МААМ-картинки

Экологический проект «Я и природа»

Любовь Шило
Экологический проект «Я и природа»

Проект «Я и Природа»

Аннотация

Проект «Я и природа» направлен на экологическое воспитание детей дошкольного возраста. В проекте представлен материал из опыта работы по реализации задач экологического воспитания через труд в природе, исследовательскую деятельность, пробуждение бережного отношения к природному окружению, расширение кругозора детей.

Публикация «Экологический проект „Я и природа“» размещена в разделах

Предлагаемый материал покажет, как я организовывала экологическую и опытно-экспериментальную деятельность дошкольников, а также способы практического взаимодействия детей с окружающей природой.

Введение в проект

Актуальность проекта

Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано с вопросами экологического воспитания. Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников непосредственно в природной среде.

Цель создания тропы заключается в обучении и воспитании дошкольников, расширении сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы. Задача побудить дошкольников видеть, замечать различные проявления природы, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать результаты воздействия человека на окружающую среду, способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношение человека к природе.

Особенность процесса обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время прогулок, наблюдений по маршруту тропы.

Организация тропы силами дошкольников дала мне возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требовало от детей творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценки состояния окружающей среды в зоне тропы побуждало детей не только использовать свои знания из разных областей жизни, но и – самое важное – принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. Самостоятельная исследовательская работа укрепляла взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее качество личности – убежденность, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт детей. У них вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.

Тип проекта. Долгосрочный, познавательный.

Участники проекта. Реализация проекта проводилась с детьми старшего дошкольного возраста, родителями, педагогами.

Цель проекта. Создание условий для экологического воспитания детей.

Задачи проекта.

• Развивать познавательную активность детей посредством опытов и экспериментов с объектами природы.

• Показать детям многообразие растительного мира окружающей среды

• Воспитывать детей в духе бережного отношения к природе.

• Активизировать участие родителей в экологическом воспитании ребенка

Гипотеза реализации проекта. Реализация проекта позволит повысить экологическую культуры детей, расширит их кругозор, привьет навыки труда в природе.

Ожидаемые результаты.

Дети:

o Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.

o Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.

o Содействовать развитию представлений о окружающем мире.

Родители.

o Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментально-познавательного, трудового характера.

Педагоги:

o Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами экологического направления.

o Презентация проекта на методическом объединении (педсовет)

o Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей.

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе :

- исследования на тропе;

- фенологические наблюдения за растениями, птицами, насекомыми в природе (по сезонам) ;

- фотографирование;

- решение экологических ситуативных задач;

- чтение художественной литературы;

- детские проекты;

- обсуждение и проигрывание ситуаций;

- труд в природе.

Этапы реализации проекта

Вводный

1. Изучить особенности окружающего природного окружения

2. Сформировать цели и задачи проекта

3. Анализ педагогической литературы по проблеме экологического развития дошкольников

4. Разработка перспективного плана мероприятий экологического содержания.

Основной

1. Описание экскурсионных объектов на маршрутах экологических троп

2. Организация поисковой деятельности детей и взрослых по теме «Экологическая тропа»

Итоговый

Презентация проекта

Организация экологической тропинки.

1. «Сказка встреч»

Цель: показать детям многоцветность окружающего мира. Вызвать эмоциональное отношение к наблюдаемым природным явлениям, объектам. Воспитывать эстетическое чувство. Дети располагаются вокруг, читают стихи, поют песни, водят хороводы. Это любимое место для проведения развлечений

2. «Царство удивительных вещей».

Цель: показать детям возможность создания условий второй жизни старых вещей. Воспитывать уважительное и почтительное отношение к старым деревьям и пням, бережное отношение к окружающей природе, к любому объекту живой и неживой природы. Показать детям возможность дать вторую жизнь погибшему дереву. На участке есть такие поделки: «Старик- боровик», «Улитка», «Грибок» (для игр с песком и водой).

3. «Птичий городок»

Цель: познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам.

Птицы

Круглый год зимующие птицы живут в наших краях. Зимой они с трудомнаходят себе корм: насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, в щелях деревянных домов и заборов, плоды и семена лиственных растений, семена из шишек хвойных деревьев. Некоторые птицы, как поползни и синицы отыскивают запасы, которые спрятали осенью. Особенно трудно птицам приходится во время метелей и сильных морозов. В такую погоду они голодают, а некоторые даже погибают от холода и голода. Поэтому в зимнее время пернатые стараются держаться поближе к жилищу людей. Мы можем помочь птицам пережить зиму, устроив кормушки. Наблюдая за птицами можно узнать много интересного. Если на ветках деревьев воробьи сидят, распушив перышки и нахохлившись- значит на улице мороз. Многие народные приметы связаны с поведением птиц. Если птицы сидят, прижавшись к стволу дерева- к морозу. Воробьи громко чирикают- к оттепели. Вороны и галки садятся на низко растущие ветки- к ветру.

Воробей. На первый взгляд, я весь серенький: головка и грудка, и брюшко. Только спинка и крылья коричневые. На крыльях- белая полоска. Зато на шейке у меня большое черное пятно. Похоже на бант или широкий галстук. Вот я какой франт!

Синица. На головке у меня черная шапочка, на шее и груди длинный черный галстук, спинка, крылья и хвост темные, а грудка ярко- желтая, будто я в желтый жилет нарядилась. Сядем мы, синицы, на ветку: будто желтые яблочки. Красота! А песенку нашу и зимой услышать можно. Не пожалейте кусочка сала, угостите нас! А мы вам споем: «Зинь- зивет, зинь- зивет!». (Кирилл Б)

Летняя лаборатория. (Песочница)

Цель: развивать любознательность, исследовательские способности, желание познать окружающий мира

Песок

Сегодня я хочу поделиться с некоторыми выводами о свойствах песка, которые я узнала, играя с ним. Песок желтый, сыпучий, частички песка называются песчинки. Рассматривая их через лупу я увидела, что песчинки примерно одинаковые по размеру, но различаются по цвету и форме. Песчинки не связаны между собой, поэтому песок можно пересыпать с одного места на другое. Мы говорим: «песок сыпучий». Это свойство используется в песочных часах. А если песчинки потереть между пальцами, то чувствуется, что песчинки твердые, царапают кожу. Ведь недаром в старину бабушки чистили кастрюли, посуду песком. Провела такой опыт: натерла песком лист цветного картона, игрушки (пластмассовый и деревянный кубик, металлическую кастрюльку, затем рассмотрела предметы через лупу, и пришла к выводу: песчинки оставляют на их поверхности царапины. И это свойство песка используется человеком. Изготавливают наждачную бумагу, а затем используют для шлифования металлических и деревянных изделий. Еще песок используют при строительстве дорог и зданий, при производстве стекла и посуды. И, конечно, в песок с удовольствием играют дети. Провела такой опыт, попробовала слепить кулич из сухого песка- кулич рассыпался. Полила песок водой из опрыскивателя, и из влажного песка слепила кулич- кулич не рассыпался. И пришла к такому выводу: влажный песок прекрасно сохраняет форму; вода скрепляет песчинки. А еще с помощью песка можно рисовать. Для этого необходим цветной песок. А сделать его можно так: песок разложить по тарелочкам, добавить в него разведенную гуашь, тщательно перемешать и поставить сушиться на солнышко. После того, как песок высохнет, переложить в пакеты и измельчить молотком. И рисовать тоже просто: насыпая сухой цветной песок на картон, намазанный клеем, мы создаем песочные картины. Вот сколько многое я узнала о песке. (Даша Г)

6. «Колонка жизни».(Вода) .

Цель: представление возможности для психологической разгрузки.

Расширить знания о значении и свойствах воды.

