Экологический проект для детей младших групп «Учимся любить, понимать и беречь природу родного края»

Анна Клиновицкая
Экологический проект для детей младших групп «Учимся любить, понимать и беречь природу родного края»

«Учимся любить, понимать и беречь природу родного края»

Введение.

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей природной среды возникла каждого человека. Экология, не только наука, это мировоззрение молодого поколения, ответственность за бубущее общего для всех нас.

Планета Земля такая красивая, токая большая и такая хрупкая. Любая помощь природе должна быть хорошо продумана. В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Поэтому в детских садах деятельности введено экологическое воспитание дошкольников. Так М. А. Шаргаев считает, что «Необходимо начинать экологическое воспитание и обучение человека с его утробного развития. Детей надо учить, начиная даже не с грудного возраста, а намного раньше».

Благодаря научным исследованиям» дошкольного воспитания - Н. А. Рыжовой, С. Н. Николаевой, Т. И. Поповой, Н. А. Кондратьевой, О. А. Соломенниковой и др.

Раннее приобщение детей к экологическим объектам закладывается в первые семь лет. Экологическое образование дошкольника способствует формированию основ экологического мировоззрения и развития ребенка в целом, готовности его к школе. Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления будет разработан и использован комплекс форм, средств, приемов, способствующих формированию экологического представления на эмоционально-чувственной основе. Ребенок будет вовлечен в элементарную поисковую деятельность, в ходе которой формируется интерес к приобретению знания о природе и ее явлениях.

Предлагаемый материал решает следующие задачи:

1. Формирование системы элементарных научных экологических знаний.

- Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времени года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей

2. Развитие познавательного интереса к миру природы.

- Расширять представления детей о растениях, животных, шипах и

насекомых, особенности их поведения и питания.

3. Воспитание гуманного, бережного, эмоционально-положительного.

- Научить любить, понимать и заботиться о природе родного края (цветы,

деревья, насекомые и т. д.)

4. Принятие трудовых природоведческих навыков.

- Дать элементарные знания об огородных и садовых растениях. Учить

отличать по внешнему виду овощи (огурец помидрХфрухты (ябж]ко,

груша).

- Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и

воздух.

- Показать детям как сажать крупные семена цветочных растений и овощей на грядке учить трудиться в уголке природы и на участке детского сада (поливать, рыхлить).

Методы исследования

1. Теоретический анализ.

2. наблюдение, беседа.

3. Простейшие опыты.

Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении возможностей детей дошкольного возраста в усвоении экологических представлений в процессе ознакомления с многообразием растений в природе, определение методов, средств, способствующих эффективному формированию экологических представлений.

Практическая значимость исследования заключается в создании педагогических условий для ознакомления с многообразием растений в природе, разработке простейших опытов и наблюдений для детей младшего дошкольного возраста по формированию экологических представлений. У дошкольников в практической деятельности ДОУ.

В теоретической части работы нами определены термины, которыми приходится оперировать педагогику в ходе его работы с детьми.

1. формирование - это воздействие различных условий на людей не зависимо от созидательной деятельности.

2. экология - это биологическая наука, изучающая взаимоотношения организма со средой обитания и между собой.

3. представление - это чувственно-наглядный образ предметов и явлений окружающего мира; результат воздействия предметов на наши органы чувства.

4. знание - это совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом.

5. экологическая культура - это реальное каждодневное поведение человека в природе.

6. экологическое воспитание - это формирование у человека способности желание поступать в соответствии с законами экологии которые он усвоил в процессе обучения.

7. экологическое образование - подразумевает конечный результат, итоговую сумму знаний по экологии.

8. экологическое мышление - это способность видеть многочисленные связи существ в природе и на их основе прогнозировать последствия тех или иных поступков.

9. экологическое сознание - это единство экологического образования экологии, воспитание экологической культуры, экологического мышления, составляющее сущность личности.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что знания об окружающем мире у детей формируется на уровне представлений. Первоначальным источником знаний являются чувственное восприятие, полученное из наблюдений за объектами природы и практической деятельности. В процессе чувственного восприятия формируются представления. Экологические представления надо не сообщать, а обязательно формировать, подходить с разных сторон, вовлекать детей в познавательный процесс, возвращаться к одному и тому же понятию многократно и каждый раз рассматривать его под разными углами, с разных позиций и разными методами. Методы и формы разнообразны.

Циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке детского сада, целевые прогулки, экскурсии игровые и обучающие ситуации с использованием игрушек, кукол и т. д. это экологические занятия.

Игры экологического содержания, словесные обсуждения и отряд маленьких экологов, экскурсии, сценарии досугов.

Методика формирования элементов экологической культуры у младших дошкольников должна учитывать психологические особенности детей. Дети трех - четырех лет характеризуются двумя качественно новыми чертами:

1. начало формирования личности ребенка.

2. самостоятельная деятельность. Для получения результатов в группе необходимо создать условия для окружающей среды.

3. экологическое направление, где дети самостоятельно познают окружающий мир, выделяют связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями живой и неживой природы и активно взаимодействуя с взрослыми.

Формирование элементарных экологических представлений детей осуществляется круглый год в процессе разнообразных видах деятельности.

Ведущими методами в процессе формирования экологических представлений являются:

- наблюдения

- простейшие опыты

- собственная продуктивная деятельность детей в природе и в уголке природы.

Наблюдение - метод познания природы. Большое значение придавали все педагоги дошкольного воспитания (Тихеева, Васильева, Николаева и др.). В работе с детьми используются различные типы наблюдений, определяемые содержанием в формируемых знаний: одноразовые и многоразовые. Наблюдение развивает у детей мышление способность видеть и чувствовать замечать большие и маленькие изменения в окружающем мире, обогащает свои знания, чувства. У ребенка формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

В исследованиях Ветровой, Корзаковой показано, что наблюдая за растениями в процессе труда, дета учатся различать, называть яркие особенности растений, цвет, стебель, листья, что эти условия создаются трудом человека. Очень важна игра в экологическом воспитании детей. Об этом писали Молодова, Николаева Игра - это деятельность ребенка, он в ней живет, и без нее он не будет обучаем, В рамках игры дети получают новые знания, трудовые действия, наблюдают за объектами природы,

Ведущей формой организации педагогического процесса являются занятия. Они отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой, построением, ходом организации и проведения. Эти занятия бывают первично -ознакомительного типа, углубленно-познавательного, обобщающего и комплексного.

Источникам знаний является чувственное восприятие, полученное через наблюдение и практическую деятельность.

Педагогические наработки представляют организованный процесс. Экология природы положительно воздействует на экологию человеческой души. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка и закладываются основы воспитания любви к природе родного края, поэтому я взяла тему: «Учимся любить, понимать и беречь природу родного края».

Моя работа включает следующие разделы:

задачи экологического воспитания 2 младшей группы - перспективный план младшей группы по экологическому воспитанию.

В начале планирования решаем следующие задачи:

1. Формировать представления детей о первых осенних изменениях в природе (идет дождь, листопад, изменения в живой природе (листья на деревьях желтеют).

2. Познакомить с основными видами овощей и фруктов.

3. Развивать умения анализировать структуру объектов природы (растения)

4. Воспитывать способность переживания чувства радости, удовлетворения.

Провожу следующие занятия: «Мы на клумбу с лопатой пришли» или «Листопад». Применяю формы и методы: наблюдения (за солнцем, за небом, дождем). Наблюдения проводятся в форме игры. Игра - это обучающая форма. Она активизирует умственные способности. Включаю экологические игры, дидактические, подвижные, чтение книг. Живая интересная книга, освещающая жизнь природы, ее отдельные явления, а так же деятельность человека необходима, чтобы пробудить интерес у детей. Стихотворением, загадкой и потешкой расширить знания и представления ребенка. (Пушкин, Барто, Александрова, Высоцкая, Токмакова - о солнышке, о дожде, о ветре, о листопаде).

Экология - это наука, изучающая взаимоотношения Организмов я окружающей среды. Все занятия проводятся в игровой форме. Экологические игры по теме «Растения», «Угадай растения по описанию» (бальзамин, герань, «Найди листок, какой покажу» (клен, тополь, береза, «Чудесный мешочек» (овощи и фрукты).

Дидактические игры: «Лото», «Что растет на огороде?», «Что растет в саду?», «Чего не стало?»

Подвижные игры: «Наседка и цыплята», «Солнышко и дождик».

Во вторую половину дня самостоятельная деятельность, изодеятельность, работа в уголке природы - полить цветы вместе с воспитателем, фольклор, чтение потешки (о дожде, о небе, о тучах, о листьях)

В книжном уголке соответствующие иллюстрации.

Ознакомление дошкольника с природой (с сентября по август). Это наблюдения на прогулке (на каждый день) в игровой форме, труд в природе (выкопать цветок, игры с ветром, с песком. Наблюдения за работой взрослых.

Важной задачей в экологическом воспитании, является работа с родителями. Она ведется непрерывно.

В группе проводятся родительские собрания, где родители узнают, какую роль в развитии личности и нравственном воспитании ребенка, навыки заботливого, бережного отношения ко всему живому. Расскажем родителям, как познакомимся с миром насекомых, как полюбить одуванчик, как ухаживать за огородом, устраивать праздники. Главная задача-развивать умственные способности ребенка, гуманное отношение ко всему живому, умение заботиться о растениях и животных. Развивать воображение, обогащать словарный запас знаний, развивать связную речь, учить трудиться наших в присутствии взрослых (поливать, рыхлить землю). Экологическое просвещение родителей очень важное и сложное направление работы дошкольных учреждений, во многом определяет воспитание ребенка, требует целенаправленной систематической работы.

Великий ученый академик Борис Лихачев писал: «Экологическое сознание требует подкрепления чувством эмоциональным, целостным, глубоко-нравственным отношением к природе, обществу, людям. Ведь нравственная направленность ребенка должна быть ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, волнение, совесть, переживание, общение с природой. Природа всенравственна, она по ту сторону добра и зла. Необходимо развить чувство гармонии, способность восторженного отношения, переживания, прекрасного, возвышенного. Природа как самый лучший художник воспитывает художественный вкус и говорит: не навреди. Нужно говорить детям, что природа всегда нуждается в защите и помощи. В лесу нужно соблюдать правила безопасности показывая картинки не брать, не ломать, не разорять, не жечь и т. д. чаще рассказывать, как оказывать первую помощь, как за ними ухаживать заботиться в уголке природы.

Природа-это колыбель человечества, она кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна, даря свои бесценные дары, требуя лишь оного, чтобы люди были к ней добры и защищая сберегали бы от бед. Если мы научим наших ребят смотреть и видеть, любить и понимать все, что происходит в природе, беречь и заботиться, то через полтора - два десятилетия подрастающее поколение будет достойно нашего века. Взрослый должен помочь малышу открыть для себя мир природы, полюбить его как наш родной край, в котором мы живем.

Задачи экологического воспитания:

1. Расширять представление детей о растениях и животных, птиц и насекомых, особенности их поведения и питания.

2. Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.

3. Дать элементарные знания об огородных и садовых растениях. Учить отличать по внешнему виду овощи (огурец, помидор., фрукты (Яблоко, груша.).

4. Дать представление о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.

5. Показать детям, как сажать крупные семена цветочных растений и овощей на грядке, учить трудиться на земле, в уголке природы.

6. Научить любить, понимать и заботиться о природе родного края (цветы, деревья, насекомые).

7. Знакомить детей с правилами поведения в природе (не рвать растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

Заключение

Проанализировав психолого-педагогическую специальную литературу, пришли к выводу, что формирование у дошкольников экологических представлений о многообразии природы, связаны с новыми методами обучения: наглядных и практических. К ним относятся длительное наблюдение (цикл, элементарное экспериментирование, целенаправленно построенная беседа подводящая детей к пониманию причиных связей в природе.

