Получи документы

Экологический проект «Удивительный мир природы»

Наталья Аминева
Экологический проект «Удивительный мир природы»

Экологический проект

«Удивительный мир природы»

Содержание

1. Краткая аннотация 4

2. Обоснование необходимости проекта 6

3. Основное содержание проекта 7

4. Ресурсы 10

5. Партнеры 11

6. Целевая аудитория 11

7. Этапы работы по проекту. 11

8. Ожидаемые результаты 17

Публикация «Экологический проект „Удивительный мир природы“» размещена в разделах

9. Результативность проектной деятельности 17

Список литературы 21

2. Краткая аннотация

Экологическое воспитание дошкольников — новое направление в теории и практике воспитания и обучения, актуальность которого диктуется современными условиями и необходимо вести на базе научно обоснованной методологии: его содержание, условия, формы и методы работы с детьми и взрослыми должны быть обоснованы результатами исследований. В этой работе важное значение имеет опыт практических работников дошкольных учреждений.

В своей работе мы опирались на исследованиях Л. С. Игнаткиной, Н. Н. Кондратьевой, Н. М. Крыловой, С. Н. Николаевой, 3. П. Плохий, П. Т. Саморуковой, А. М. Федотовой, И. А. Хайдуровой и др., опыт работы Т. Градобоевой, А. Емельяненко, Л. Евстратовой, Г. Осиповой, М. Селезневой.

Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как формирование на основе экологических знаний бережного и заботливого, осознанно правильного отношения к природе, которое должно проявляться в поведении детей.

В соответствии с новыми федеральными государственными требованиями (ФГТ, организация воспитательно-образовательного процесса происходит не через систему непосредственной образовательной деятельности, а через другие формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. ФГТ вносит существенные изменения в обучение и воспитание дошкольников, основанные на взаимосвязанных частях: совместной деятельности взрослого и детей, а также самостоятельной деятельности детей. В соответствии с ФГТ, разработаны направления на создание оптимальных условий развития детей, реализации права ребенка на доступное и качественное образование [1].

Ребенок должен осознавать, что каждое растение - это живой организм. Для нормальной жизнедеятельности он нуждается в пище, свете, воздухе, оптимальной температуре, пространстве для обитания. Живой организм живет, удовлетворяя свои потребности, растет, развивается, размножается [11, с. 115].

О лесе, парке, луге, водоеме, болоте и т. д. нужно дать знания как об экосистеме—сообществе, образованном живыми организмами и средой их обитания, в котором экологические компоненты соединены между собой причинно-следственными связями, обменом веществ. Экосистема может быть как природным, так и природно-антропогенным комплексом (парк). В процессе знакомства с любой экосистемой нужно дать знания о цепях питания, когда одни живые существа питаются другими, а в итоге складывается равновесие. Эти знания помогут осознать, что в дикой природе все взаимосвязано пищевыми цепями, нарушение одного звена в цепи может вызвать гибель многих живых существ.

У детей должны быть знания о том, как человек использует природу, заботится о сохранности ее, а также и об отрицательном влиянии деятельности людей.

Формирование системы экологических знаний следует проводить в неразрывной связи с воспитанием эмоционально-положительного отношения к природе, которое должно проявляться в активной деятельности, в поступках детей. Детям необходимо овладеть умениями по уходу за растениями и животными. Все трудовые операции должны быть осознанными. Ребенок должен ясно представлять, что нужно делать, для чего (какие потребности живого организма должны удовлетворяться, как делать, какой результат будет получен [16, с. 84].

Воспитателю необходимо постоянно учить детей видеть красоту, уникальность и совершенство в каждом живом организме и подчеркивать, что живое живет только один раз, погибшее растение или животное восста-новить нельзя.

3. Обоснование необходимости проекта

Исследования и личный опыт работы с дошкольниками убеждают, что легче решается задача формирования знаний и значительно труднее - воспитание устойчивого бережного отношения, которое проявлялось бы не только в суждениях ребенка, но и в его поступках.

Мир природы обширен, многообразен и динамичен. Дети ежедневно встречаются с разными явлениями и объектами живой и неживой природы.

Мы убеждены, что экологическое воспитание не может осуществляться путем какого-то одного средства и в течение небольшого отрезка времени, например, только через систему занятий в старших группах. Оно должно проводиться систематически, начиная с младшей группы, и в тесном контакте с родителями и школой, где будут учиться воспитанники детского сада. В этом мы и видим основную проблему нашего исследования.

В связи с актуальностью данного направления нами был разработан и внедрён проект «Мы познаем растительный мир».

