Экологический проект «Наш дом — природа»

Анна Клиновицкая
Экологический проект «Наш дом — природа»

Роль физического воспитания в развитии ребенка дошкольного возраста

Жизнь - это система движений. Потребность в движении дана человеку природой. Древний человек, чтобы обеспечить себе своё существование должен был залезть на дерево и сбить с него плод, догнать добычу, перепрыгивать препятствия, ориентироваться в пространстве, если ему нужно ещё и защититься. Только смелый и сильный, волевой человек мог справиться с трудностями.

А наши задачи физического воспитания направлены на укрепление здоровья детей, закаливание, гигиеническое и нравственное, волевое воспитание. Основными движениями, которые развивает педагог на занятиях по физической культуре: ходьба, бег, ползание, бросание и ловля мяча, лазание, прыжки, строевые упражнения, упражнения на равновесие. Эти упражнения гармонизируют физическое состояние человека, приводят в тонус различные группы мышц и обеспечивают нормальное функционирование всех систем организма.

Все процессы внутреннего мира ребёнка (удовольствия, удивления, творческий поиск) можно выразить движением. Познание мира через движение способствует полноценному развитию ребёнка и определяет его готовность к систематической учёбе. Дети учатся не только смотреть, но и видеть, выделять главное, но и слышать обращение педагога и следовать его рекомендациям, управлять своими движениями.

Физические упражнения позволяют формировать у ребёнка трудолюбие, самостоятельность в выполнении работы, творческое отношение к делу. Взаимодействие различных движений обеспечивает развитие речи, формирует развитие речи, формирует навыки чтения, письма, вычисления. От развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость, результат.

А если ограничить двигательную активность, то не достаточно развивается память. Также ведёт к дефициту познавательной активности, знаний, умений, заторможенность мозга, состояние мышечной пассивности и снижение работоспособности. А уже насколько важно движение в человеческой жизни известно каждому.

Дети - это продукт нас взрослых и нашей среды, мы формируем их сознание. Природой предусмотрено, что детские души изучают мир через своих родителей. Именно родители прививают своим чадам стратегию выживания. Для этого мы воспитатели и родители должны вместе обучать тренировать своих детей в детском саду и дома в семье. Детям нужен пример своего собственного близкого, родного человека т. е. мамы и папы, сестрёнки или бабушки и т. д. Утром ещё в постели надо чтобы ребёнок сделал несколько упражнений по растяжке мышц. Затем душ или водные процедуры тёплые или прохладные, можно с потешками.

Если вы сегодня не идёте в детский сад, то аппетитный завтрак, а если идёте никогда не завтракайте на ходу, особенно не давайте конфет и жевательную резинку. Это всё ведёт к язве желудка.

Не давайте малышу тяжёлые вещи с собой или дома, так как искривляется позвоночник при нагрузке, портится осанка.

Устраивайте праздники, когда все дома. Готовьте всей семьёй, займитесь гимнастикой, поиграйте в подвижные игры, отправьтесь просто на прогулку, поговорите о пользе прогулки на природе, о здоровье и постарайтесь в течении дня сделать различные упражнения.

Самое простое упражнение:

1. Если ты потянешься и потом расслабишь свои мышцы, появится ощущение тепла во всём теле.

2. Напряги затылочные мышцы и ты почувствуешь, как усиливается кровообращение, поэтому понемногу нужно учить детей беречь и сохранять своё здоровье, заботиться о себе, а значит и о своём здоровье.

Дошкольное детство - период в жизни человека, когда формируется не только здоровье но и осуществляется развитие личности. Основная задача, которая стоит перед воспитателями детского сада это взаимодействие с семьёй в целях полноценного развития ребёнка. Одним из условий для воспитания здорового образа жизни детей является соблюдение правильного, рационального режима дня, что строго соблюдается в детских дошкольных учреждениях.

Это утренняя гимнастика и физкультурные занятия, подвижные игры и спортивные игры, прогулки и организация самостоятельной двигательной активности. Благодаря занятиям физкультурой дети приобретают достаточный запас выносливости, готовы к нагрузкам на опорно-двигательный аппарат. Вот какой у нас режим дня:

Утро.

1. Гимнастика 5 минут.

2. Закаливающие процедуры: 5-10 минут при раздевании для отхода ко сну и после когда дети не спеша одеваются.

3. Физкультурные занятия 3 раза в неделю.

4. Физкультурный досуг 15-20 минут (четверг) 1 раз в неделю.

5. Подвижные игры в течении дня.

6. Спортивные игры и прогулка (20-30 минут) .

7. Экскурсии летом 30 минут.

8. Хозяйственно-бытовой труд.

9. Умывание, игры с водой, со снегом во время прогулок (10-15 минут) в день.

Целенаправленное физическое воспитание и оздоровительная работа даёт возможность всем детям овладеть рациональными способами выполнения движений, развить физическую силу, выносливость, ловкость, быстроту реакции, укрепить здоровье, способность противостоять стрессовым ситуациям, инфекционным и простудным заболеваниям.

Что нужно для организма чтобы физическая форма ребёнка всегда была в норме:

1. Обязательно есть морковь. Витамины улучшают память и обмен веществ. Обязательно есть растительные салаты с морковью.

2. Авокадо. Помогает развивать у детей память.

3. Банан. Серотонин для наших мозговых клеток, витамины и кальций для костей.

4. Капуста. Свежая снимает нервозность и благотворно влияет на щитовидную железу.

5. Лимоны. Они в помощь для ума и повышение иммунитета.

6. Черника. Способствует кровоснабжению мозга.

7. Лук. Помогает в борьбе с инфекциями зимой.

8. Тмин. Стимулирует организм создает творческое мышление.

Умение видеть красоту природы

Умение увидеть во всём разнообразии окружающего нас мира живое - это первое условие воспитания через природу. Детей нужно научить увидеть. Не только показать но и описать словами, описать в красках и оттенках закат на небе и зарю. Показать как набухают почки на ветках и как они превратятся в листочки; весеннее пробуждение; летнее цветение и благоухание; осеннее увядание. Научить сосредотачивать внимание на природных явлениях. На прогулке по лесу найти и понаблюдать за поведением той же бабочки, вызвать интерес к её жизни; научить бережному отношению к ней. Не приучать к жестокости, а предложить детям полюбоваться её полётом, красотой крылышек, её лёгкости. Необходимо самому чувствовать красоту и глубоко понимать её.

Первое наблюдение не приносит порой большой пользы детям. Им хочется поиграть, побегать и покричать на полянке. А в следующий раз дети будут уже сами искать ту самую красивую бабочку. Это увлечёт их. Они будут уже внимательней, спокойней и значит лучше внимать, что будете рассказывать им вы. Некоторые дети после прогулки захотят нарисовать то, что им понравилось, что им запомнилось. Другие захотят сочинить сказку про то, что их заинтересовало на прогулке.

Обучая видению природы Сухомлинский опирался на живопись. Рассматриваем и мы вместе с детьми пейзажи русской и советской живописи.

Когда для детей откроется прекрасный мир природы, от общения с ней они будут получать радость. Это будет спасать наших детей от разочарований и одиночества.

Воспитывать значит организовывать активную самостоятельную деятельность подопечных. Необходима активная, эмоциональная и интеллектуальная деятельность самих детей. Это преследует каждая экскурсия или прогулка. Но нужно отметить, что не нужно делать всё сразу.

Уметь открывать перед ребёнком что-то одно. Но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ребёнком всеми красками радуги. Оставлять что-то недосказанным чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз встретиться с тем, что он узнал. Нужно уметь и помолчать, умение дать ребёнку подумать. Среди природы ребёнку надо дать возможность послушать, рассмотреть и прочувствовать всё.

Красота - источник доброты, но и доброте нужно учиться. Добрый человек всегда окружён искренними друзьями.

