре клубочка – матка, чтобы она не погибла. Есть примета: большие муравейные кучи к осени – на суровую зиму).

Боровичок предлагает отгадать загадки про лесные осенние дары и найти их на тропе:

1. «Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…»

Какого цвета листья дарит деревьям осень? (березе – золото, осине – оранжевый, огненный цвет, рябине – багрянец, иве – лимонный цвет, а ольхе просто зелень оставляет).

2. Почему осеннюю листву называют золотой? Листья каких деревьев похожи на солнце на золото? (березовые).

3. «Раздалась листва сырая

И, красуясь, я стою.

Крепкой ножкой подпираю

Шляпку круглую свою». (Гриб)

Найти гриб, полюбоваться и спросить, почему лесу нужны грибы? (Боровичок отмечает, что все грибы очищают лес от мусора, грязи, являются лекарством не только людям, но и зверям, лесным животным. Особенно ими любят лакомиться лоси, вставая на колени).

4. Боровичок: «А теперь, отгадайте загадку и попробуйте найти отгадку на нашей лужайке.

«Сидит в траве Аленка,

В красной рубашонке,

Кто мимо идет,

Всякий наклонится». (Земляника).

Боровичок показывает картинку земляники и предлагает найти листья земляники.

- Почему нет больше ягод земляники? (они на открытом месте зреют в июле).

- Как изменились листья земляники? (показ красных и корчневых листьев).

- Почему они не зеленые (осень, холодно, поэтому они жухнут).

5. Боровичок: - А теперь отгадайте следующий дар осени:

«Среди поля серебряные зерна лежат» (Роса).

- Почему осенью много росы? (Она обильная, т. к. воздух влажный, ночью он охлаждается, а земля еще теплая. Получаются росы и туманы).

- Почему росу называли даром осени? (она украшает землю, растения, питает их).

6. Боровичок: А теперь отгадайте, какие цветы может еще оставить осень на нашей лужайке, чтобы вы могли полюбоваться?

Стоят в поле сестрички,

Желтый глазок, белые реснички. (Ромашки).

- Почему ромашки и осенью цветут еще долго? (стойки к морозам).

7. А теперь, отгадайте, что чаще всего преподносит нам осень?

Летит орлица, Шел, шел долговяз,

По синему небу. В сыру землю увяз.

Крылья раскрыла, Его просят, его ждут,

Солнышко закрыла. (Туча) А придет – прятаться начнут. (Дождь)

- Почему над нами чаще тучи закрывают солнце и сыпет нудный, мелкий, затяжной дождь? (холодно, солнце греет мало, влажность высокая).

- Почему много стало луж? (частые дожди, они не высыхают, т. к. солнце не жаркое).

- Как называют осень, когда много дождей, луж, грязи? (грязник, дождезвон, дождевик).

8. Лесовик предлагает поиграть «Кто отгадает?». Показываются модели: что нельзя делать в лесу осенью. Дети должны объяснить, почему это поведение не допустимо в лесу. (Модели: нога над муравейником; разбросанный в лесу мусор, банки, бутылки; нога над мухомором; топор рубит молодое дерево; рука тянется к незрелой бруснике; мальчик забирает лягушку в шапку и т. д.).

9. Боровичок ведет к ручью.

Задания: - Почему ручей мутный и грязный? (частые дожди).

- Какая вода: теплая или холодная?

- Бывает ли вода осенью теплая и можно ли купаться? Почему нельзя?

- Можно ли пить из такого ручья? (нельзя – вода холодная и грязная, можно заболеть).

- Можно ли мыться из такого ручья? (Нельзя, вода уже холодная и грязная от дождей, можно подхватить болезнь).

10. Возле ручья детям предлагается отдых. Можно провести игру «Знаешь ли приметы об осени?» или познакомить с некоторыми из них детей.

- Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее зима наступит.

- Облака идут низко – к дождю и холоду.

- Гроза в августе – к долгой осени;

- Гром в сентябре – к теплой и долгой осени.

- Много паутины осенью – к холодной зиме.

- Паутина стелется по растениям, а не летает в воздухе – к теплу и сырой осени.

- Если лист с дерева нечисто опадает – к холодной зиме.

- Поздний листопад – на тяжелый год.

- Если лист на дереве желтеет с верхушки – весна будет ранняя и наоборот.

- Осиновые листья ложатся на землю «лицом» вверх – к студеной зиме, изнанкой кверху – зима будет теплая.

- В лесу много рябины – осень будет дождливая.

- Неурожай на шишки ели и сосны – к мягкой зиме.

- Птица дружно в отлет пошла – к строгой и скорой зиме.

- Гуси полетели на юг – быть скорой зиме и снегу.

- Куры рано линяют осенью – к ранней и теплой зиме.

- Птица хохлится – к непогоде, дождям.

- Появление комаров осенью – к мягкой зиме.

В конце Лесовик может предложить вспомнить стихи об осени и дарит новую загадку:

«Осины смотрят удивленно:

Маляра и краски нет,

Кто ж окрасил их, зеленых

В красный цвет». (Осень).

Лес и Боровичок прощаются с детьми и зовут снова в гости на «тропинку», а дети обещают отправить Лесовику рисунки о том, что видели на экологической тропе.

После экскурсии – рисунки детей.

Публикации по теме:

Циклограмма. Интеграции и реализации в образовательной области «Музыка» ЦИКЛОГРАММА ИНТЕГРАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "МУЗЫКА" 10 лет назад я составила циклограмму по музыкальному воспитанию.

Комплексное занятие «К куклам в гости» (с 1,6–2-х) Цели: - закреплять название посуды, - учить называть посуду, - учить детей называть величины – «большой – маленький», - учить детей различать.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
Экологическая тропа. Старшая–подготовительная группа.
Опубликовано: 31 января 2013 в 23:07
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...