Экологический проект «Уроки добра»

Зульфия Метенова
Экологический проект «Уроки добра»

ПРОЕКТ НА ТЕМУ : «УРОКИ ДОБРА».

Актуальность проекта :

На фоне все более возрастающего приоритета интеллектуального развития воспитания доброты, отзывчивости отходит на второй план. Дети получают и усваивают большой объем информации, но нравственные качества личности оставляют желать лучшего. На современном этапе произошла переоценка моральных ценностей: бескорыстие, скромность, самопожертвование, сострадание уступили место умению приспосабливаться, пробиваться в жизни. На первое место выдвигается материальный достаток. На вопрос взрослых: «Что бы ты пожелал, будь у тебя волшебная палочка, дети отвечают: «Много денег». Корни этого явления социально- экономические и политические. Просмотр иностранной кино-продукции, в последнее время и отечественной, культивирующей насилие, власть денег, жестокость не способствует воспитанию эмпатических чувств. У детей нет нравственного идеала, к которому они бы стремились, на который хотели бы равняться. Задача педагогов – показать детям, каким должен быть этот идеал, пробудить желание стремиться к нему. Сделать это не просто, и одним – двумя занятиями здесь не боитесь, вот тут на помощь нам могут прийти долго срочные экологические проекты.

Экологическое воспитание тесно связано с нравственным. Дети не только получают знания о животном, растительном мире и человеке, но и учатся правильно вести себя в природе, освобождаясь от навязанного годами потребительного отношения к ней. Они учатся смотреть на мир другими глазами, не как хозяева и властелины планеты, а как добрые друзья и помощники.

Но одно дело дать детям знания, прививать правильные понятия, а другое дело – добиваться, чтобы дети вели себя соответственно, чтобы их знания не расходились с практическим поведением. Для этого, чтобы преодолеть диспропорцию между полученными знаниями и поведением. Чтобы научить детей получать моральное удовольствие о хороших. Добрых поступков и предлагается проект «Уроки добра».

Осуществляется проект в основном в свободное от занятий время, а также на занятиях по экологическому воспитанию, изодеятельности, развитию речи, ручному труду. В работу над проектом включаются вся группа детей и родителей. Привлечение родителей позволяет сделать их своими союзниками, а работу – более эффективной. Важно, чтобы оба воспитателя руководили проектом сглажено и предъявляли к детям одинаковые требования, чтобы не оставалось без внимания даже незначительное достижение ребенка.

Цель:

формировать экологическую культуру поведения.

Задачи:

Учить детей состраданию, формировать активную нравственно-экологическую позицию по отношению к природе, людям и продуктам труда человека, развивать наблюдательность.

Проект состоит из трех этапов.

1-этап подготовительный.

1. Идея проекта выносится на обсуждение всего педагогического персонала.

Воспитатели, которые будут над ним работать, договариваются о единых правилах и требованиях к детям, которые следует придерживаться, о сроках работы над проектом. Тех же требований должны придерживаться все педагоги. Работающие в данных группах (или одной группе): преподаватель изодеятельности, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель и другие.

2. Проводится родительское собрание на тему: «Учим детей добру»

Педагоги знакомят родителей с целью и задачами проекта, с предстоящей работой и стараются увлечь этой идеей.

3. Изготавливаются оборудование и наглядный материал для работы: «альбом - напоминалка», «картотека добрых дел», альбом «Служба спасения», кармашек для писем, мешочек «добрых дел», подбирается литература для чтения детям.

«Альбом - напоминалка» может быть оформлен в папке с файлами или в обычном альбоме для рисования, на обложке кроме надписи желательно иметь рисунок – символ, олицетворяющий добро. Здесь можно поместить девиз, который в дальнейшем будет выучен с детьми наизусть. Пример:

И чтоб после себя не корить

В том, что сделал кому –то больно,-

Лучше добрым на свете быть,

Злого в мире и так довольно!

Каждая иллюстрация в альбоме напоминает о работе, которую необходимо выполнить или о тех живых существах, которые нуждаются в заботе. Например, детям напоминают, что надо полить цветы, покормить животных в живом уголке, птиц на участке, помочь дома маме, малышам помочь одеться на прогулку, подклеить книги и т. п. Там же помещают рисунки, предупреждающие о том, чего делать нельзя: ловить насекомых, рвать цветы и т. д.

«Картотека добрых дел «может быть оформлена по –разному. Один из вариантов – в альбоме или папке. На каждого ребенка отводится один лист, где условными значками или краткими записями, фиксируются его добрые поступки. Там же надо оставить место для не правильных поступков, но их желательно записывать карандашом, чтобы ребенок имел возможность исправиться. Тогда запись можно будет уничтожить.

Для альбома «Служба спасения» подойдет обычный фотоальбом, который будет заполняться фотографиями добрых поступков детей. Конечно, фиксировать каждую отдельно выполненную работу невозможно, поэтому это, скорее всего, будут какие-то крупные коллективные акции: сбор семян для подкормки птиц зимой, работа на участке и тому подобнее.

Кармашек для писем должен быть ярким и находиться на видном месте. В этот кармашек воспитатели будут помещать «письма» от растений, животных, которые просят о помощи или благодарят за что-то. Могут быть письма и от малышей, тогда к работе должны привлекаться воспитатели младших групп.

Рекомендуется изготовить «Мешочек добрых дел «Его желательно сделать привлекательным для детей, ярким. Например, он может быть круглой формы с забавной мордочкой, сзади молнии. В него будут «собирать добрые дела» детей. Воспитатель незаметно наполняет мешочек каким – либо материалом, чтобы он становился все более пухлым. Если же дети совершат неблаговидный поступок, мешочек может «похудеть». Конечно, расположить его придется повыше, чтобы дети смогли посмотреть, что находится внутри.

2-этап – основной.

1. Чтение рассказов и сказок об отношении к животным, людям. Варианты: рассказ В. А. Осеевой «Просто старушка», стихотворение Э. Асадова «Стихи о рыжей дворняге «, сказка Г. Х. Андерсена «Ромашка», эстонская сказка «Каждое свое получил», ненецкая сказка «Кукушка».

Беседы с детьми по содержанию прочитанных произведений. Подвести к пониманию, что равнодушное отношение к людям, животным может иметь трагические последствия.

2. Беседа на тему: «Добро и зло». Выяснить, как дети понимают, что такое «добро» и «зло». Расширять и уточнить эти понятия, привести примеры из реальной жизни.

3. Рассказ об экологическом проекте «Уроки добра», не давая самого понятия «проекта».Довести до понимания детей, чем они будут заниматься в течении года. Познакомить с изготовленными для этих целей пособиями, стараться заинтересовать, пробудить желание совершенствовать самостоятельно, без напоминания хорошие поступки.

4. Циклы занятий по экологическому воспитанию, на которых детям будут рассказывать о правилах поведения в природе, о самоценности всех живых существ.

5. Занятия по изодеятельности.

Примерные темы: «Наш цветник», Работаем в огороде»,»Помогаем маме», Зимой на кормушке», «Мой маленький друг»(о любимом домашнем животном, растений).

6. Тематические выставки детских рисунков.

7. Изготовление вместе с воспитателем кормушки для птиц.

8. Подклейка книг и мелкий ремонт игрушек.

9. Работа на участке детского сада и живом уголке.

10. Чтение «писем»от животных, растений, людей и оказание им помощи.

11. Ведение «картотеки добрых дел»

12. Организация конкурса чтецов, конкурса рисунков к различным праздникам: «День птиц», «День Земли», «День матери» и т. п.

3- этап – заключительный.

1. Беседы с детьми о результатах их работы за год, рассматривание альбома «Служба спасения» и «Картотека добрых дел».

2. Выставка детских рисунков.

3. Праздник совместно с родителями, посвященный окончанию работы над проектом.

Публикации по теме:

Проект «Ах, эти сказки!» Проект был создан с условиями внедрение ФГТ в структуру программы ДОУ и показан на Районном методическом объединении в Коелгинском МКДОУ.

Проектная деятельность в ДОУПроектная деятельность в ДОУ Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Экологический проект «Уроки добра»
Опубликовано: 18 февраля 2013 в 20:45
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Хлебный человек. Сказка.
Предлагаю вашему вниманию свою новую сказку. Специально включила в нее слова: пестунья, шанежки, расстегайчики, страда, бирюльки. Пояснение этих слов детям,...
«Северная Зимушка с Новым годиком на руках».  Новогодняя игрушка для ёлочки
Хочу с вами поделится новогодним настроением: сделала новую куколку ( это моё хобби) "Северная Зимушка с Новым годиком на руках" . "Я надену кукле фартук,...
Всех лучше и краше любимые мамочки наши!
Конечно, и мы не могли обойти вниманием такой замечательный праздник, как День Матери в России. В этом году в нашем саду была организована выставка...
Сценарий познавательно-речевого развлечения «Путешествие в книжное царство» для детей...
Сценарий развлечения, как итог познавательно-речевого проекта "Книги нашей группы" «Путешествие в Книжное царство, волшебное государство» Цель:...
Развлечение в старших группах «Путешествие в страну экономики»
Развлечение для старших групп "Путешествие в страну экономики" ( Музыкальный зал оснащен сказочным замком, рекламой, магазинами, макетом банка) Дети входят...