Получи документы

Экологический проект «Цветочный калейдоскоп» (3 фото)

Наталия Коваленко
Экологический проект «Цветочный калейдоскоп»

Содержание:

1. Актуальность проекта, проблемный вопрос….

2. Цель, задачи проекта…

3. Вид, срок реализации, участники, ожидаемые результаты проекта….

4. План реализации проекта….

5. Перспективный план….

6. Работа воспитателя….

6.1. Методические рекомендации по созданию уголка природы в детском саду….

6.2. Методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с комнатными растениями…

7. Работа с детьми….

7.1. Образовательная область ««Здоровье»…

7.1.1. Консультация «Фиточай»….

7.2. Образовательная область «Физическая культура»…

7.2.1. Утренняя гимнастика…

Публикация «Экологический проект „Цветочный калейдоскоп“» размещена в разделах

7.2.2. Физкультминутки для дошкольников….

7.2.3. Пальчиковые игры….

7.3. Образовательная область «Социализация»…

7.3.1. Словесная игра….

7.3.2. Подвижные игры…

7.3.3. Хороводные игры….

7.3.4. Домино «Полевые цветы»…

7.3.5. Лото «Что. Где растет»….

7.3.6. Дидактические игры….

7.4. Образовательная область «Труд»…

7.4.1. Конспект трудовой деятельности «Дежурство в уголке природы»…

7.5. Образовательная область «Безопасность»….

7.5.1. План экскурсии в цветочный магазин….

7.6. Образовательная область «Познание»…

Конспект НОД «Знакомство с комнатными растениями»….

Конспект НОД «Луговые, полевые цветы»…

Конспект НОД «Лесные цветы»….

Конспект НОД «Травы, которые лечат»…

Экскурсия в цветочный магазин «Где купить цветы для мамы»….

7.7. Образовательная область «Чтение художественной литературы»….

7.8. Образовательная область «Художественное творчество»…

7.8.1. Аппликация из ниток «Цветы»…

7.8.2. Лепка «Мы на луг ходили, мы лужок лепили»….

7.8.3 Коллаж «Композиция из цветов»….

7.8.4 Оригами «Бумажные цветы»…

7.8.5 Изодеятельность «Желтые одуванчики»…

7.9. Образовательная область «Музыка»….

7.9.1. Музыкальная игра «Мы на луг ходили»….

8. Работа с родителями….

8.1. Родительское собрание «О воспитании и любви к природе»….

9. Итоговое мероприятие «Цветы – живая красота Земли»….

10. Диагностика – определение уровня умений и знаний детей …

11. Итоговый отчет по проведению проекта….

Актуальность проекта:

Экологическое воспитание является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Это важное средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, формирования системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней.

В дошкольном детстве закладываются основы экологической культуры. Дошкольникам доступны знания о растениях, животных, человеке как о живых существах, о связях и зависимостях в мире природы и между человеком и природой; о многообразии ценностей природы - оздоровительной, познавательной, нравственной, эстетической, практической; о том, что природа является средой обитания для человека.

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.

Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал, далеко не все.

Проблемный вопрос:

«Зачем цветы на Земле?»

Цель:

развитие экологического и эстетического воспитания детей.

Задачи проекта:

• Углублять знания детей о цветах и их разнообразии.

• Учить сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения.

• Упражнять в классификации цветов, закреплять понятия: комнатные растения, садовые, луговые, лесные, лекарственные цветы.

• Познакомить детей с профессиями людей, связанных с цветоводством.

• Отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых.

• Учить детей правильно сажать и выращивать цветы.

• Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами, умение заботиться о них.

• Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.

• Развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении цветов, применяя разные материалы и технические средства.

• Развивать умение сравнивать и анализировать.

• Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.

• Пополнение и обогащать словарный запас детей и их знания о цветах комнатных, садовых, луговых, лекарственных, лесных.

• Воспитывать бережное отношение к цветам

• Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

• Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.

Вид проекта:

исследовательский, познавательно-творческий.

Срок реализации проекта:

краткосрочный (1 месяц – с 1 июля по 31 июля 2013 года).

Участники проекта

• дети 4 - 5 лет

• воспитатели

• родители

Ожидаемые результаты:

• Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о цветах.

• Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребенка.

• Цветы являются не только украшением Земли, но и целителями.

• Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами).

• Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

• Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе).

Этапы проекта:

1 этап. Целеполагание (выявление проблемы).

2 этап. Разработка проекта.

3 этап. Выполнение проекта (Организация совместной работы детей и педагогов над проектом).

4 этап. Подведение итогов (презентация).

План реализации проекта:

Образовательная область –

• «Здоровье»,

• «Физическая культура»,

• «Безопасность»

• «Социализация»,

• «Труд»,

• «Познание»,

• «Чтение художественной литературы»,

• «Художественное творчество»,

• «Музыка»

Перспективный план работы по проекту

«Цветочный калейдоскоп»

I. Подготовительный этап

• Сбор и анализ литературы по данной теме

• Разработка плана реализации проекта

• Разработка дидактических игр, пособий

• Подборка иллюстративного материала.

• Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд по теме.

• Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр, веселых вопросов и упражнений по теме.

• Подготовить утилизированный материал, материал для изобразительной деятельности, художественную и познавательную литературу для чтения детям.

• Подготовка семян цветов, рассадников.

• Диагностика-определение уровня умений и знаний детей по теме.

II. Основной этап

Работа воспитателя

Методические рекомендации по созданию уголка природы в детском саду.

Методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с комнатными растениями.

Работа с детьми

НОД Знакомство с комнатными растениями.

Трудовая деятельность Мытье комнатных растений.

Аппликация из ниток Цветы.

Подвижная игра Садовник.

НОД Луговые, полевые цветы.

Домино Полевые цветы.

Дидактическая игра Найди по описанию. Что изменилось.

Лепка Мы на луг ходили, мы лужок лепили.

Хороводные игры Солнышко и дождик; На лугу, на лугу.

Музыкальная игра Мы на луг ходили.

Дидактическая игра Узнай растение. Найди такой же.

Словесная игра Я садовником родился.

Экскурсия в цветочный магазин Где купить цветы для мамы.

Коллаж Композиция из цветов.

Подвижная игра Клумба. Цветы.

Хороводные игры Растим мак.

Дидактическая игра Части растений.

Оригами Бумажные цветы.

НОД Лесные цветы.

Хороводная игра Прогулка в лес.

Дидактическая игра Цветок.

Подвижные игры Солнышко и дождик. Первоцвет.

НОД Травы, которые лечат.

Изодеятельность Желтые одуванчики.

Дидактическая игра Отгадай, что за растение. Найди растение по названию.

Лото Что, где растет.

Работа с родителями

Родительское собрание Экология и мы.

III. Заключительный этап

• Диагностика – определение уровня умений и знаний детей по пройденному материалу

• Оформление выставки поделок и рисунков «Цветы вокруг нас»

• Итоговое мероприятие "Цветы — живая красота Земли"

Итоговый отчет воспитателя Коваленко Наталии Ивановны по проведению экологического проекта «Цветочный калейдоскоп».

Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Моей задачей было – развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и нетерпимо относиться к бессмысленной порче.

В дошкольном возрасте ребенок познает окружающий мир, учится ориентироваться в нем – это были мои ориентиры, почему я провела экологический проект «Цветочный калейдоскоп» в МДОУ №26 «Флажок».

Представления об особенностях и условиях жизнедеятельности живых организмов (растений, животных, человека, о взаимосвязи организмов с окружающей средой, о взаимовлиянии организмов друг на друга, о взаимодействии человека и природы, составляют основу науки экологии.

Природа планеты – уникальная ценность для всего человечества.

Для реализации данной задачи я работа по следующим принципам дошкольного экологического воспитания: научность, гуманизация, интеграция, системность, регионализация.

Принцип научности определился в содержании экологического воспитания и реализовался через знакомство с экосистемным строением среды обитания цветов.

Принцип гуманизации помог, на основе возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей детей, определить содержание экологического образования по объему сложности. Личность каждого ребенка представляет собой уникальное явление, отличающееся индивидуальным подбором качеств и собственным вариантов развития.

Принцип интеграции заключался в синтезе содержания дошкольного компонента экологического проекта содержанием из разных областей естествознания, гуманитарных наук, а также в интеграции с формами и методами экологического воспитания детей.

