Экологический проект — форма исследовательского обучения дошкольников

Светлана Колосова
Экологический проект — форма исследовательского обучения дошкольников

В настоящее время проблема экологического воспитания населения является одной из наиболее актуальных. Чем раньше начата работа по экологическому образованию, тем прочнее будет результат. Экологически чистым будет каждый дом, улица, город, страна, планета.

Начать работу по типу исследовательского обучения детей в экологическом образовании мы решили с проведения экологического проекта ''Дерево'' по этапам, разработанным Н. А. Рыжовой. Мы разделили детей на четыре подгруппы. Каждая выбрала на участке детского сада свое дерево, за которым вела наблюдение в течение трех месяцев: с марта по май. Дети наблюдали дерево в условиях зимы, а также в периоды пробуждения и цветения. Дети каждой подгруппы придумали имена своим деревьям (тополь – Богатырь, береза – Беляночка, рябина – Розочка, сирень – Рагулечка, а перед цветением она была переименована в Бутончик, рисовали портрет своего дерева. Каждый изображал свое дерево по-своему.

Рассматривая состояние веток и отмечая это в календаре, дети сравнивали, какое дерево просыпается перовым, быстрее зацветает, пытались найти этому объяснение (растет в тени или на солнышке, старое оно, или молодое, больное или здоровое.). Сделали зарисовки ''Что нужно дереву?'' (условия существования). Дети сами вспоминали и придумывали обозначения. Аналогична была проведена работа по определению врагов и друзей дерева.

Дети буквально каждую прогулку обращали внимание на своего зеленого друга, отмечали его состояние в разную погоду, называя это ''настроением''. Они сами ухаживали: рыхлили сначала снег, чтобы быстрее таял, затем землю, чтобы просохла и дышала, убирали под деревьями мусор, просили взрослых побелить. Для детей деревья стали одушевленными объектами. Дети с ними здоровались и прощались, обнимали их, шептали им о сокровенном, придумывали о них сказки и истории. На итоговом занятии все они с желанием рассказывали о своем дереве, опираясь на накопленные через наблюдения знания.

Следующим шагом в работе был экологический проект ''Птицы''. Мы познакомили детей с символическим изображением методов исследования, которые уже были знакомы детям и применялись в работе ранее, объяснили им, что эти карточки будут помогать искать и находить новые знания о птицах (методика А. И. Савенкова). Вначале дети вспомнили, что они уже знают о птицах, прилетающих на участок детского сада. Затем они выбирали на каждый день по одному символу, обозначающему метод исследования, и собирали информацию. Некоторые методы, такие, как наблюдение и ведение календаря, использовались очень часто, как наиболее доступные и уже упрочившиеся навыки исследования. Для проведения других требовалась предварительная работа. Например, звонок по телефону. Сначала с детьми обговаривалось, кому мы будем звонить, о чем хотим спросить, какие вопросы зададим. Метод ''Посмотреть или прочитать в книге'' использовался как домашнее задание. Результаты работы по каждому методу обговаривались и фиксировались: дети делали много зарисовок, сами придумывали символы для обозначения наблюдений.

Конечно, приходилось много помогать: обобщать полученные данные, учить делать выводы и выступать с сообщениями. Но работа была увлекательная. У многих детей появилось желание вести исследование самостоятельно. Им была предложена тема ''Паучок'' и определена последовательность работы с использованием символов (методов исследования) в виде циферблата. За две недели дети узнали и рассказали очень много нового о жизни паучка.

Такая форма работы со старшими дошкольниками увлекательна и полезна: расширяется кругозор детей, развивается их речь, формируются навыки самостоятельного решения проблемы, воспитываются их личностные качества.

Диагностические наблюдения за детьми после проведенной работы показывают несомненное повышение уровня экологической воспитанности. Дети стали более наблюдательными, научились сами замечать изменения в окружающей природе. В два с половиной раза увеличилось количество детей, желающих поделиться своими впечатлениями со взрослыми. В два раза возросла познавательная активность детей. Не стало случаев проявления жестокости по отношению к объектам природы.

Несомненно, используя исследовательское обучение, можно не только развивать ум ребенка, но и получать дополнительные воспитательные и образовательные возможности.

Публикации по теме:

Примерные ООП ДО Мы все с вами знаем, что с 2005 года программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста не подлежат обязательной экспертизе.

Проект «Люби и береги природу родного края» Слайд №1. У людей, живущих в современном мире общества, множество проблем, но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Наша армия
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Экологический проект — форма исследовательского обучения дошкольников
Опубликовано: 23 декабря 2012 в 19:52
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Утро весны» Беседа и художественное творчество детей старшего дошкольного возраста.
Зима недаром злится Прошла ее пора Весна в окно стучится И гонит со двора. Ф. И. Тютчев Интеграция образовательных областей. «Познавательное...
Проект «Творческая мастерская».
Проект «Творческая мастерская» предполагает развитие детского творческого потенциала в старшей и подготовительной группах. В этом году у нас 3 старшие и 2...
Будущие первоклассники — участники конкурса Звёздочка в ладошке!
Воспитанники подготовительной к школе группы «Ладушки» приняли участие во Всероссийском дистанционном конкурсе «Звёздочка в ладошке». Конкурс понравился...
Праздник «Сороки» в Горнице Музея «Комната русского быта».
Праздник «Сороки» в Горнице Музея «Комната русского быта». Встречаться в стенах поселкового Дома Культуры поселка Идрица ( директор Е. М. Маслова, стало...
«А небо над Ситцевой Страной такое разное». Консультация для педагогов. Часть 3. (как...
«Скажи, скажи, художник, Какого цвета дождик, Какого цвета вечер, Какого цвета ветер. » А действительно, какого цвета ветер? Вот ветер, он ведь тоже...