4. Цели и задачи проекта : выявить условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о растительном мире.

Задачи:

1. Уточнять, систематизировать и углублять знания детей о растениях, животных и природных явлениях; о состоянии окружающей среды.

2. Формировать знания о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие).

3. Формировать представления о причинно – следственных связях внутри природного комплекса.

4. Развивать эмоционально – доброжелательные отношения к объектам природы в процессе общения с ними.

5. Формировать умения и навыки по уходу за растениями.

6. Воспитывать заботливое отношение к природе путём систематического, целенаправленного общения с окружающим миром.

7. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

5. Основное содержание проекта

Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.

В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых глубоких и важных человеческих чувств, хотя и в очень наивной и примитивной форме: честности, правдивости, чувства долга, любви и уважения к труду, чести и собственного достоинства, любви к Родине.

«Ребенок не есть уменьшенная копия взрослого», — писал более 130 лет назад русский ученый С. Ф. Хотовицкий. И действительно, организм ребенка во многом отличается от организма взрослого человека. Ребенок более податлив, «пластичен», на него сравнительно легко влияют и в хорошую, и в дурную сторону разные воздействия окружающей среды. И чем меньше ребенок, тем легче на него воздействовать. Как писал А. В. Луначарский, «маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть и взрослого — ломать» [19, с. 85].

Чтобы разумно влиять на ребенка и «лепить» из него здорового, гармонично развитого человека, надо организовать воспитание и уход за ним, исходя из особенностей детского организма.

Дети дошкольного возраста по-разному ощущают (сопереживают) растительный и животный мир природы.

При низком уровне развития ощущений они могут не различать понятия «живая» и «неживая природа», делят растения и животных на «плохих» (вредных) и «хороших» (полезных); при необходимости неохотно оказывают им помощь, часто совершают отрицательные поступки по отношению к неизвестным или вредным, по их мнению, животным. При среднем (индифферентном) уровне развития дети различают эти понятия, но равнодушны к природе, или это отношение утилитарно, сообразуется лишь с полезностью ее для самого ребенка. Отрицательных поступков дошкольник при этом не совершает, но и не проявляет внимания к растению или животному. При высоком (положительном) уровне развития сопереживания дети четко различают понятия «живая природа», «неживая», высказывают мнение о единстве человека и природы. Интерес к объектам природы у них устойчив. Они проявляют сочувствие, желают помочь любому растению, животному. Правда, таких детей немного, но даже их небольшое число позволяет предположить, что при определенных условиях у детей старшего дошкольного возраста может быть сформировано устойчивое, сознатель-ное, сочувственное и заботливое отношение к живой природе.

Первоначальный анализ анкетирования родителей и диагностики детей раскрыл основные причины, препятствующие эффективному экологическому воспитанию, а именно недостаток у детей знаний о растительном мире, недостаточное оснащение предметно-развивающей среды, низкий уровень компетентности родителей по данному вопросу, отсутствие личностно-ориентированного подхода с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Этапы работы по проекту.

1. Организационный (сентябрь 2010)

-выбор темы проекта и его разработка.

-изучение научно-практических и методических источников по заявленной проблеме.

-подбор материала по теме.

-разработка анкет для родителей по определению необходимого объема знаний детей старшей группы.

-разработка перспективного плана по формированию представлений о растительном мире через использование занимательных игр и упражнений, трудовой и опытно-экспериментальной, совместной и самостоятельной деятельности детей старшей группы.

-разработка перспективного плана сотрудничества с родителями по теме проекта.

-разработка консультаций для родителей и педагогов.

2. Диагностический (сентябрь 2010)

Мероприятия

1. Выявить уровень сформированности представлений о растительном мире у детей.

2. Отследить динамику уровня сформированности представлений о растительном мире у детей через различные виды деятельности.

3. Анкетирование родителей с целью определения выбора тем консультаций и мероприятий.

3. Практический (Октябрь - Ноябрь 2010)

Мероприятия

1. Реализация перспективных планов работы с детьми старшей группы.

2. Дополнение предметно-развивающей среды

3. Разработка консультативного и наглядного материала для родителей.

4. Организация выставок совместного творчества детей и родителей группы.

5. Организация выставки методической литературы для родителей по теме проекта.

6. Организация и совместное проведение педагогического тренинга для воспитателей МБДОУ.

4. Обобщающий (Ноябрь 2010)

Мероприятия

1. Обобщение итогов работы с детьми и родителями.

2. Анализ эффективности работы.

3. Разработка методических рекомендаций, буклетов.

4. Подготовка презентации проекта.

5. Составление картотеки игр и упражнений по формированию представлений о растительном мире у детей.

5. Внедренческо-презентативный (Ноябрь 2010)

Мероприятия

Презентация проекта «Удивительный мир природы».

1. по формированию представлений о растительном мире у детей.

2. Участие в проведении семинара-практикума «Экологическое пространство в группах старшего дошкольного возраста» (Приложение 16) для воспитателей групп.

Механизм реализации проекта «Удивительный мир природы»

в образовательном учреждении предусматривает:

1. Совершенствование развивающей среды и материально-технической базы. Накопление природного и бросового материалов, приобретение дидактических игр, оформление информационных стендов для родителей.

2. В личносто-ориентированной модели утверждается личностно гуманный взгляд на ребенка. Сущность этого взгляда в том, что ребенок хочет и может учиться, что важно поддерживать его «хочу» и укреплять его «могу». Главная задача - организовать детей и вовлечь их в активный процесс, в ходе которого дети ощущают свой рост, радость творчества, совершенствования.

4. Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в непрерывности и длительности последнего.

5. Тесное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса улучшит качество результатов работы: администрация ДОУ, педагог – психолог, воспитатели, педагоги дополнительного образования.

Работу мы начали с обогащения предметно - развивающей среды.

С этой целью были дополнены центры развития: игровой центр, центр художественного творчества, центр здоровьесберегающих технологий, уголок живой природы.

Для обогащения центра природы провели акцию по сбору природного материала «Дары природы».

В соответствии с поставленными задачами разработали перспективный план работы по проекту. Работа проводилась в разных направлениях: в совместной, самостоятельной, непосредственной образовательной, трудовой, опытно-экспериментальной, игровой деятельности, а так же в сотрудничестве с родителями.

В своей работе мы использовали различные дидактические игры и упражнения, которые подбирались в соответствии с изучаемой темой.

6. Ресурсы

Для реализации педагогического опыта необходимо следующее ресурсное обеспечение:

1. Кадровые ресурсы: администрация ДОУ, специалисты сопровождения: педагог-психолог, музыкальный руководитель, социальные партнёры.

2. Научно-методические ресурсы: методическая литература, публикации, авторские проекты педагогов ДОУ, узких специалистов, программы и методические разработки педагогов и специалистов по проблеме экологического воспитания дошкольников, использование ИКТ.

3. Материально-технические ресурсы: кабинет заместителя заведующего по научной работе, групповая комната с центрами развития, консультативный кабинет педагога-психолога, кабинет психологической релаксации, музыкальный зал.

4. Информационные ресурсы: сеть интернет, использование печатной продукции, сайт образовательного учреждения, электронная почта, методическая копилка воспитателя, специальные периодические издания, материалы работы городского методического объединения образовательных учреждений города.

7. Партнеры

- Участники образовательного процесса учреждения.

- Социальные партнеры: детские сады и школы города, социальные учреждения.

8. Целевая аудитория

Проект предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Состав группы предполагает участие 22 детей старшего дошкольного возраста (от5 до 6 лет).

Работа по проекту проводится ежедневно в течение трех месяцев (в режимных моментах, совместной и самостоятельной деятельности, через трудовую, опытно-экспериментальную деятельность, использование дидактических, подвижных игр.

9. План работы с детьми по формированию представлений о растительном мире

Содержание Задачи Формы проведения, методы, приемы Время проведения

«Путешествие в осенний лес» (Приложение 1)

формировать знания детей о растительном мире через игры экологического характера;

- закрепить знания детей о деревьях, лекарственных растениях;

- показать зависимость всего живого от растительного мира; НОД Сентябрь

«На свету и в темноте» (Приложение 5)

Закреплять знания детей о том, что растению необходим свет. О его роли в жизни растений. Экспериментирование Сентябрь

«Лес, сад, огород» (Приложение 6)

Закреплять представления детей о дифференцированных условиях произрастания растений, развивать логическое мышление, внимание. Экологическая игра Сентябрь

«Путешествие семечка» (Приложение 7)

Формировать конкретные представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растений, показать приспособленность семян к распространению. Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений.