Принцип регионализации, в связи с возрастными особенностями детей и необходимостью использования ближайшего природного окружения как ресурса воспитания и развития детей, являлся фундаментальной основой организации процесса экологического проекта. Характерные особенности народонаселения, времен года, состава растений Саратовской области лежат в основе отбора содержания.

При планировании работы с детьми, содержание экологического воспитания последовательно выстраивалось в соответствии с региональными особенностями сезонных явлений в нашей области.

Повторяемость форм реализации содержания и взаимосвязь форм непосредственного обобщения с природой (прогулок, наблюдений) с другими формами организации жизнедеятельности детей (занятиями, трудовой деятельностью, праздниками) позволило мне систематизировать педагогический процесс.

Ознакомление с конкретными примерами растений, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера.

Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Одним из важнейших принципов экологического образования считаю принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.

Формы организации детей, методы и приемы ознакомления их с природой были самые разнообразные, выбор их зависел от воспитательно-образовательных задач, программного материала и возраста детей, а также от местных условий и природного окружения.

Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитания любви и бережного к ней отношения.

Ознакомление детей с природой Родного края в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы.

В детском саде №26 наша возрастная группа имеет свой уголок природы.

Значение уголка живой природы в детском саду - одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Детские наблюдения на экскурсиях или занятиях в комнате кратковременны. В уголке же живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе. Во время ухода за обитателями уголка природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.

Уголок природы представляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Разнообразие растений и животных, с которыми дети встречаются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего, существенного и закономерного в жизни растений и животных. Ознакомление с ограниченным количеством специально подобранных объектов в уголке природы позволяет решить эту сложную и важную задачу. Имеет значение и пространственная близость обитателей уголка природы. Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними длительное время.

Я разработала различные формы работы по экологическому воспитанию дошкольников. Вне дошкольного учреждения это могут быть экскурсии с детьми на природу, а на участке детского сада это может быть познавательная и трудовая деятельность.

В группе же на занятиях формами работы являются рассказ и беседа, в том числе рассматривание картин о природе и их обсуждение, а также чтение детям стихов и рассказов о природе и беседа после прочтения.

Я ставила своей целью формирование элементарной системы знаний о некоторых существенных особенностях растений как живых организмов, влиянии факторов внешней среды на их жизнь, взаимодействии растений в условиях экосистемы (лес, луг, поле и др., взаимоотношениях человека и природы; подведение детей к пониманию и установлению доступных для этого возраста разнообразных связей и зависимостей, существующих в природе.

Важным компонентом проверки знаний, умений и навыков служит диагностика, определяющая индивидуально-психологические особенности личности с целью оценки их состояния и прогнозирования дальнейшего развития. Получить нужную информацию можно при системном изучении ребенка (или детей) в условиях образовательного учреждения, а также при кратком обследовании с применением ряда методик, например беседы, серии игровых заданий, теста и др.

В соответствии с критериями оценки ответов выясняют уровень знаний дошкольников о природном окружении, сформированности умений устанавливать разнообразные связи, зависимости между объектами и явлениями природы, взаимодействии человека и природы.

Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни. Экологическое воспитание - непосредственно связана с наукой экологией. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагало:

• воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)

• формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)

• развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)

• участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.

Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, так как в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д.

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом.

Очень важно было показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – я включила в их посильную для их возраста практическую деятельность – создала условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок) способствовало дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Я обращала внимание детей на красоту природы, учила наблюдать за состоянием растений. А дети от этого получали удовольствие и замечали красоту жизни.

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одно из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголка природы. Каждая возрастная группа должна иметь свой уголок природы.

Чтобы обеспечить более точное и эмоциональное восприятие природоведческой информации, я отобрала литературный материал для каждого цветка: стихи, загадки.

Я и родители подвели детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Экологический проект «Цветочный калейдоскоп»
Фото «Цветочный калейдоскоп»
Экологический проект - фото
Публикации по теме:

Проект «Ах, эти сказки!» Проект был создан с условиями внедрение ФГТ в структуру программы ДОУ и показан на Районном методическом объединении в Коелгинском МКДОУ.

Рекомендации для воспитателей по оформлению проектов 1. Титульный лист. 2. Тип проекта (исследовательский, творческий, игровой 3. Вид проекта (продолжительность) 4. Участники проекта 5. Краткая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологический проект «Цветочный калейдоскоп»
Опубликовано: 18 июля 2013 в 10:08
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД