Экологический проект «Бесценная и всем необходимая вода»

Елена Александровна Бражникова
Экологический проект «Бесценная и всем необходимая вода»

Авторы проекта:

Воспитатели Бражникова Е. А. Барашкова И. Н.

Сегодня в педагогической науке интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему». Практика работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада подтверждает мнение о том, что все усилия взрослых должны быть направлены не на обогащение воспитанников готовыми знаниями и представлениями, а на создание условий для саморазвития детей, где решая различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность критически мыслить, сомневаться, делать самостоятельные выводы. В воспитании и образовании дошкольников все большую популярность приобретает проектная технология, которая помогает нам решать проблему формирования у дошкольников потребности в здоровом образе жизни. Разработанный творческой микрогруппой нашего ДОУ проект «Бесценная и всем необходимая вода» представляет собой экологическую акцию продолжительностью один месяц, рассчитанную на детей старшего дошкольного возраста. Участники проекта знакомятся с некоторыми свойствами воды, узнают на собственном опыте, что такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, узнают о значении чистой воды для здоровья человека и пытаются стать защитниками воды на планете Земля.

Содержание проекта детской деятельности основано на программах С Л. Николаевой «Юный эколог» 2004 г., «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина 1998 г. и произведениях устного народного творчества, произведениях русских поэтов, писателей, композиторов, художников. Проект носит комплексный характер: включает в себя экспериментальную, практическую, экологически ориентированную и творческую эстетического содержания деятельность, нацелен на решение рада педагогических и оздоровительных задач.

Целью проекта является формирование экологической культуры личности дошкольника, привитие ценностей здорового образа жизни.

Детская цель проекта: построить свой Экоград, где вода - источник жизни и здоровья, стать его заботливыми хозяевами.

Задачи:

Вызвать у детей желание участвовать в проекте.

Сформировать представления о значении воды для всех живых существ, уточнить знания детей о разных состояниях воды в природе, о природных водоисточниках.

Развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности (проведение опытов и игр с водой, снегом, льдом).

Воспитывать бережное, экономное отношение к чистой воде (родниковой, колодезной, водопроводной).

Формировать начало эстетического отношения к окружающей действительности, отражать впечатления полученные в процессе общения с природой в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, аппликации, конструировании).

Экологическая акция проводится в три этапа:

1 .Подготовительный этап. На начальном этапе чтение произведений художественной литературы, устного народного творчества, работа в творческой мастерской, рассматривание картин русских художников, оборудование экологической зоны в группе, помогает детям вжиться в ситуацию и вызывает уних желание участвовать в проекте.

2. Основной этап включает в себя цикл практических занятий и экспериментальной деятельности, где ребенок сталкивается с необходимостью проявлять свою самостоятельность при решении возникающих проблем. Работа по теме проекта позволит сформировать представления старших дошкольников о значении воды для всех живых существ, уточнить знания о разных состояниях воды в природе, о природных водоисточниках, поможет воспитанию у дошкольников бережного отношения к чистой воде.

3 .Заключительный этап - презентация проекта, которая проводится в форме праздника «Бесценная и всем необходимая вода». Данный проект может полноценно реализоваться только в тесном контакте с семьей.

Успех выполнения во многом зависит от того, насколько педагог сможет заинтересовать

дошкольников. Переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость,

гордость от одобрения взрослых - порождают у ребенка уверенность в своих силах,

побуждают к новому поиску знаний.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА.

Подготовительный этап (1-я неделя)

Чтение произведений и беседы по содержанию

В утренние часы

Фольклор (потешки, пословицы, поговорки, загадки, народные приметы)

Фонетические упражнения по теме «Вода»

Сказки «Мойдодыр», «Федорино горе» К. Чуковского

Сказка Л. Бройко «Серебристая капля»

Во второй половине дня:

«Где живет вода Я. Аким

«Водопровод» С. Маршак

«Родник» И Бунин

«Колодец» М. Пожарова

«На реке» Н. Заболоцкий

«К морю» Г. Снегирев

Слушание музыки для детей на фоне звуков природы: журчания ручья, шума дождя из

цикла «Колыбельные природы».

Композитор и аранжировщик Александр Степаненко.

(Проводится перед дневным сном детей)

Рассматривание репродукции картин художников «Весна - большая вода» И. И. Левитан

«У моря» А. А. Дейнеки

«Дети, бегущие от грозы» К. Е. Маковский

Работа в творческой мастерской:

Аппликация «Подводное царство»

Лепка «Улитка», «Рыбка»

Конструирование «Катер»

Рисование «Тучи» (Приложение №1); «О веселом дождике» (Приложение №2);

«Куда спешил ручей?» (Приложение №3);

«О горном озере и Водопаде» (Приложение №4);

5. Строительство Экограда

Составление портрета «Серебристой капельки»

Оборудование экологического уголка в группе

Обустройство огорода на окне

Домашнее задание

Чтение рассказа Н Гернет «Хорошая вода».

Подготовить рисунки на темы: «Портрет воды», «Профессии

воды»

Выставка работ детской продуктивной деятельности Основной этап (2-я, 3-я неделя)

Непосредственная образовательная деятельность (практическая)

«Посадка лука и фасоли»

Цель: Показать необходимость влаги для роста растений на примере выращивания лука и

фасоли.

«Экспериментирование с водой»

Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

Вода, пар, лед - одно и то же вещество, только в разных состояниях: Жидком, газообразном, твердом.

Опыт № 1 «Вода - жидкость. Она не имеет формы» Цель: Дети должны убедиться в том, что вода принимает форму того сосуда, в котором находится.

Опыт №2 «Сравнение воды и песка» Цель: Дети должны убедиться в том, что вода и песок разные вещества: вода - жидкая, а песок - сыпучий. Опыт № 3 «Вода не имеет цвета. Она прозрачная» Цель: Сравнивая молоко и воду, дети должны убедиться в том, что вода прозрачная.

Опыт № 4 «Вода не имеет вкуса»

Цель: Сравнивая кипяченую воду и воду с раствором соли и сахара, дети должны убедиться в том, что вода не имеет вкуса.

Опыт №5 «Вода не имеет запаха»

Цель: Дети должны убедиться сравнивая воду и пахучий раствор (например, валерианы) в том, что вода не имеет запаха.

Опыт № 6 «Получение пара. Испарение.» Цель: Дети должны убедиться в том, что при кипячении вода превращается в пар, а сконденсированный пар превращается снова в капли и падает вниз. Опыт № 7 «Вода способна смачивать и очищать предметы.» Цель: Дети должны убедиться в том, вода проникает в волокна ткани, бумаги и смачивает ее. Она очищает предметы.

Примечание: Детям будет интересно, если опыты они проделают каждый самостоятельно. Предложить детям рассказать дома о том, что они делали, и показать родителям опыты которые лучше запомнились.

3. Прогулка

Эксперименты со снегом

Опыт № 1 «Получение цветных льдинок»

Цель: Наблюдение за состоянием снега, льда. Дети должны

убедиться в том, что замерзая, жидкая вода превращается в

твердый лед.

Опыт №2 (после прогулки) «Очищение воды Цель: Дети должны убедиться в том, что снег на улице грязный и брать его в рот нельзя. Транспорт и предприятия загрязняют воздух. Научить детей при помощи фильтра получать чистую воду.

4. Работа в экологическом уголке

в 1-ю половину дня.

В утренние часы «Наблюдение за РОСТОМ растений в огороде на окне

Цель: Вместе с детьми наблюдать, как растут посаженные растения (корни, стебли, листья) и один раз в неделю делать зарисовки. Направлять деятельность детей по уходу за растениями (необходимость полива, прополки всходов).

Во 2-ю половину дня.

Рассматривание под микроскопом капли воды из аквариума. Цель: Дети должны убедиться в том, что в воде много разных микроорганизмов, которых мы не видим простым глазом. Рассказать о необходимости пить только чистую воду, чтобы вредные микробы не попали в организм человека. Нельзя пить некипяченую воду из водопровода и водоемов.

Рассматривание глобуса

Цель: Рассказать детям, что воду принято обозначать на картах и на глобусе синим цветом. Дети должны убедиться в том, что этой _ краски действительно на нем намного больше, чем желтой, белой,

зеленой, коричневой.

5. Домашнее задание

Экскурсия на зимний водоем с родителями.

Цель: Отметить состояние водоема (образовалась корка льда).

Вспомнить, каким был водоем летом. Провести сравнение.

Развивать наблюдательность, умение делать самостоятельные выводы.

Участие детей в домашних делах по уборке квартиры, уходу за комнатными растениями и животными. Цель: Дети должны убедиться в том, что вода имеет большое значение для жизни. Она нужна всем живым существам — растениям, животным, людям. Человеку нужна чистая пресная вода. Чистота-залог здоровья.

Подведение итогов (4-я неделя)

Подготовка и презентация проекта по теме: «Бесценная и всем, необходимая вода» (Приложение № 5,на котором всех участников посвящают в члены команды спасателей природы. В знак этого ребятам дарят трехцветные галстуки, где основной цвет зеленый — цвет жизни. Полоски желтого и голубого цветов означаю теплое солнышко и чистый воздух и воду. Демонстрируются все выполненные в ходе проекта творческие работы, сообщается о совершенных практических делах и т. д. Цель:Подвести итог проведенной экологической акции. Показать огромное значение воды для жизни растений, животных, человека, о влиянии чистоты воды на здоровье людей. Уточнить представления детей о разных состояниях воды в природе, о природных водоисточниках. Воспитывать бережное экономное отношение к чистой воде родниковой, колодезной, водопроводной).

Публикации по теме:

Выступление на педсовете «Использование нетрадиционных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста». МБДОУЦРР №1 Белоглинского района Воспитатель Кузьмищева Марина Владимировна. Выступление на педсовете "Использование нетрадиционных форм.

Познавательно-исследовательская деятельность в условиях реализации ФГТ в образовательном процессе ДОУ Познавательная деятельность - это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Проектный метод как вариант интеграции.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Экологический проект «Бесценная и всем необходимая вода»
Опубликовано: 21 декабря 2013 в 20:22
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает» Цель: Систематизировать знания детей о транспорте. Задачи:...
Конкурс «Лучшая приёмная к Новому году»
В нашем детском саду прошёл конкурс "Лучшая приёмная к Новому году". Подготовительная группа "Звёздочки"подошла к этому творчески. Три девочки представили...
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 год!»
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год! » Автор: Курбатова Маргарита Михайловна Организация: ГБОУ ЦО «Тропарево» Населенный пункт:...
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...