Экологическая сказка Сентябрь

«Может ли растение дышать» (Приложение 5)

Закреплять знания детей о том, что растению необходим воздух. О его роли в жизни растений. Экспериментирование Октябрь

«С водой и без воды» (Приложение 5)

Систематизировать знания детей о природе. Воспитывать эстетическое восприятие природы, любовь к ней

Экспериментирование Октябрь

«Детки на ветке»

(Приложение 6)

Развивать представления детей о жизни леса, деревьев, растущих в лесу; расширять экологический кругозор детей. Экологическая игра Октябрь

"В гостях у Гриба-Лесовика" (Приложение 9)

Закреплять у детей знания о природе нашего края. Формировать положительное отношение к природным объектам. НОД Октябрь

«Лекарственные растения» (Приложение 10)

Формировать конкретные представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растений, показать приспособленность семян к распространению. Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений. Беседа Ноябрь

Д/и «Что где растет» (Приложение 6)

Закреплять знания детей о фруктах и овощах; развивать умение устанавливать пространственные связи между предметами; группировать растения по месту их произрастания, развивать активность и самостоятельность мышления. Экологическая игра Ноябрь

Наблюдение за березой (Приложение 11)

Продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года;

воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы. Наблюдение Ноябрь

Опыт «Поглощение воды растениями» (Приложение 5)

Познакомить детей с процессом поглощения воды растениями. Экспериментирование Ноябрь

10. Ожидаемые результаты

1. Повышение уровня знаний о растительном мире.

2. Развитие познавательных процессов: мышление, память, внимание.

3. Развитие эмоциональной сферы детей.

4. Активность и самостоятельность детей.

5. Повышение педагогической культуры родителей по вопросам экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

11. Результативность проектной деятельности

Критерии сформированности представлений о растительном мире у детей старшего дошкольного возраста

Знания детей о

растениях Действие по

уходу за растениями Причинно-

следственные связи

Комнатные растения:

бегония, хлорофитум,

зигокактус, комнатный клен.

цессус, кливия, вьющийся

плющ, луковичные, кактусы.

фиалка. Деревья: ель, осина,

берёза, сосна, кедр, тополь,

лиственница, дуб.

Кустарники: малина.

шиповник, черника, брусника,

голубика, смородина,

калина,сирень. Травянистые

растения: ромашка,

одуванчик, подорожник,

крапива, мать-и-мачеха,

тюльпан, колокольчик.

Фрукты: яблоко, груша.

слива, вишня, абрикос.

персик. Овощи: огурец.

помидор, морковь, лук,

капуста, чеснок, тыква.

картофель, свекла., кабачки,

баклажаны. Ягоды: малина,

смородина, брусника,

черника, клюква, клубника,

крыжовник, морошка.

Грибы: белый. маслята,

мухомор, подберёзовик.

лисички, опята. Дети должны

самостоятельно

рассматривать

растения, замечать

их неблагополучные

состояния

(засыхающие листья,

бледную окраску.

вытянутые листья,

стебли).

Обнаруживать

недостаток условии

для их жизни (сухую

землю) сообщают

воспитателю о

замеченных

неполадках.

устраняют их,

участвует в

выращивании

растений для

животных, цветника

и огорода. Дети должны

устанавливать связи

между сезонными

явлениями и ростом

растений. Дети должны

знать стадии роста и

развития растений.

Уровни сформированности представлений о растительном мире у детей

Старший дошкольный возраст

Низкий. Ребенок различает 2-3 вида комнатных растений и 4-5 видов древесных растений и кустарников, 1-2 вида травянистых растений, 3-5 видов овощей, 1-2 вида плодово-ягодных культур, 1-2 вида грибов. При помощи воспитателя пытается устанавливать связи между состоянием растений, средой обитания и соответствием условий потребностям, но при этом путается и делает ошибки. Не умеет отличать плоды от других частей растений. Понимает относительное деление растений на полезные и вредные. Под контролем воспитателя и при помощи других детей, ухаживает за комнатными растениями. Понимает красоту только полезных растений, и то только цветущих.

Средний. Ребенок различает 4-5 видов комнатных растений и 5-6 видов древесных растений и кустарников, 2-3 вида травянистых растений, 5-7 видов овощей, 3-4 видов плодово-ягодных культур, 2-3 вида грибов. При помощи воспитателя устанавливает связи между состоянием растений, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знает строение растений, умеет отличать плоды от других частей растений. При выделении не только различий, но и сходства в строении растений затрудняется. Понимает относительное деление растений на полезные и вредные. При помощи и под контролем воспитателя, ухаживает за комнатными растениями. Проявляет деятельную любовь к растениям, учится определять по их внешнему виду, чего не хватает растениям. Понимает красоту только полезных растений, умеет любоваться ими.

