Экологический исследовательский познавательно-творческий проект «Пернатые»

Наталия Коваленко
Экологический исследовательский познавательно-творческий проект «Пернатые»

Проблемное обоснование

В настоящее время экологическое образование становится все более приоритетным. Это связано с тяжелой ситуацией на земле. Одна из причин такого положения - экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу. Поэтому международными организациями ЮНЕСКО и ЮНЕП и другими был поднят вопрос о необходимости пересмотра содержания и сроков экологического образования жителей нашей планеты. От этого зависит дальнейшее отношение человека к природе. Экологическое образование не ограничивается только уроком. Оно имеет продолжение и во внеучебной работе.

Птицы – особый мир живых существ, такой знакомый и одновременно загадочный даже для посвященных, мир одинаково необходимый и человеку, и дикой природе. Птиц называют властелинами воздуха. В красную книгу РСФСР внесено 107 видов. Птицы поселяются рядом с человеком только с выгодой для себя: есть где построиться, достаточно корма, врагов немного или вовсе нет. Так появилась тема для изучения и наблюдения за зимующими птицами. Какие птицы нашего края остаются с человеком на зиму? Чем они питаются? Нужна ли им помощь человека? Какие кормушки можно сделать для птиц?

Идея проекта состоит в том, чтобы помочь птицам пережить лютую зиму. С этой целью дети изучают особенности их жизни в зимнее время года: питание, местонахождение, поведение при разной погоде, занимаются поиском сведений в различных источниках, читают статьи по данной теме, знакомятся и обсуждают художественные произведения о сезонной жизни птиц. Материалы проекта направлены на активизацию коллективной деятельности учащихся. Возможность выбора индивидуальных заданий позволяет поддерживать интерес к чтению.

Реализация проекта предусматривает проведение воспитательно-образовательной работы с детьми по трём направлениям.

Первое направление. Расширение знаний детей о птицах. С этой целью дети изучают особенности их жизни в зимнее время года: питание, местонахождение, поведение при разной погоде, знакомятся и обсуждают художественные произведения о сезонной жизни птиц.

Второе направление. Это направление включает целую систему работы, которая предусматривает формирование у детей представлений о том, как важно помогать птицам в зимнее время года. Работа по подготовке кормушек для птиц. Дети узнают сведения о том, какие кормушки могут быть особенно удобными для пернатых, строительство «столовых». Идет работа по заготовке корма для птиц, составляется меню для «столовой.

Третье направление. Эта работа вызывает у детей особые эмоциональные переживания. Сделанные кормушки нужно повесить и начать подкармливать птиц. Дети не просто участвовали в развешивании кормушек на деревьях. Время, проведенное на природе, стало для них маленьким праздником: ребята кормили пернатых, приготовленным заранее угощением, рассказывали стихи и разгадывали загадки о птицах.

Цель:

1. Формировать у детей обобщенное представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеющих типичное строение, приспособленных к определенным климатическим условиям;

2. Развивать интерес к жизни птиц;

3. Формировать осознанно – правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия;

4. Оказание помощи зимующим птицам;

5. Формирование экологически ответственного поведения.

Задачи:

1. Расширять кругозор детей о мире пернатых.

1. Уточнить внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать.

2. Уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц.

3. Познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц.

4. Приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.

5. Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.

6. Сделать кормушки для птиц, следить за тем, чтобы постоянно был корм в кормушке.

7. Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.

8. Развивать конструктивные, изобразительные способности детей, применяя разные материалы и технические средства.

9. Развивать умение сравнивать и анализировать.

10. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.

11. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

12. Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.

Вид проекта:

исследовательский, познавательно-творческий.

Срок реализации проекта:

долгосрочный (2 месяца).

Участники проекта

• дети 4-5 лет

• воспитатели,

• родители

Ожидаемые результаты:

• Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о птицах.

• Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к птицам, которые окружают ребенка.

• Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (создание кормушек, кормление птиц).

• Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

• Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе).

• Наша работа будет служить примером для подражания.

Этапы проекта:

1 этап. Целеполагание (выявление проблемы).

2 этап. Разработка проекта.

3 этап. Выполнение проекта (Организация совместной работы детей и педагогов над проектом).

4 этап. Подведение итогов (презентация).

План реализации проекта:

• Познавательная деятельность

• Художественная литература и речевое общение

• Физическая деятельность

• Игровая деятельность

• Конструктивно-изобретательная деятельность

• Музыкальная деятельность

• Оформление экспозиций в группе

Перспективный план работы по проекту

«Пернатые»

[/b][/b]

I. Подготовительный этап

• Сбор и анализ литературы по данной теме

• Разработка плана реализации проекта

• Разработка дидактических игр, пособий

• Подборка иллюстративного материала.

• Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, по теме.

• Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр, веселых вопросов и упражнений по теме.

• Подготовить материал для изобразительной деятельности, художественную и познавательную литературу для чтения детям.

• Диагностика-определение уровня умений и знаний детей по теме.

II. Основной этап

Работа с воспитателем Методические рекомендации к работе в средней группе

Работа с воспитателем Методические рекомендации. Как записывать наблюдения в природе

Занятие Знакомство с птицами

Изодеятельность Жаворонок

Игра Собака и воробьи

Занятие Перелетные птицы

Дидактическая игра Кто чем питается

Оригами Грач

Игра Перелет птиц

Занятие Птицы зимой

Литературная деятельность Приметы, поговорки

Оригами Снегирь

Игра в лото Птицы

Дидактическая игра Найди свою группу

Игра Ястреб

Родительское собрание Роль птиц в природе и их практическое значение для человека

Занятие, наблюдение Птицы зимой

Трудовая деятельность Изготовление кормушек

Художественная деятельность Сказка А. Толстого «Сорока»

Игра Вороны и воробьи,летел-летел воробей

Изодеятельность Грачи прилетели

Художественная деятельность Загадки, стихи

Дидактическая игра Кто больше знает птиц

Игра Птички в гнёздышке

Аппликация Сказочная птица

III. Заключительный этап

• Диагностика-определение уровня умений и знаний детей по теме.

• Оформление выставки поделок и рисунков «Пернатые»

Итоговый отчет воспитателя Коваленко Наталии Ивановны по проведению экологического проекта «Пернатые».

За период проведения проекта с помощью родителей было изготовлено более 30 кормушек, которые были развешаны на территории города и детского сада, с целью приобщения детей к охране и заботе об пернатых. В течение зимнего периода дети кормили птиц, вели наблюдение.

В результате проекта дети узнали о птицах зимующих в нашем городе, поняли, что птицам зимой необходима помощь человека. Эта работа приносит ребятам большую радость и удовлетворение. Они понимают, что участвуют не только в интересном, но и в очень полезном деле. У детей развиваются добрые чувства, желание прийти на помощь нашим братьям меньшим.

Экологический исследовательский познавательно-творческий проект «Пернатые»
Публикации по теме:

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Природу края береги» Представляю вашему вниманию педагогический проект по воспитанию экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста. Основная.

Статья «Земля наш дом» Тихова Т. М., воспитатель, ГБДОУ №93 Земля наш дом Ребенок появился на свет! Первым своим криком он сообщает всем, что еще одно живое существо.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Птицы
Автор публикации:
Экологический исследовательский познавательно-творческий проект «Пернатые»
Опубликовано: 5 мая 2013 в 10:40
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
Перспективное планирование в первой младшей группе (декабрь)
УТВЕРЖДАЮ заведующий МДОУ детский сад № 89 «Светлячок» ___Макеева М. С. Перспективное планирование в первой младшей группе ( декабрь) Разработчик:...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...