Красота природы - источник художественно –

эстетического воспитания.

Мы живём в удивительном мире. Всё, что окружает нас, создано либо природой, либо человеком. Природа предусмотрела всё, что необходимо для жизни - чистый воздух, воду для утоления жажды, питательную почву для растений, способы адаптации всего живого к сезонным изменениям. А человек с давних времён стремился познавать окружающий мир и использовать себе во благо.

Начиная говорить о красоте природы, мне хочется начать со стихотворения В. Орловой «Что нельзя купить?»

Если деньги накопить

Можно многое купить:

Дом, одежду и завод.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу.

И не спрятать в кошелёк

Родничок и тополёк.

Лес, поля, луга - наша родная природа. Главная задача - научить наших детей не только восхищаться её красотой, но и заботиться о природе и беречь её. Научить осознавать, что мы все люди-часть природы и без неё нам не выжить. И снова стихи В. Орловой подтверждают «Дом под крышей голубой».

Дом под крышей голубой

Словно крыша над землёй

Голубые небеса.

А под крышей голубой

Реки, горы и леса,

Океаны, пароходы

И поляны, и цветы,

Страны все и все народы

И конечно, я и ты.

Вместе с тобой в ответе

За чудесное жильё,

Потому что на планете

Всё твоё и моё.

И пушистые снежинки,

И река и облака,

И травинки и тропинки,

И вода из родника.

Дом кружится возле солнца,

Чтобы было нам тепло,

Чтобы в каждое оконце

Заглянуть оно могло.

Чтобы жили мы на свете,

Не ругаясь, не грозя,

Как хорошие соседи,

Как хорошие друзья.

Кружит в небе голубом

Наш огромный круглый дом

Под одной голубой

Общей крышей мы живём. Великий учёный, академик Борис Лихачёв писал: «Экологическое сознание требует подкрепления чувством эмоциональным, целостным, глубоко нравственным отношением к природе, обществу, людям. Вся нравственная направленность ребёнка должна быть ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, волнение, совесть, переживание, общение с природой. Природа всенравственна, она по ту сторону добра и зла. Её величие и спокойствие помогают осознать своё место в ней. Необходимо развить чувство гармонии, способность восторженного отношения, переживание прекрасного, возвышенного».

Сознание ребёнка формируется в процессе деятельности. Если мальчик и девочка соприкасаются с природой, они участвуют в работе самой природы. При наблюдении за деревьями, мы взаимодействуем с окружающей природой, мы восторгаемся их красотой, чувствуем запах свежести, любуемся, получаем радость, эмоции, положительное отношение к объекту, где мы находимся. Деликатно, ненавязчиво учит ребёнка всматриваться в окружающий мир. Воспитывать тонкое восприятие и наблюдательность. Природа, как самый лучший художник воспитывает художественный вкус и говорит: Не навреди.

По дорожке, по тропинке

Я в зелёный сад иду.

Я не трону паутинку

И ромашку на лугу.

Например, если лежат листья и шишки в осеннее время, их лучше собрать как природный материал. А если ребёнок заметил, что на дереве повреждена кора и сказал об этом, он уже не равнодушен к окружающему, он хочет помочь природе и ребёнок обязательно будет это делать. Постепенно шаг за шагом он начинает осмысливать роль человека в сохранении природы. Развить эстетическое восприятие, обращать внимание созерцать красоту окружающего мира необходимо через изобразительную деятельность. Главное воспитание эстетики развивает изобразительное искусство, которое развивает сенсорную культуру, обогащает представление об окружающем мире, пробуждает познавательную деятельность, стимулирует развитие речи и психические процессы (воображение, мышление, память, внимание, обогащает художественную деятельность детей и побуждает к творчеству. Всё это у детей вызывает стремление передать красоту поделиться своими переживаниями.

