Экологический проект «Огородник» в старшей группе

Вера Киселёва
Экологический проект «Огородник» в старшей группе

Дошкольное детство-начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям. Поэтому экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определёнными формами поведения ребёнка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности.

Учитывая специфику нашего региона, особое внимание в своей работе я уделяю экологическому воспитанию детей, делая большой упор на становлении понимания и пререживания ребёнком своего единства и неразрывной связи с живой природой земли.

Наше дошкольное учреждение работает по программе

"Воспитание и обучение в детском саду" (М. А. Васильевой) и авторской программе "Юный эколог" (Л. А. Репникова). Для полного и тесного единения детей с природой старшей группы разработала проект, рассчитанный на годичное изучение.

Экологический проект Тема: "Огородник"

Цель проекта:

Формирование первоначальных практических навыков рационального природоиспользования как средство развития основ экологической культуры.

Задачи проекта:

1. Расширить и углубить представления о растениях, как представителях живого в мире природы (о многообразии внешнего строения, об основных жизненных функциях-питание, дыхание, движения, рост).

2. Систематизировать и обобщать представления об условиях среды, к которым приспособились растения.

Модель реализации проекта.

Основные направления работы с детьми.

-Диагностика (определение уровня умения и знания детей по экологии).

-Совместная деятельность взрослого и ребёнка.

-Самостоятельная деятельность ребёнка.

-Уход за комнатными растениями.

Экологический проект «Огородник» в старшей группе

-Выращивание "огорода на окне".

-Экскурсии и наблюдения.

-Опыты и эксперименты.

-Ознакомление с окружающим.

-Развитие речи.

-Художественная литература.

-Изообразительная деятельность.

-Театрализованное представление экологических сказок.

-Игра.

-Досуги и развлечиния.

Методическое сопровождение:

-Картотека дидактических игр по экологии.

-Подборка наблюдений в природе.

-Подборка экологических загадок.

-Конспекты занятий, бесед, развлечений.

-Консультационный материал для родителей.

Сотрудничество с родителями:

-Участие в природоохранных акциях (уборка территории детского сада).

-Совместная работа детей и родителей "Осенние фантазии", "Овощная сказка".

-Помощь в оборудовании и о оснащении экологического уголка в группе.

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Уголок экологии в группе.

Твои листья в верху лучистом

Твои корни в земле, где тьма

Моё дерево ты ветвисто,

Как и бурная жизнь твоя.

2. Методический инструментарий.

3. Наглядный материал:

-Настольно-печатные игры по экологии;

-Дидактические игры по экологии;

-Плакаты, сюжетные картинки;

-Сотрудничество с краеведческим музеем Купинского района.

Этапы реализации проекта:

1-ый этап-зима.

Завели альбом "Невидимые ниточки природы", в котором рассказывали о связях и закономерностях природы. На первой странице альбома поместили фотографии с изоображением зимы, которые были сделаны родителями совместно с детьми.

Что за чудо-зимний лес,

Сколько сказочныхчудес!

В сказке этой я лесной,

Сон иль явь передо мной?

Вот берёз роскошный ряд,

Шали белые горят

Серебром-а вот в сторонке

В шубах ёлочки-девчонки.

Ах, какая тишина,

Бело- белая страна!

А так же поместили наблюдения детей (в рисунках).

Прослушивали музыку П. И. Чайковского "Времена года", романс "Берёза" (музыка В. Весёлова, ст. С. А. Есенина).

Заучивали стихи С. Д. Дрожжина, Ф. Тютчева.

2-ой этап-весна.

Провела сюжетно- ролевую игру "В гости в огород",целью которой было познакомить детей с изменениями, происходящими в природе ранней весной. Отметили, что условия для жизни растений становятся с каждым днём лучше, поэтому они оживают: набухают и затем распускаются почки на деревьях, вырастает заново трава. Разучили стихотворения Т. Белозёрова:

Плакала Снегурочка,

Зиму провожала.

Шла за ней и плакала

Всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала,

Трогая берёзы,

Выросли подснежники-

Снегурочкины слёзы.

Провела экскурсию в огород. Во время прогулки наблюдая отметили приметы весны: как измениласьземля, изменения происходящие с растениями весной. Расмотрели первые весенние цветы.

Разучили стихотворение Е. Серова.

Расцвели подснежники

Да в леске, да в леске.

Скоро всей земелюшке

Быть в цветах, быть в венке.

При проведении дидактической игры "Для чего нужны семена" составили модель развития растений. Посадили семена для рассады, чтобы проверить всхожесть. Гуляя на участке с детьми, мы заметили, что на дорожке травы нет.

Почему? Пробуем капнуть палочкой, и убеждаемся, что на дорожке земля твёрдая, а рядом-на обочине-рыхлая. Вместе с ребятами делаем вывод, раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит и слабым растениям трудно через неё пробиться.

3-ий этап-лето.

Посадив огурцы на грядке,задала вопрос детям: "Что надо делать дальше, чтобы появились всходы"? Предложила провести опыт: одну грядку поливать каждый день, а другую раз в неделю. Одни всходы рыхлить, а другие нет. В течение лета дети работали на своём экспериментальном участке.

Что растёт на грядке

Огурцы,горошик сладкий,

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб,

Есть редиска и салат

Наша грядка просто клад.

Все свои наблюдения заносили в альбом.

4-ый этап-осень.

В течении работы на огороде, я старалась детям не навязывать своих советов и рекомендаций, а ждала когда ребёнок испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Давала ответ не сразу в готовом виде, старалась разбудить самостоятельную деятельность детей.

Собираем в августе

Урожай плодов

Много людям радости

После всех трудов.

Сбор и засолку огурцов производили вместе с родителями. На итоговом занятии, расмотрев свои рисунки сделанные во время наблюдений, дети пришли к выводу, что для хорошего урожая и роста растениям надо: свет, тепло, вода и уход (прополка от сорняков, рыхление).

Чтобы здоровым, сильным быть

Надо овощи любить

Все без исключения

В этом нет сомнения.

Публикации по теме:

«Ознакомление с окружающим через эксперимент» Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей.

Выступление на методическом объединении дошкольных учреждений г. Оренбурга Вашему вниманию представлена презентация программы «Детство»- программы развития и воспитания детей в детском саду, раздел изобразительное.

Библиотека изображений:
  • Фрукты и ягоды
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Экологический проект «Огородник» в старшей группе
Опубликовано: 12 мая 2013 в 10:11
+71Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 142.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию «Счастливого пути!» в...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по социально-коммуникативному...
Итоговое интегрированное открытое занятие в старшей группе «Путешествие на...
Цель: Обобщить и систематизировать знания, полученные в течение года. Программное содержание: 1. закрепить знания о характерных признаках весны, о...
Эссе «Я педагог» к конкурсу «Лидер в дошкольном образовании»
Эссе «Я педагог». Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека. Ш. Амонашвили Если бы 22...
Презентация «Методы экологического воспитания дошкольников»
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно предупредить дальнейшее разрушение планеты, на которой мы живем. Деятельность человека должна быть...
Презентация «Открытое мероприятие «Путешествие в зеленую страну»
Открытые занятия или мероприятия для детей до¬школьного возраста — одна из эффективных форм организации методической работы в ДОУ. Открытое занятие в...