Занятия углубленно - познавательного типа проводятся когда возникает необходимость уточнить, расширить конкретные представления детей в результате длительных наблюдений за ростом и развитием живых объектов. На занятиях обобщающих воспитатель ставит цель выделить ряд значимых объектов для групп знакомых объектов и на их основе формируется обобщенное представление. К обобщенным занятиям относятся знания об многообразии растительного мира, закономерных особенностях роста и развития растений, сезонных явлениях о природе. Другим содержанием обобщенных представлений формируются на основе следующих признаков: растут на огороде, в саду используются в пищу выращиваются человеком и дети на протяжении многих лет наблюдают, как растут цветы на клумбе и в уголке природы комнатные растения. Дети имеют представления, что растет, развивается из семян. Для этого нужны условия: свет, тепло, влага. Эти занятия комплексно-творческие, их можно организовать по-разному. Формы и методы работы с детьми обеспечивают реализацию содержания экологического воспитания и достижения его цели. Методы строятся на традиционных видах деятельности, на наблюдениях, труде в природе, игре, моделировании речевой деятельности, Методы позволяют показать детям многообразие растительного и животного мира, взаимосвязь организма со средой в практических формах взаимодействия ребенка с природой, ближайшие окружения на участке, на огороде. Критериями выбора различных форм и методов экологической работы для конкретного ДОУ, является программа, по которой они работают, а так же возможности дошкольного учреждения, уровень подготовленности воспитателей. Методическая значимость данного исследования заключается в том, что наработанный материал целесообразно использовать на занятиях по формированию экологических представлений в процессе знакомства с многообразием мира не только в ДОУ, общеразвивающего типа.

Экологические просвещение родителей - одно из крайне наиболее сложных направлений работы ДОУ.

Семья, как средство формирования личности, оказывает огромное влияние на формирование основ экологического мировоззрения. Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом. Экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям лично значимое для них. Для того, что бы узнать отношения родителей к вопросам экологического воспитания, их отношение к природе, было проведено анкетирование, а по его результатам составлен план:

Экологическая информация.

1. Сведения для родителей

2. Информация о состоянии здоровья ребенка.

3. Качество окружающей среды

5. Правила поведения в экстремальных условиях

6. Неблагоприятные экологические ситуации

7. Экология жилища

8. Выращивание экологически безопасного урожая

8. Комнатные лекарственные пищевые растения

9. Выбор экологически безопасных мест для прогулок и отдыха на природе.

10. Домашние животные, их содержание в доме и значение для ребенка 12. Информация развития ребенка, как личности в процессе экологического образования

11. Экологическое просвещение родителей - важное познавательное, ценное для воспитания своего ребенка.

Публикации по теме:

«Экологическая акция». План мероприятий 22 марта - Международный День воды; Просмотр документальных фильмов о воде. Исследовательская деятельность «Вода в природе» Выпуск листовок.

Ты помнишь, Боже!!! (песня) Ты помнишь, боже, как все начиналось, Солнце яркое поднималось, Все выше и выше, поля озаряя, Все больше и больше нас согревая. Ты помнишь,.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Экология
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Экологический проект для детей младших групп «Учимся любить, понимать и беречь природу родного края»
Опубликовано: 22 апреля 2013 в 05:53
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «День здоровья!»
День Здоровья Нельзя представить себе жизнь ребёнка без весёлых развлечений, праздников, соревнований, интересных игр! В детском саду номер 10 прошёл...
Фотоотчет о тематической неделе «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!»
Лето - удивительное время года, когда детям позволительно практически все. Прошедшая неделя была посвящена этой теме. То, что солнце, воздух и вода - наши...
Фотоотчет «Мои матрёшки»
Добрый день, уважаемые коллеги! Наверное, многие гости моей странички давно заметили мою любовь к загадочной русской куколке-матрёшке. Она просто -воплощение...
Сценарий выступления агитбригады «Сохраним первоцветы!»
Агитбригада «Первоцветы» Перед вами выступает Слов на ветер не бросает, Суть проблемы понимая, Агитбригада «Первоцветы»...
Экологическая сказка «Спасём речку Турью»
Сценарий экологической сказки «Спасем реку Турью! » Ведущий. На планете год от года Человек вредит природе. Даже не поймет, чудак, Что природа –...