Развивая наблюдательность, способность всматриваться, замечать изменения плывущих облаков, гонимых ветром туч, как меняется их цвет, или как распускается и закрывается вечером венчик цветка или бабочку, сидящую на цветке, или какая вода в летний или пасмурный день, какое сегодня солнце. Совершенствовать навыки и умения формировать художественные и творческие способности.

На прогулке или экскурсии обращать внимание на чувство формы и цвета заката, рассвета, трав, деревьев, цветов, насекомых у ребёнка при этом формируется художественный вкус. Развивать интерес к изобразительной деятельности, к искусству. Знакомить с произведениями художников Шишкина, Левитана, Серова, Гробора. Направлять внимание детей на изображение родной природы в картинах художников. О Шишкине писал Игорь Долгополов: «В своих картинах он выразил свою любовь к родному краю, простоту, зоркость души, сердечного добра, о любви человека к животному миру родной природы».

В своей работе «Наш дом - Природа», я беру главной задачей экологическое воспитание, научить любви к природе, чувствовать, понимать и действовать. Я работаю по четырём разделам: познавательная деятельность, экскурсии, наблюдения и труд в природе. Очень важную роль в экологическом воспитании играют контакты с природой. На экскурсиях, прогулках в наблюдении ребёнок учится определять запахи, звуки, краски в прикосновении к объектам вызывающих при этом восторг и восхищение. Для детей нужно находить как можно больше объектов, где можно понюхать, потрогать, почувствовать, а главное дать увидеть, что природа готовит так много сюрпризов. Дети любят искать насекомых - улиток, червей, пауков, муравьев и им интересна жизнь этих маленьких насекомых. Не скрывайте чувства восхищения - как прекрасна осень, зима, солнце, деревья, тучи. Даже если кто-то обижает животных и вы это заметили - возмущайтесь, высказывайте свой гнев. Только тогда ребёнок начнёт понимать и любить природу, заботиться о ней и защищать её.

Расширять запас знаний детей об обитателях леса, вести наблюдения за участком детского сада, что там растёт, живёт, цветёт и летает при помощи песен, викторин, загадок и экскурсий.

Говорить детям, что природа всегда нуждается в защите и помощи. В лесу нужно соблюдать правила безопасности, показывая картинки. Не брать, не ломать, не разорять, не рвать, не жечь и т. д. Чаще рассказывать, как оказывать первую помощь животным и растениям, как за ними нужно ухаживать и заботиться в уголке природы или на экскурсии. В зимнее время мы ухаживаем за птицами, кормим их, мастерим кормушки, и дома дети сами ухаживают за своими домашними животными. Для нашего попугая мы сажаем овёс - это витамины и зелень очень полезна птицам. С детьми провела беседу «Растения просят помощи». Беседовала с ними о том, что весной когда распускаются первые цветы - подснежники, медуница, горицвет, огоньки, рвать их целыми охапками совсем не нужно, потому что цветы не успевают обронить семена, а срывая их в большом количестве мы уничтожаем цветы. А многие растения и так занесены в Красную книгу исчезающих видов. В группе мы ухаживаем за комнатными растениями - поливаем, рыхлим и бережно заботимся о них. Если мы научим наших ребят смотреть и видеть, любить и понимать всё что происходит в природе, беречь и заботиться, то через полтора - два десятилетия подрастающее поколение будет достойно нового века. Взрослый должен помочь малышу открыть для него окружающий мир природы, полюбить его, как наш общий дом, в котором мы живём.

Интеллектуальное развитие ребёнка

в экологическо - эстетическом воспитании

В конституции об экологии, в основном законе, сказано, что в интересах настоящего и будущих поколений необходимо принимать меры для охраны рационального использования земли и недр, охраны чистоты воздуха и воды, улучшения окружающей среды для проживания человека.

Задача воспитателя дошкольного учреждения, вместе с родителями, дать детям экологическое воспитание на основе эмоционально-эстетического восприятия. Направить на познание окружающей природы. Сформировать правильное представление о бережном обращении ко всему живому.

Для воспитания сознательного отношения к природе необходимы знания о ней, о роли человека в природе. Это обязательно посильный труд на земле и при этом давать детям информацию о растениях произрастающих на ней. Рассказать какие травы полезны а какие ядовиты. Первые уроки нужно проводить на природе. Для этого необходимы экскурсии на луга, в лес, на реку. Дети могут отражать в рисунках, в рассказах всё что видят кругом. Художественное слово о природе помогает отразить впечатление от встречи с ней. В воспитании бережного отношения нужна большая поддержка родителей. Если мы вместе будем учить ребят как заботиться о водной приводе, то тогда даже на примере дети будут учиться беречь всё живое. Не ломать веток, не рубить, не избивать животных и не рвать охапками цветов. В первую очередь нам воспитателям нужно заниматься самообразованием по экологии. Любовью к природе дети проникаются через трудовую деятельность и эстетическое воспитание.

Важным влияющим фактором на развитие познавательных способностей детей - это интерес к деятельности, мотив. Развивать положительное отношение к познанию. Обязательно ставить задачу если что то не получается нужно взрослым помочь в решении. Это вопросы и ответы. Любознательность проявляется в вопросах: Почему? Зачем? Где? Когда? Поощряя любознательность ребёнка, воспитатель постепенно развивает потребность, желание детей узнавать новое. Для этого нужны условия, среда. Детям нужно продемонстрировать на практике опыт или эксперимент. Обязательно поощрять детей в трудовой и физической деятельности. Единственная форма деятельности - это эмоционально познавательное проживание различных познавательных ситуаций. Важно решение познавательных задач. Нужны условия, развитие, цель. Развивать познавательную мотивацию - интересы детей после игры отметить. Познавательная задача состоит из трёх форм:

1. Сюжетно - ролевая игра, ведущая деятельность дошкольника.

2. Это эмоционально - игровые персонажи. Создание игровой мотивации. Использование игрушки Красная шапочка, медведя. Выполнять с детьми за них, выслушивать ответы давать им задания.

3. Эмоциональное проживание ситуации познавательных задач за счёт обозначения различных символических средств.

В каждой задаче есть свои трудности. В процессе решения их нужно преодолеть. Тогда интерес к познанию и радость открытия станут постоянными спутниками жизни.

Публикации по теме:

Примерный отчет ДОУ о проделанной летом работе Жизнь — это система движений. Потребность в движении дана человеку природой. Древний человек, чтобы обеспечить свое существование, должен.

Туризм для дошколят Недостаточная двигательная активность - гиподинамия - отмечается не только у детей старшего дошкольного возраста, но и у малышей. В первую.

Библиотека изображений:
  • Дом, предметы быта
  • Времена года и погода
  • Осень
Автор публикации:
Экологический проект «Наш дом — природа»
Опубликовано: 20 апреля 2013 в 21:50
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Магнитик — сувенир. План — конспект совместной деятельности. Средняя группа.
Тема: Магнитик – сувенир. Цель: Вылепить с детьми сувенир – магнитик. Задачи: Формировать умение лепить из природной глины различные предметы;...
«Окна в дыму» (фото отчет детского творчества по теме «Безопасность»)
Прошла у нас неделя безопасности. Как результат работы было рисование « С дымом мешается облако пыли. » В работе с детьми мы использовали различные...
Новогодний сувенир (мое творчество)
Скоро праздник к нам придет, Он нам радость принесет, И добавит в жизнь сюрпризов, Ведь он уже так сильно близок! Еще немного подождем, И встречать...
Украшение окон к Новому году.
Украшения окон на Новый год в дошкольных учреждениях уже кажется неотъемлемой частью праздничной атмосферы. И чем ближе новогодние праздники, тем больше...
Семейное Новогоднее творчество детей и их родителей. Фотоотчёт
Недавно я предлагала публикацию о том, что в нашей группе прошло очень интересное родительское собрание. Оно было интересно тем, что это было не обычное...