МААМ-картинки

Экологический проект «Эволюция маленьких открытий»

Лилия Васильевна Доронина
Экологический проект «Эволюция маленьких открытий»

Экологический творческий проект «Эволюция маленьких открытий» направлен на формирование представлений, взаимосвязей, роли человека в экологической цепи природа-человек и создание продуктов творчества.

Развитие дошкольников обусловлено их интересом, который возникает в процессе общения с природой. Известно, что на этапах маленьких открытий дошкольнику нелегко. Приходится приложить немало усилия для того, чтобы испытать радость побед и новых открытий. От того, насколько выразительны будут полученные впечатления, рассуждения, умозаключения в процессе реализации проекта, зависит развитие познавательной активности детей и развитие личности в целом.

Публикация «Экологический проект „Эволюция маленьких открытий“» размещена в разделах

Экологические знания являются составляющей не только психического развития, но и здоровья в целом. В направлении здоровьесбережения работают не только сотрудники МБОУ «Лицей №9» структурное подразделение – детский сад, но и родители. Здесь можно выделить их участие в экологических акциях «Экобомба», «Скворушка», «Покорми птиц зимой», озеленение территории, участие в спортивных мероприятиях «Растим защитников Отечества», «День Здоровья».

Содержание

Представление творческой группы и руководителя проекта

Содержание

Описание проекта

Постановка проблемы

Актуальность проекта

Новизна проекта

Цель и задачи проекта

Партнёры проекта

Целевая группа проекта

Механизм реализации проекта

Ожидаемый результат проекта

Сроки реализации проекта

Этапы реализации проекта

План действий по реализации проекта

Оценка результатов

Критерии эффективности реализации проекта

Перспектива проекта

Справочный аппарат

Список использованных и рекомендуемых источников информации

Описание проекта

Задачей воспитателя и учителя остаётся приобщить

всякого рёбенка к общечеловеческому развитию

и сделать из него человека раньше,

чем им овладеют гражданские отношения.

А. Ф. Дистервег

1. Постановка проблемы

Дошкольное детство – это начальный этап становления человеческой личности. Главная компонента экологического воспитания – формирование начал экологической культуры : правильного отношения ребенка к природе, к себе и людям как части природы. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений, насекомых, животных, их развитии, взаимосвязи в цепях питания. Эти знания помогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, то есть он сам.

Знания не являются самоцелью экологического воспитания, они представляют собой необходимое условие формирования такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально - действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать, творить.

В нашем образовательном учреждении есть все предпосылки для создания познавательных впечатлений, так как МБОУ «Лицей №9» структурное подразделение – детский сад расположен в озелененном районе города, окружен многолетними насаждениями, где уже давно образовались природные сообщества и, соответственно, экологические цепи. Это обстоятельство чрезвычайно важно в рамках данного проекта.

МБОУ «Лицей №9» структурное подразделение – детский сад – это единая команда единомышленников, которые живут и развиваются в нашем «природном сообществе», вместе играют, осваивают «инструменты» совершенствования. В последнее время в качестве таких инструментов широко применяется говорящая ручка «Знаток 2 поколения», плакаты и серии озвученных книг к ручке во всех образовательных областях: познавательном, художественно-эстетическом, физическом, речевом, социально-коммуникативном.

Экологическое направление можно выделить отдельно, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое, нравственно-патриотическое воспитание, а также формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих в эволюции личности дошкольника.

Актуальность проекта

Экологический проект «Эволюция маленьких открытий» направлен на формирование у детей экологического мироощущения путём исследования звеньев природных сообществ, их взаимосвязей в цепях питания и развития в разное время года, совершенствования качеств личности в процессе проведения проекта и выражения полученных впечатлений в продуктах творчества.

Ребёнок, прежде чем вступить на новый этап своего развития, пытается открыть для себя маленький прекрасный мир природы со своей пытливостью и непосредственностью, найти простейшие закономерности в изучаемых объектах и явлениях природы, найти место и роль человека в природе. И в дальнейшем перенести эти связи на более сложные объекты окружающего мира и человеческих взаимоотношений. Именно эти маленькие открытия помогают ребёнку развиваться не только в экологическом направлении, но и стать человеком думающим, творящим, чувствующим. В этом нам помогает проектная деятельность.

Новизна проекта заключается в комплексном подходе, в соблюдении принципов систематичности, последовательности и непрерывности в содержании и организации работы по проекту в течение учебного года. Важным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательно-образовательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые информационно - коммуникативные технологии, можно обеспечить эту включенность.

Проект позволяет детям, педагогам и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносить пользу окружающему миру.

Наиболее значимыми для себя дети считают:

Представления детей 5-6 лет об экологической культуре человека

владение правилами поведения в природе 23%

потребность в общении с природой 36%

убежденность в необходимости ответственно относиться к природе 10%

понимание многосторонней ценности природы и связей в ней 8%

практические экологические умения 10%

интерес к экологическим проблемам 13%

Таким образом, был сделан вывод, что экологическое самосознание детей сформировано недостаточно, в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют себя в цепи «растения –насекомые – птицы – животные – человек», мало сознавая место и роль человека в данной иерархии и преодолевая в своём мироощущении расстояние от «Я - природа» до «Я и природа». Но всё же присутствует интерес к экологическим открытиям. Все вышеприведенные данные позволили мне сформировать цель проекта и его задачи.

2. Цель проекта :

- развитие экологического сознания у дошкольников через изучение основных закономерностей в цепи природа - человек и создание продуктов мультипликации.

Для успешного достижения намеченной цели предполагается решение следующих задач:

- развивать представления о многообразии растений, насекомых, птиц, животных, их росте и развитии;

- установить место, роль человека в экологических цепях;

-воспитывать в детях природоохранную, созидательную культуру;

-развивать воображение в продуктах творчества, новом виде современного искусства (мультипликации).

- создать экологически благоприятную среду на территории и в группе «Самоцветики» МБОУ «Лицей№9» структурное подразделение – детский сад;

- организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей;

- воспитывать у детей ценностное и целостное отношение к окружающей природе.

3. Партнёры проекта :

- Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества клуб «Воронежский меридиан» (оказание помощи в предоставлении оборудования при создании мультфильма «Пищевые цепи»).

4. Целевая группа проекта. В реализации проекта «Эволюция маленьких открытий» принимают участие дети старшей группы «Самоцветики» МБОУ «Лицея №9» структурное подразделение – детский сад и их родители.

5. Механизм реализации проекта. В данном проекте используются разнообразные формы и методы работы с дошкольниками:

- наблюдения (в природе, живом уголке, на экскурсии в зоосад);

- беседы, интегрированные занятия;

- составление рассказов экологического содержания;

- знакомство с природоведческой литературой;

- просмотр мультфильмов в природе;

- подвижные, дидактические игры;

- экспериментальная лаборатория (опыты и эксперименты);

- продуктивная деятельность;

- создание пластилинового мультфильма;

- создание плакатов, стенгазет;

- публикации статей на сайте международного образовательного портала maam.ru;

- эколого-познавательные развлечения с участием родителей.

6. Ожидаемый результат проекта

- создания продукта творчества детей;

-создание экологически благоприятной среды на территории МБОУ «Лицей №9» структурное подразделение – детский сад;

- совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей;

- изменение процентного соотношения параметров о представлениях детей 5-6 лет об экологической культуре человека.

7. Сроки реализации проекта

Протяженность проекта 9 месяцев (с 01 сентября 2015 года по 31 мая 2016 года).

Этапы реализации проекта и его содержательная деятельность:

I этап – организационно-аналитический.

Задачи: анализ ситуации, определение основных целей этапа – формирование экологического сознания, экологической культуры;

- привлечение дополнительных социальных партнеров в реализацию проекта;

-подбор методической, художественной и научной литературы, а также плакатов и серии книг «Мы познаём мир» к говорящей ручке «Знаток 2 поколения».

- создание экологической среды в группе;

- привлечение родителей к предстоящей творческой работе;

- разработка планов взаимодействия с детьми и родителями по формированию экологического образования.

II этап практическая деятельность (основной).

Задача: расширять знания о представителях мира природы, стадиях роста и развития и взаимосвязях в природных сообществах.

- проведение природоохранных акций;

- фотовыставки;

- эколого-психологические тренинги;

- мероприятия художественно-эстетического цикла;

- продуктивная деятельность на территории МБОУ «Лицей №9» структурное подразделение – детский сад.

- участие детей в конкурсах разного уровня.

III этап – заключительный.

-определение результата практической деятельности педагога;

- совместная деятельность с родителями по оформлению экологического центра в группе;

- слайд-презентация по итогам проекта;

- мультфильм «Пищевые цепи в природе».

План действий по реализации проекта «Эволюция маленьких открытий»

Разработка плана действий по реализации проекта проходила с учетом комплексно-тематического планирования парциальной программы С. Н. Николаевой «Юный эколог» в старшей группе.

Тема Цель Исполнители

Сентябрь

Наблюдение за цветущими

растениями. Расширить представле-ния о цветущих растениях, их строении и особенностях жизни в осенний период. дети, воспитатель

Заполнение альбома «Цветочные часы» Расширить представле-ния о мире растений, которые «просыпаются» и «засыпают» в разное время. дети, родители, воспитатель

Целевая экскурсия в столовую «Из чего сделан наш обед» Расширить представления об овощах и фруктах. дети, воспитатель,

Открываем страницы говорящей книги Н. Томилиной «Весёлый огород» с помощью говорящей ручки «Знаток 2 поколения» Расширение знаний об овощах и фруктах. дети, воспитатель

Просмотр мультфильма В. Г. Сутеева «Весёлый огород» Положительное воздействие анимации может стать прекрасным развивающим пособием для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала. дети, родители, воспитатель

Октябрь

Беседа «Растения в нашем уголке» Уточнить представления о комнатных растениях и условиях жизни дети, воспитатель

Сбор листьев с деревьев и кустарников для гербария Составление осеннего гербария «Причудливые листья»; дидактическая игра «С какого дерева лист?». дети, родители, воспитатель

Конкурс работ «Осень золотая» Вовлечение родителей и педагогов в совместную деятельность с детьми дети, родители, воспитатель

Эколого-психологический тренинг «Деревце» Закрепить знания о строении дерева, бережного отношения к природе. дети, воспитатель

Просмотр мультфильма «Мышонок и красное солнышко». Положительные эмоции детей, родителей, воспитателей. дети, родители, воспитатель

Чтение рассказов Бианки «Готовятся к зиме» Знакомство с природо-ведческими сказками дети, воспитатель

Осеннее развлечение «Дары Осени» • Расширять представ-ления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. Воспитывать любовь к природе. Вызывать эмоциональный восторг. дети, родители, воспитатель

Ноябрь

Работа с плакатом к говорящей ручке «Знаток 2 поколения» «Домашние животные». Расширить представ-ления о домашних животных, истории их одомашнивания, бли-жайших родственниках, пользе для человека.

Д/и «Чей голос?». дети, воспитатель

Интегрированное занятие «Маленькое открытие - откуда молоко пришло?» Вызвать чувства бла-годарности к живот-ному. Формирование бережного отношения к домашним животным. дети, родители, воспитатель

Начало подкормки птиц.

Изготовление кормушек для птиц. Просмотр мультфильма «Серая шейка». Воспитание сочувствия к птицам, бережного отношения к природе дети, родители, воспитатель

Рассказ «Деревья - памятники природы» на территории детского сада Составление творческих рассказов о деревьях дети, родители, воспитатель

Декабрь

Экскурсия в зоосад «Устремляем взгляд за сад – открываем зоосад Формировать представ-ления о многообразии животного мира.

Д/ игра «Дикие животные», «Редкие животные». Дети, родители, воспитатель

Работа с фотографиями. Занятие по развитию речи на тему:

«Открываем зимний лес». Уточнение представ-лений о хвойных деревьях дети, воспитатель

Чтение сказки С. Михалкова «Ёлочка» Развитие эмоцио-нального отклика и бережного отношения к ёлке. Дети, родители

Консультация для родителей «Заучивание новогодних стихов с помощью мнемотаблиц» и аудиостикеров Развитие связной выразительной речи у детей. воспитатель

Конкурс поделок «Маленькой ёлочке холодно зимой» Вовлечение родителей и педагогов в совместную деятельность с детьми дети, родители, воспитатель

Январь

Открываем занавес – наблюдение на прогулке «Зимующие птицы на участке детского сада» Оформление уголка птиц на участке в зимний период, уточнение представ-лений о птицах особенностях поведения зимой дети, родители, воспитатель

Беседа «Лес – это дом для многих жильцов» Формирование пред-ставлений о лесе как сообществе растений и животных, их взаимосвязи в цепях питания. воспитатель, дети

Изготовление плаката «Цепи питания» Развитие представлений о цепях питания рас-тения-насекомые-птицы- животные воспитатели, дети

Февраль

Консультация для родителей «Простудные заболевания» Оформление папки-пе-редвижки «Простудные заболевания» воспитатель

Занятие «Письмо заболевшим детям» Воспитание ценностного отношения к здоровью. воспитатель, дети

Маленькое открытие «Лук – Подрастай-ка!» Воспитание интереса к выращиванию растений;

Фиксация экологи-ческих наблюдений. воспитатель, дети

Открываем страницы альбома «Добрых дел» Создание альбома с комнатными растениями в саду, наблюдениями за прорастанием лука. воспитатель, дети, родители

Март

Открываем страницы говорящей книги Н. Томилиной «Мои любимые цвета» к говорящей ручке «Знаток 2 поколения» Расширить пред-ставления о цветах в природе. воспитатель, родители

Украшение для мамы к 8 Марта. Создание образов при восприятии картин окружающего мира. Воспитатель, дети

Просмотр мультфильма В. Г. Сутеева «Что это за птица?» Положительные эмоции. дети, родители, воспитатель

Игра-викторина «Открываем двери птицам» Расширить и закрепить представления о птицах весной. Подвижная игра «Перелётные птицы». воспитатель, дети

Открываем мастерскую народных умельцев На овоидных (овальные формы яиц) формах закрепить знания о декоративных росписях. воспитатели, дети

Апрель

Участие в народной экологической акции «Городская Экобомба» Посадка саженцев можжевельника, кедра, сосны на территории МБОУ воспитатели, родители, дети

Открытое занятие ко Дню Земли Формирование береж-ного отношения к природе воспитатель, дети

Изготовление поделок к празднику Светлой Пасхи Развитие познаватель-ного интереса в опытно-экспериментальной дея-тельности с куриным яйцом воспитатель, дети

Чтение Н. Носова «Весёлая семейка»

Формирование представлений о раз-витии птенца. родители, дети, воспитатель

Май

Интегрированное занятие «Открываем мир насекомых» Расширить знания о многообразии насекомых, стадиях развития. воспитатель, дети

Изготовление стенгазеты «Берегите насекомых», работ детей (рисование, лепка, модульная аппликация) Воспитание бережного отношения к воспитатель, дети природе воспитатель, дети

Оформление участка детского сада к смотру-конкурсу «Подготовка к летнему периоду» Повышение уровня экологической культуры родителей и детей. воспитатель, родители

Открываем мир насекомых в группе Создание экологической среды. воспитатель, родители

Открываем мир мультипликации Обобщение представ-лений о представителях экосистемы; развитие воображения. воспитатель,

партнеры проекта

Итоговый результат реализации плана: создание и просмотр мультфильма «Пищевые цепи в природе», 30. 05.2016 г.

Оценка результатов

Способы оценки эффективности проекта

Эффективность проекта оценена администрацией МБОУ «Лицей№9» структурное подразделение –детский сад, родителями и непосредственно детьми, участвующими в реализации проекта.

Осуществлено:

- тестирование воспитанников (педагог-психолог);

- мониторинг интегративных качеств;

-анкетирование по формированию чувства сопричастности к природе и определению места и роли человека в ней.

Критерии эффективности реализации проекта :

-увеличение числа воспитанников, желающих и способных заниматься природоохранной деятельностью;

Перспектива проекта :

Предполагается участие воспитателей, детей, родителей в экологических акциях и мероприятиях, дальнейшее создание мультфильмов на основе полученных знаний.

Справочный аппарат

Проект - это самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе ее лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое;

- от латинского «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза»;

- специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Экология - наука о взаимном отношении окружающей среды, живых организмов и человека.

Творческий проект – предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов (альманахи, театрализации, игры, видеофильмы и т. п.)

Экологическое сознание - совокупность экологических представлений о взаимосвязях в системе «человек-природа» и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней; обязательный элемент экологической культуры.

Эволюция экологического сознания - развитие экологического сознания дошкольников в течение времени (время проведения проекта).

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Цель проекта – это то, из чего достигается результат совместных действий; отвечает на вопрос «Зачем мы хотим выполнить проект; цель звучит ёмко и отражает тему проекта.

Задачи проекта – это шаги, которые необходимы для достижения поставленной цели; задачи начинаются с вопросов: изучить, описать, установить, выявить, сформулировать, привлечь, исследовать.

Мультипликация - это вид современного искусства, который обладает чрезвычайно высоким потенциалом познавательного, художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей старшего дошкольного возраста, а также широкими образовательно-воспитательными возможностями.

Анимация – технология, позволяющая при помощи неодушевленных неподвижных объектов создавать иллюзию движения; наиболее популярная форма – мультипликация, представляющая собой серию рисованных изображений. Мультипликация представляет собой сложный процесс, построенный на объединении нескольких видов искусств, является сложным процессом воздействия на личность ребенка, с особой силой воздействует на его воображение.

Природные сообщества – это такое сообщество организмов, в котором совместно живущие виды оказываются приспособленными к определенному комплексу условий среды обитания и поддерживают своё существование через связи друг с другом.

Пищевая цепь – это последовательность организмов, питающихся друг другом.

Естественное природное сообщество - совокупность растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к условиям жизни на определенной территории, влияющих друг на друга и на окружающую среду.

Искусственные природные сообщества формируются человеком.

Экологическая среда в группе – новый элемент развивающей предметной среды, предназначенный для проведения интегрированных занятий по экологии, релаксационных целей, самостоятельной работы, детских игр.

Литература:

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой., издательство «Мозаика –Синтез», Москва, 2014 г.

2. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 5-6 лет, издательство «Мозаика – Синтез», Москва, 2016 г.

3. Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. М. : ТЦ Сфера, 2015.

4. Боживич Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб., 2008.

5. Брушлинский А. В. Воображение и творчество/Научное творчество/Под ред. С. Р. Микуменского, М. Г. Ярошевского. _М., 1969.

6. Зебзеева В. А. Теория и методика экологического образования детей : Учебно-методическое пособие. – М., 1966.

7. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада. Мозаика –Синтез, Москва, 2016.

8. Масленникова О. А., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. Волгоград, Издательство «Учитель», 2013.

9. https://www.books.znatok.ru/– сайт с информацией для говорящей ручки «Знаток 2 поколения» и скачивания книг.

10. https://multstory.com/detskaya-shkola-multiplikatsii/ - сайт для создания детьми мультипликации.

11. Красный Ю., Л. Курдюкова "Мультфильм руками детей". М., 1990

12. Красный Ю., Л. Курдюкова - журнал "Искусство в школе". Взаимодействие искусств и анимации (тематический выпуск). М. 2006

Публикации по теме:

Проект по физвоспитанию детей подготовительной группы «Гимнастика для маленьких волшебников» ПРОЕКТ Гимнастика для маленьких волшебников Комплексы утренней гимнастики, гимнастики после сна, гимнастики для глаз для детей подготовительной.

Фотоотчет «Мы на острове открытий»Фотоотчет «Мы на острове открытий» Как часто мы, взрослые, совершаем открытия в повседневной жизни? Этот вопрос, наверное, никто и не задавал себе. А нашим ребятам подготовительной.

Наш уголок природы- — удивительный мир открытий!Наш уголок природы- — удивительный мир открытий! "Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно,но открыть так,чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте.

Перспективное планирование по экологии «Эволюция Земли» Эволюция Земли Сентябрь № п. п. Образовательная область Названия и цели конспектов 1. Художественно – эстетическое развитие «Наша планета.

Рабочая программа «Мир открытий» в средней группе Пояснительная записка Рабочая программа средней группы МБДОУ обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет, с учетом.

Родителям о программе «Мир открытий» Что нужно знать родителям, если в детском саду с ребенком занимаются по программе «Школа 2000.»? Главной целью программы является всесторонне.

Сценарий педагогической гостиной «Профессия открытий и удивлений» Тема «Самообразование – путь к своему мастерству» Цель: усовершенствование и повышение уровня теоретического и практического мастерства.

Экологический проект «Лучок»Экологический проект «Лучок» Дошкольный возраст – особенно важный момент в жизни любого человека. Новообразования, приобретенные в этом возрасте, закладывают основу.

Экологический проект «Осень» Проект «Осень» Продолжительность проекта: 1 месяц. Тип проекта: исследовательско-творческий. Участники проекта: дети старшей разновозрастной.

Экологический проект «Первоцветы» Экологический проект «Первоцветы» Подготовила: воспитатель I квалификационной категории Афанасьева Р. З. Тип проекта: познавательно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологический проект «Эволюция маленьких открытий»
Опубликовано: 12 мая 2018 в 12:15
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД