Экологический проект «Мать сыра земля в опасности!»

Ольга Чуракаева
Экологический проект «Мать сыра земля в опасности!»

Экологический проект «Мать сыра земля в опасности

Экологический проект «Мать сыра земля в опасности предназначен для занятий с детьми подготовительной к школе группе. По количеству участников является коллективным, среднесрочным, так как реализуется в течение 3 месяцев (сентябрь, октябрь, ноябрь). Авторы – проектная группа МДОБУ «Краснооктябрьский детский сад «Яблонька».

Цель проекта: исследовательская деятельность по изучению болота, во взаимосвязи с его экосистемой; а также природоохранная деятельность.

Формировать у дошкольников элементарные представления о болоте, взаимосвязях болота с растительным и животным миром.

Изучать взаимодействия болота с окружающим миром, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед. Исследовать функциональные особенности болот в природе.

Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Отражать знания, полученные опытным путём, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой). Изучать влияния деятельности человека на жизнь болот.

Экологический проект «Мать сыра земля в опасности», развивают интерес к представителям растительного и животного мира обитающих на болотах- мхи, кустарники, птицы; гармонично формировать разные виды отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).

В ходе реализации проекта большое внимание уделяется развитию исследовательской деятельности дошкольников, региональному компоненту, формированию экологически грамотного и безопасного для природы и здоровья человека поведения. Способствует развитию кругозора детей, воспитанию любви, уважения к природе Марий Эл.

Содержание этапов проекта.

Проект, включает три этапа – подготовительный, исследовательский и заключительный (обобщающий).

Подготовительный этап.

Проводились беседы, занятия, привлекались родители к участию в проекте, совместно с детьми проводилась целевая прогулка к близлежащей болотистой местности, с целью внимательного рассмотрения воды в болоте, наблюдение за растительностью, состоянием почвы, представителями животного мира. Вместе с родителями дети побывали на сезонном сборе клюквы. На занятиях по изобразительной деятельности – организовали выставку «Лесные скульптуры», «Чудо ягодка».

Работа с детьми.

Перед началом работы по проекту «Мать сыра земля в опасности» проводится с детьми беседа.

Прежде всего, объясняется детям, почему так говорится – «мать сыра земля». Потому что, она и в самом деле как мать, людей кормит – поит – одевает. Но ведь если земля «сыра», тогда получается уже не земля, а грязь да болото. Все дело в том, насколько она сыра. Если слишком, то и впрямь может получиться болото: ни тебе поля, ни тебе огорода, ничего хорошего тут не вырастет. Но ведь и «суха» земля тоже не годится, она и вовсе мачеха: ни травинки, ни былинки! Словом, чтобы земля действительно всем нам была родной матерью, не мачехой, воды для земли надо ни много ни мало, а в самый раз. Вот и приходится одни земли, улучшая, поливать – орошать, другие, наоборот, улучшая, подсушивать. Но уничтожать болота ни как нельзя – из болот вытекают тысячи равнинных речек и рек. Даже Волга! Известно, что в природе нет ничего лишнего, в том числе и болота. Стали от них избавляться, началось такое…

Исследовательский этап.

(для наблюдения берётся кусочек мха с кустиком клюквы, помешается в ёмкость с достаточным количеством воды)

Цель: выяснить что произойдёт с мхом и кустиком клюквы когда испарится вода. Рассмотреть и ответить. «Для чего нужны растениям корни и какую роль играет для них вода?»

В процессе наблюдение за мхом и клюквой вода постепенно испаряется, растения засыхают. Так и в природе ушла вода – пересохла земля. Пересохла земля – ветер подхватил и развеял пылью плодородную почву. Ничего не растёт. Вокруг таких островов пустыни засохли леса, обмелели по соседству реки.

(Детям предлагается на ощупь исследовать кусочки засохшего мха, потереть их в ладонях)

Не стало ни уток, ни длинноногих журавлей, ни долгоносых куликов, местные жители забыли, что такое клюква.

Выходит, осушать – то землю осушай, да прежде думай: как бы беды не вышло.

Детям предлагается внимательно рассмотрят территорию рядом с болотам, отыскать растения которые растут только в этом месте. Предложить детям понаблюдать за насекомыми, живущими в болотистой местности. Выяснить какие животные и птицы живут на болотах, чем они питаются, где строят свои дома. На занятиях по изодеятельности предложить нарисовать обитателей болота. В ходе проводимой работы по воспитанию у дошкольников представления о болотистой местности, о природе родного края, широко использовать игру. Проводилась работа на основе регионального компонента. В этом проекте раскрывается уникальность и неповторимость богатства родного края.

Важно, чтобы дети испытывали радость от своих занятий. Данный проект строится на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций, игры, исследовательской деятельности. Работа строится по следующей системе.

Занятия.

Занятие 1. Чтение отрывка из сказки – были М. Пришвина «Кладовая солнца»

Цель: дать понять детям, как велико значение леса в жизни человека, какие целебные свойства имеют лесные ягоды, что такое торфяное болото и как нужно вести себя на болоте.

Занятие 2. «Лягушка - квакушка».

Цель: закрепить знания детей о лягушках как представителях фауны Земли, их пользе, воспитывать бережное отношение к «маленьким жителям болот», учить беречь природу.

Занятие 3. «Осень золото роняет» – экскурсия в осенний лес.

Цель: расширить представления детей о характерных признаках осени, уточнить представления об изменениях, происходящих осенью в жизни леса.

Игровая деятельность.

Дидактические игры:

1. «Кто, где живет». Цель: каждый ребенок рассказывает об обитателях болот и леса, сравнивает их друг с другим.

2. «Что лишнее». Цель: дети должны определить лишнее растение, которое не растет на болоте.

3. «Назови ягоду». Цель: дети должны правильно указать название кустарника и его ягод.

4. «Что можно, а что нельзя». Цель: закрепить знание правил безопасности в лесу и на болоте.

Наблюдения и исследовательская деятельность.

1. Знакомство с животным и растительным миром болот, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе в болотистую местность, сбор ягод совместно с родителями. Цель: учить детей узнавать животных, насекомых, растения, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.

2. Исследование мшистой поверхности с влагой и в её отсутствие, изучение корневой системы мха и кустарника. Цель: учить отличать мох от кустарника, закреплять знания о строение растений.

3. Художественно-продуктивная деятельность.

Выставка: «Лесные скульпторы», «Чудо ягодка»; «Кто – кто, на болоте живет», «Соседи – лес и болото»,– рисование; аппликация «Декоративное панно из осенних листьев», ;лепка: «Клюковка».

Чтение художественной литературы:

1. «Зеленая страна» Е. Серова. Цель: прививать любовь к зеленым братьям и сестрам.

2. «Кладовая солнца» М. Пришвин. Цель: дать понять детям, что человек и природа неразделимы.

3. «Серая шейка» Мамин - Сибиряк. Цель: воспитывать бережное отношение к птицам, вызывать чувство сострадания.

4. «Кто о чем поет» В. Бианки. Цель: знакомить с жизнью птиц, закрепить знание птиц живущих на болоте.

5. Заключительный, обобщающий этап.

В основе заключительного этапа лежит итоговое занятие: «Мать сыра земля в опасности Дети закрепили знания о болоте, об обитателях болот, о пользе болот для человека. Воспитывается бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.

Итогом проекта «Мать сыра земля в опасности стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе болот, правилах безопасного поведения на болоте и в лесу.

Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:

1. Всем людям необходимо бережно относиться к болотам. Они, очень нужны всем.

2. Знать строение кустарника и мха: корень, ствол, ветки, листья.

Любить свой край, любить природу!

Публикации по теме:

Поучительный рассказ воспитателя об охране окружающей природы. Конспект занятия в подготовительной группе Экологическая тревога…«Мать сыра земля в опасности» Цель! Дать знания о необходимости охраны окружающей среды, закрепить знания о бережном.

Итоговое мероприятие экологического проекта «Хлеб — всему голова»Итоговое мероприятие экологического проекта «Хлеб — всему голова» Экологический проект "Хлеб-всему голова" я реализовала вместе с воспитателем группы "Колокольчик" Токаревой И. А. и детьми старшей группы. Реализуя.

Библиотека изображений:
  • Цветы
  • Цветы
  • Цветы
Автор публикации:
Экологический проект «Мать сыра земля в опасности!»
Опубликовано: 12 декабря 2013 в 11:23
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Утренник 8 марта для старшей группы
Ведущий: Мамино сердце не знает покоя, Мамино сердце как факел горит, Мамино сердце от горя укроет, Будет ему тяжело подбодрит. Мамино сердце так много...
Отрицательное влияние современных игрушек на детей
Отрицательное влияние современных игрушек на детей Становление внутреннего мира ребенка не мыслимо без игры а следовательно без игрушки. Игрушка-это та...
Центр безопасности второй младшей группы №7 «Светлячок».
Современный мир требует от детей повышенного внимания, собранности, концентрации. Ребёнок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто...
«Дымковские радости» — пластилинография с использованием бросового материала.
Цель: развитие мелкой моторики, закрепление различных методов лепки, использование нетрадиционных материалов, развитие творчества детей. Шаг 1 Берем две...
Проект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе:...
ип проекта: информационно-познавательно- исследовательский. Сроки реализации: краткосрочный ( 2 недели. Количество участников: дети 6-7 лет,...