Высокий. Ребенок различает 5-6 видов комнатных растений и 6-7 видов древесных растений и кустарников, 3-4 вида травянистых растений, 6-8 видов овощей, 4-5 видов плодово-ягодных культур, 3-4 вида грибов. Устанавливает связи между состоянием растений, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знает строение растений, умеет отличать плоды от других частей растений. Умеет выделять не только различие, но и сходство в строении растений. Понимает относительное деление растений на полезные и вредные. Самостоятельно под незаметным контролем воспитателя, систематически ухаживает за комнатными растениями. Проявляет деятельную любовь к растениям, активно учится определять по их внешнему виду, чего не хватает растениям. Понимает красоту всех растений, умеет любоваться ими.

На основании приведенных выше критериев и в соответствии с уровнями сформированности представлений о растительном мире нами было проведено диагностическое исследование, результаты которого отражены в гистограммах и протоколах (Приложение 12,13).

Гистограмма 1

Уровни сформированности представлений о растительном мире у детей старшей группы (сентябрь 2010 уч. года)

Исследование, проведенное в сентябре 2010 года показало, что количество детей с высоким уровнем сформированности представлений о растительном мире составило 10% детей. В это же время количество детей с низким уровнем сформированности представлений о растительном мире составило 22% детей.

Гистограмма 2

Уровни сформированности представлений о растительном мире у детей старшей группы (ноябрь 2010 уч. года)

Как мы можем видеть из гистограммы, показатели в ноябре 2010 года значительно изменились по сравнению с результатами, полученными в сентябре. Так, количество детей с высоким уровнем сформированности представлений о растительном мире увеличилось на 45% и составило 55%, тогда как количество детей с низким уровнем сформированности представлений о растительном мире сократилось на 22% и составило 0%.

Таким образом, положительная динамика, прослеженная по результатам диагностического исследования, позволила нам прийти к выводу о необходимости и эффективности проводимой нами работы.

Список литературы

1. Абдуллаев З. Экологическое отношение и экологическое сознание. //Филосовские науки. -1991, N2, С. 186-190.

2. Боровская Л. А. Экологическая направленность натуралистической экскурсии в условиях города. //Начальная школа. - 1991, N8, С. 46-48.

3. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. - М. : Просвещение, 1991.

4. Дежкин В. Беседы об экологии. - М. : Молодая гвардия, 1975.

5. Дре Ф. Экология. - М. : Атомиздат, 1976.

Публикации по теме:

«Удивительный мир бумаги». Фотоотчет кружка «Экологический дизайн»«Удивительный мир бумаги». Фотоотчет кружка «Экологический дизайн» Одним из любимых детьми видов творческой деятельности являются занятия бумагопластикой. Бумага самый доступный и самый дешевый материал.

Фотоотчет. Экологический марафон в Северке «Скажем «Да!» в защиту природы»Фотоотчет. Экологический марафон в Северке «Скажем «Да!» в защиту природы» Экологический марафон в Северке «Скажем «Да!» в защиту природы» В рамках городского экологического марафона «Скажем «Да!» в защиту природы»,.

Конспект викторины «Удивительный мир природы» с детьми подготовительной группы с ОНР Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Социально-экологический конкурс «Создание галереи Донской природы»Социально-экологический конкурс «Создание галереи Донской природы» В рамках Года молодежи Дона и в целях повышения экологической культуры населения Ростовской области, развития творческих способностей у.

Экологический досуг для детей подготовительной группы «Знатоки природы». Задачи: • Познакомить детей с жизнью и творчеством В. В. Бианки. • Углубить знания детей о животном мире через произведения В. В. Бианки.

Экологический досуг в младшей группе «Мы — друзья природы» Задачи: Образовательные: - учить основам взаимодействия с природой, правилам поведения в лесу; - повышать уровень экологической культуры;.

Экологический фестиваль «Пусть всегда бьётся зелёное сердце природы» Фестиваль по экологии «Пусть всегда бьётся зелёное сердце природы!» Цель: формирование ценностного отношения к природе. Задачи: - приобщение.

Экологический КВН «Мы знатоки природы».Экологический КВН «Мы знатоки природы». Н аш детский сад поддержал идею Всероссийского экологического субботника, Зеленая Россия, В нашей группе был организован для детей.

Экологический практико-ориентированный проект «Юные защитники природы» Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и.

Экологический проект «Удивительный мир камней» 1. Название проекта: «Удивительный мир камней» 2. Проблемное поле проекта: У детей низкий уровень знаний о неживой природе, мало знают о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологический проект «Удивительный мир природы»
Опубликовано: 30 апреля 2016 в 21:23
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД