Светлана Москалева
Познавательный проект «Синичкин день»
Тип проекта: Познавательно-продуктивный, групповой.
Продолжительность проекта: Краткосрочный (1 ноября – 11 ноября 2016г.).
Участники проекта: Дети средней группы, воспитатели, родители.
Актуальность:
Несколько лет назад в России появился экологический праздник «Синичкин день». Отмечается этот праздник 12 ноября. История этого праздника уходит корнями в далекое прошлое. По народным приметам, именно к 12-му ноября синицы, предчувствуя скорые холода, прилетают из лесов ближе к жилищу человека и ждут помощи от людей. Наши предки приметили, если птицы появляются возле жилья человека целыми стаями, значит, очень скоро наступят холода. А еще в этот день наши предки предсказывали погоду по особым приметам, если синица свистит – быть ясному дню, если пищит – быть ночному морозу, собирается много синиц на кормушках – к метели и снегопаду. Название «синица» происходит вовсе не от цвета оперения этих птиц, как многие считают. Свое имя эти птицы получили за пение звонких песен, которые напоминают перезвон колокольчика. Как известно синицы приносят пользу человеку, а чтобы они и дальше могли приносить пользу человеку необходимо о них позаботиться в зимнее время.
Публикация «Познавательный проект „Синичкин день“» размещена в разделах
Проблема:
В младшем дошкольном возрасте практически все дети не имеют представления о празднике «Синичкин день», у них мало знаний о зимующих птицах, и о том, как помочь птицам выжить в зимнее время.
Цель проекта:
• формирование у детей и их родителей экологической привычки подкармливать зимующих птиц в зимнее время,
• воспитание познавательного интереса,
• воспитание бережного отношения к зимующим птицам.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с праздником «Синичкин день».
2. Расширить и обобщить знания детей о зимующих птицах – внешний вид, строение тела, способ передвижения, среда обитания и питание.
3. Развивать речевую активность детей при описании зимующих птиц.
4. Научить заботиться о птицах в зимнее время.
5. Воспитывать познавательный интерес и бережное отношение к птицам.
Ожидаемые результаты:
1. Дети получат знания об экологическом празднике «Синичкин день»;
2. Пополнят свои знания о зимующих птицах;
З. Расширять словарный запас;
4. Научаться заботиться о зимующих птицах;
5. Приобретут экологическую привычку подкармливать птиц зимой.
Основные направления реализации проекта:
• Социально – коммуникативное развитие.
• Речевое развитие.
• Познавательное развитие.
• Художественно – эстетическое развитие.
• Физическое развитие.
Продукт проекта:
• Пополнение предметно - развивающей среды.
• Создание тематического альбома: «Зимующие птицы».
• Картотека художественной литературы для чтения детям о птицах.
• Картотека загадок для детей о птицах.
• Изготовление и развешивание кормушек
ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА
I подготовительный этап
1. Подбор и изучение материалов по данной теме.
2. Разработка паспорта проекта.
3. Составление комплексно - тематического планирования воспитательно - образовательной работы.
4. Подбор дидактических игр.
5. Обсуждения с родителями вопросов по внедрению проекта.
II основной этап
1. Познавательное развитие:
• Беседы: «Зимующие птицы», История возникновения праздника «Синичкин день», «Птицы нашего края», «Покормите птиц зимой»;
• Наблюдения на прогулке за птицами;
• рассматривание фотографий, иллюстраций, картинок, тематических альбомов по данной теме;
• интегрированное занятие «Зимующие птицы».
2. Социально – коммуникативное развитие:
• проведение дидактических игр: «Узнай по описанию», «Что за птица?», «Третий лишний», «Гнездовья птиц», «Птички на ветках», «Зимующие птицы», «Кто как кричит?», «Найди по описанию», «Как кто устроен»;
• проведение пальчиковой игры «Сорока - Белобока», «Индюк», «Птицы»;
• развешивание кормушек;
• кормление птиц.
3. Художественно – эстетическое развитие:
• лепка «снегири на кормушке»;
• рисование «синички» ;
• прослушивание птичьих голосов;
• конструирование из бумаги «синички на кормушке»;
• аппликация «синичка»;
4. Речевое развитие:
• описание зимующих птиц;
• рассказывание о птицах;
• чтение художественной литературы: В. Сухомлинский «Почему плачет синичка?», Н. Калинина «Про птиц», З. Александрова «Новая столовая», Л. Татьяничева «Снегири», Мамин – Сибиряк «Серая Шейка» и другие
• разучивание стихотворений о птицах
• отгадывание загадок о птицах.
5. Физическое развитие:
• подвижные игры: «Кот и голуби», «Совушка - Сова», «Гуси – лебеди», «Зимующие птицы» и другие
6. Работа с родителями:
• папка – передвижка «Зимующие птицы»;
• консультации: «Покормите птиц зимой», «Как смастерить кормушку своими руками».
III заключительный этап
1. Создание тематического альбома «Зимующие птицы».
2. Изготовление кормушек (взаимодействие детей и родителей)