Сегодня мы поговорим о воде, её свойствах и о значении воды.

Вода- это жидкость. Она течёт, её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в кастрюлю.

Воду можно вылить или перелить из одной посуды в другую. :

Она бывает тёплая, горячая, мокрая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т. д.

Вода может течь, литься, журчать, растекаться, капать, замерзать, таить. :

С помощью воды мы готовим еду. При помощи воды мы стираем, моем посуду.

Водой мы моемся в бане, умываемся. В воде мы купаемся. Воду мы пьём.

О свойствах воды

Вода- это жидкость,

Вода не имеет вкуса

Вода без цвета, прозрачная

Вода может менять цвет от того что в неё добавили.

Вода не имеет запаха

Воду нужно беречь (Никита В)

7. «Береза».

8. «Рябина».

.

Цель: знакомить детей с разновидностью деревьев. Вызвать интерес к процессам наблюдения и исследования объектов природы. Воспитывать умение видеть красоту, восхищаться ею, оберегать дерево от повреждений.

Рябина красная - гордость нашего детского сада!

Рябина- неприхотливое, красивое во все времена года дерево, очень полезно для зрения ребенка. Пестрота дерева создает расчленённый фон, на котором глаз отдыхает, работает в экономном режиме. Исследуя листья и ягоды, выясняем, какие животные ими питаются и почему ягоды рябины красные? Рассматриваем ягоды обычным способом и через лупу. На примере рябин изучается явление листопада, как меняют цвет листья осенью, сравнивают живые и опавшие листы.

Рябина воспитывает эмоционально-положительное, бережное отношение к природе вокруг нас.

Точка «Береза». Обращают внимание на то, что береза – лиственное растение. Особое внимание уделяется стволу дерева, его необычной окраске коры, тактильным ощущениям во время прикосновений. Сенсорное восприятие семян – «березовые сережки».

На нашем участке растут деревья. Они дарят положительную энергию и бодрость людям. И вот об одном я хочу вам рассказать. Его вы узнаете по простой примете: нет дерева белей на белом свете. Береза самая нарядное дерево. Ее не зря называют белоствольной русской красавицей. Этому дереву посвящено много песен, стихов, загадок. Внизу ствол березы покрыт темной грубой корой, а выше белой с черными отметинами. Листья березы похожи на треугольники с зазубринами по краям, на сердечки. Березка – кокетка каждую весну надевает она сережки. Сережки – это цветы березы. Когда они отцветут, образуются семена. Ветер и птицы разнесут их по лесу, там, где они упадут, вырастут маленькие березы. В лекарственных целях используют березовые почки. Из древесины березы делают деготь, активированный уголь. По русскому обычаю вокруг березы всегда водили хороводы. Березу считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье и благосостояние, а также защищает дом от молнии. Наша красавица береза может предсказывать погоду. Если из березы весной течет много сока- к дождливому лету. Если осенью листья начнут желтеть с верхушки- весна будет ранняя, начнут желтеть снизу- поздняя. Береза перед ольхой лист распустит- лето будет сухое, ольха перед березой – мокрое. Вот сколько многого и поучительного я узнала. (Настя Е)

9. «Зеленая аптека».

Цель: развивать интерес к родной природе, способность любоваться ею, и бережно к ней относиться.

«Зеленая аптека»

Я хочу поговорить об удивительном цветке- ромашке. Она самый распространенный в нашей полосе цветок. Это царица цветущего луга, национальный символ нашей страны, она по происхождению иностранка. Приплыла к нам вместе с зерном из далекой Америки (там ее считают злостным сорняком). Сначала этот цветок как и все ромашковидные, назывался римской купавой, чуть позже- романовой травой. А лишь в потом русский агроном А. Т. Болотов впервые употребил слово ромашка, которое не только прочно вошло в наш язык, но и стало восприниматься как исконно русское. Впрочем, в разных уголках России, у этого цветка сохранились свои прозвища: девичник, невесточка, марьяша, солнешник, беленица. В старину на Руси устраивали праздник белой ромашки. Молодые люди в этот день, объединившись попарно, собирали пожертвования в пользу больных чахоткой, у которых на ромашку аптечную была последняя надежда. Теплое, благодарственное отношение к этому цветку выразили и наши современники, сделав его символом Дня семьи и супружеской верности. Впервые этот праздник отмечался 8 июля 2008 году. Именно в этот день вот уже 750 лет православная церковь вспоминает чету чудотворцев- Петра и Февронию Муромских, проживших в любви и согласии всю жизнь и завершивших свой путь, по преданию, в один день. Вот какая чудная наша ромашка (Алла Я)

10. Спортивная площадка - «Тропа здоровья»

Цель: развитие здоровья детей, продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности.

11. «ЖУЖЖАЩИЙ, ПОЛЗАЮЩИЙ МИР».(Луг) .

На площадке в теплое время года обитают разнообразные насекомые: пчелы, осы, бабочки, шмели - это все объекты для наблюдения детей.

В экологическую тропу включен муравейник.

Муравьи

Наблюдая за муравьями, я узнал: жизнь муравьев во многом похожа на жизнь людей. Как и мы, муравьи живут в домах, причем в многоэтажных, которые строят сами из мелких веточек, кусков коры, сосновых и еловых иголок. Они склеивают своей слюной веточки и хвоинки с маленькими кусочками земли, причем, делают это очень аккуратно и обязательно в одном направлении- сверху вниз. А так делают для того, чтобы во время дождя вода стекала вниз, и в муравейнике всегда было сухо. А еще я узнал, что муравьи живут большой дружной семьёй, где у каждого есть свои обязанности. Главная в семье муравьев- самка. У нее одна обязанность- откладывать яйца. Муравьи- няньки сразу же уносят отложенные яйца и ухаживают за будущим потомством. Муравьи- воины смело защищают муравейник от непрошеных гостей: сверчков, кузнечиков и больших жуков. Иногда муравьи ссорятся со своими соседями- муравьями из-за участков, на которых они охотятся, и тогда начинаются настоящие муравьиные войны. Муравьи- победители уносят из другого муравейника всю добычу и даже забирают яйца, когда из них появятся маленькие муравьишки, они станут у победителей рабами- рабочими. Обычно еду для всех членов семьи приносят муравьи- фуражиры. Фуражем, т. е. едой, для муравьев становятся семена трав, грибы и такие насекомые: как жучки, гусеницы, мушки. Каждый день с весны до осени неутомимые муравьи приносят в свой дом столько насекомых, сколько могло бы уместиться в ранце школьника. Недаром муравьев называют санитарами леса. Где много муравьев, лес здоровый и чистый. А еще у муравьев действует своя система наказаний. Если здоровый муравей- фуражир ленится и несколько раз подряд возвращается в муравейник ни с чем, его убивают и самого пускают на фураж- съедают. А если муравей не может трудиться: стал старым или повредил лапку или еще что- нибудь, то больного кормят до тех пор, пока он не выздоровеет и не сможет сам приносить еду другим. А еще у муравьев, как и у людей, в доме живут любимые питомцы- тля. Это крошечное насекомое, которое вырабатывает любимую муравьям жидкость- молочко. Поэтому тлю называют муравьиной коровой. Весной муравьи- пастухи выводят из муравейника целые стада этих коров на пастбища- веточки растений. Тля пьет сок молодых листочков. Муравей подбегает к ней, щекочет усиками ее брюшко, и тля тут же выделяет капельку ароматной жидкости. Муравей- пастух собирает эти капельки и несет голодным братьям в муравейник, а те в свою очередь кормят других. Делится едой – закон муравьиной семьи. А еще у муравьев есть строгие правила. В свой муравейник жильцы должны попасть обязательно до захода солнца. Иначе муравьи- охранники закроют все входы- выходы, и придется опоздавшему ночевать вне дома. А еще муравьи, хоть и маленькие, но могут поднять груз в 100раз тяжелее собственного веса. А еще муравьи выносливые. А еще ученые выяснили, что муравьи легко поддаются обучению, научившись чему- то новенькому, могут тут же передать свои знания двум- трем младшим собратьям- они, оказываются, умные насекомые. Ведь среди всех насекомых у муравьев самый большой оббьем мозга по отношению к телу. Вот сколько нового и познавательного я узнал про насекомых. (Илья Ч)

Вывод:

Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства.

Реализация данного проекта возможна в образовательном учреждении любого типа.

Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги.

Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.

В результате реализации проекта :

• повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;

улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;

• повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы;

Литература:

1. Грехова Л. И В союзе с природой. «ЦГЛ» «Сервис школа» Москва, 2002

2. Захлебный А. Н. На экологической тропе Москва, 1981

3. Воронкевич О. А Добро пожаловать в экологию! СПб «Детство-Пресс», 2008

4. Саморукова П. Г Как знакомить дошкольников с природой М. Просвещение, 1983

5. Виноградова Н. В Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой

6. Елкина Н. В, Мариничева О. В Учим детей наблюдать и рассказывать» Ярославль «Академия Развития», 1997

7. Николаевой С. Н Юный эколог Издательство «Мозаика-синтез»

8. Детям о природе» М. В. Лувич

9. Зубкова Н. М. Опыты и эксперименты для детей от 3до 7 лет. – М., 2007.

10. Журавлева Л. С. Солнечная тропинка – М, 2006.

11. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. – М., 2003.

12. Рыжова Н. А. Я и природа. – М., 1996.

13. Энциклопедия Почемучки \ Под ред. Кутузова С. М. – М., 2003.

Публикации по теме:

Краткосрочный проект в подготовительной группе: «Природа родного края осенью» Негосударственное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №176 ОАО «РЖД» п. г. т. Краснобродский, поселок Артышта. Автор: Гречишкина.

Проект «Мы и природа» в средней группе Актуальность: Велика роль природы в духовной жизни общества. Природа – это вся Вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим.

Проект по экологическому воспитанию «Природа — это наш дом» 2 младшая группа Подготовила воспитатель: Лоскутова Ольга Леонидовна Березники 2016 г. Цицерон «Изучение и наблюдение природы породило науку».

Проект «Природа Хакасии» Название проекта «Природа Хакасии» Автор Марфина Елена Анатольевна Вид проекта : познавательный. Цель проекта: Воспитание у детей чувства.

Проект «Природа в рисунках детей» Актуальность: Искусство – один из способов познания действительности и творческого преобразования мира человека. Для творчества необходимы.

Экологический досуг «Воздух» в рамках инновационного проекта «Природа — часть твоей души».Экологический досуг «Воздух» в рамках инновационного проекта «Природа — часть твоей души». ДОСУГ по теме «Воздух» (Появляется Карлсон с шариками в руках). Карлсон Здравствуйте, ребята. Я так рад, что наконец - то добрался до.

Экологический проект «Бал цветов» Подготовила и провела воспитатель старшей группы Махова Зинаида Семеновна. 2014 г од. Тип проекта: познавательно-исследовательской деятельности.

Экологический проект «Мир насекомых» Тип проекта: поисково-исследовательский По времени проведения: краткосрочный (1 месяц) По количеству участников: групповой Участники проекта:.

Экологический проект «Мы и природа», подготовительная группа Вид проекта: • По направленности: информационно – познавательный, творческий. • По количеству участников: групповой. • По продолжительности:.

Экологический проект «Подснежник» Экологический проект «Подснежник» Экологический проект «Подснежник» по количеству участников является коллективным, долгосрочным, так как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологический проект «Я и природа»
Опубликовано: 13 марта 2016 в 12:49
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД