Экологический проект «Живи, мой край Марийский!»

Затеева Галина Федоровна
Экологический проект «Живи, мой край Марийский!»

База проекта:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Красногорский детский сад «Сказка», Звениговского района,ул. Машиностроителей, Телефон (883645)6-93-01

Сроки проведения:

Краткосрочный проект. Длительность 2 месяца

Участники проекта: воспитатели, дети, родители

Актуальность проекта:

В последние 10 лет наблюдается довольно высокий показатель ОРЗ, различные формы аллергии и лор - болезней их рост объясняется загрязнением окружающей среды, уничтожение экосистем леса, гор, болот. Выработанные в течение миллионов лет в результате сосуществования и совместной эволюции сочетания видов растений, животных ныне в значительной степени разрушены или уничтожены.

Загрязнения внешней среды привело к загрязнению среды внутренней. Мало того, что катастрофически падает здоровье людей: появились ранее неизвестные заболевания, многие болезни стали излечиваться труднее, чем раньше, хроническая экологически обусловленная интоксикация нарушает нашу психику.

Но прежде чем заботиться о своем здоровье, необходимо, прежде всего позаботиться об окружающей среде.

Сегодня все больше стран, в том числе и наша страна, присоединяются к реализации концепции устойчивого развития. Согласно этой концепции, люди должны соблюдать законы природы, изменить своё потребительское отношение на признание её самоценности. Именно поэтому во всём мире, в последнее время, всё больше внимания уделяется дошкольному образованию.

Когда заболеет ребёнок, то это становится общей бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми силами стараемся помочь ребёнку: обследуем его у лучших специалистов, достаем наиболее эффективные лекарства, стараемся обеспечить покой. Но мы забываем как мы и где мы живём!

Экологическая культура ныне живущих людей может вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором мы прибываем сейчас. Как раз в дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию её красок и форм, необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся.

Проблематика проекта:

Наш детский сад находится рядом с национальным парком «Марий Чодра». Это прекрасное место для отдыха и туризма. Много людей приезжают отдохнуть в наши прекрасные места, но не все посетители леса гуманно и бережно относятся к природе. После посещения многих людей остаётся много мусора, не потушенных костров, вырублены молодые деревья. И всё это делают взрослые люди! Какой пример для наших детей?

Наблюдая за детьми дошкольного возраста, мы увидели, что дети проявляют некоторую враждебность по отношению к деревьям, слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Гораздо больший интерес дети проявляют к животным, цветущим растениям и почти не обращают внимания на хвойный лес. Каждый человек должен видеть красоту не только розы, но и обыкновенной ёлочки!

К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Как показали наши опросы, они неплохо знают растения и животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов. А этого не случится, если изучать природу по фотографиям и картинкам даже самого лучшего качества. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности.

Так родилась идея реализации экологического проекта, которая предусматривает не только работу с детьми дошкольного возраста, но и тесное сотрудничество воспитателей, родителей. Один из путей реализации проекта – интегрированный подход в воспитании у детей основ экологической культуры, то есть использование различных видов деятельности: познавательные занятия, изодеятельность, музыка, физкультурные занятия, наблюдения. При этом учитываются индивидуальные особенности детей. Кто-то лучше слушает, кто-то лучше наблюдает, у кого-то музыкальный слух или тонкий художественный вкус. Для реализации проекта создана творческая группа.

Таким образом, ознакомление с хвойным лесом родного края в нашем случае является наиболее эффективным способом развития экологической культуры детей.

Всё вышесказанное позволило выделить:

Объект исследования - экологическая культура детей старшего дошкольного возраста

Предмет исследования - влияние занятий по ознакомлению с биоценозом хвойного леса на повышение экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что ознакомление детей с экосистемой хвойного леса родного края оказывает позитивное влияние на повышение экологической культуры, если создать необходимые условия целенаправленного общения с природой. Произойдет изменение поведения детей по отношению к окружающим объектам.

Цель проекта - повысить экологическую культуру детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

- создать необходимы условия для повышения экологической культуры детей, родителей, педагогов;

- расширить представлений детей об экосистеме хвойного леса, о значении её в жизни человека, о взаимосвязи хвойного леса с окружающей средой;

- воспитывать у детей эмоционально окрашенное отношение к объектам природы и поступкам людей по отношению к ним путём целенаправленного общения с природой;

- разработать и апробировать дидактические игры для диагностики детей, консультации для родителей и педагогов;

-оформить альбом «Живи, мой край Марийский.

Научная новизна:

Теоретическая значимость проекта - это разработка содержания и форм работы по ознакомлению с хвойным лесом, которая предусматривает поэтапную организацию повышения экологического уровня детей, родителей, педагогов.

Практическая значимость:

Создание дидактических игр для диагностики уровня экологической культуры детей, картотеки игр, консультаций для педагогов и родителей. Разработка сценариев мероприятий и конспектов занятий. Тема, выбранная нами актуальна, имеет перспективы не только в работе воспитателей нашего санатория, но и в других санаториях республики, в больницах стационарного типа, в детских садах и школах, т. е. там, где приходится сталкиваться с проблемами адаптации. Наши педагогические разработки могут быть полезны не только педагогам, но и медицинским работникам, а также родителям.

Методы и методики исследования:

1. Теоритический: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме

2. Социально - педагогический: наблюдение, анкетирование.

3. Эксперемент: констатирующий, формирующий, контрольный.

Ожидаемый результат:

Реализация проекта позволит:

-создать необходимые условия для организации экологической и природоохранной деятельности в масштабах детского сада;

-развить интерес и воспитать любовь к природе и природному достоянию родного края;

-понимать, что каждый живой организм в природе нуждается в одновременном присутствие других, что в природе не бывает ни полезных, ни вредных организмов.

-оказать оздоровительное влияние, так как основная часть работы проводится на открытом воздухе.

Механизм реализации проекта

Формы работы Пути их реализации

1. С детьми:

-занятия;

-экологическая тропа;

- оформление альбома «Живи, Мой край Марийский;

-чтение художественной литературы;

-защита презентации экологической сказки

Проводятся на улице, в музыкальном зале,, в спортивном зале, в группе.

С целью стимуляции потребности детей в самореализации, в творческой деятельности.

2. С педагогами:

-консультации,

-игровой семинар Проводятся в методическом кабинете, музыкальном зале. С целью представления педагогического опыта.

3. С родителями:

-консультации;

- игровой семинар

--совместная деятельность с детьми: конкурс плакатов, наблюдения на прогулках, изготовление презентации, оформление альбома «Живи, Мой край Марийский

Проводятся в музыкальном зале, на улице. Повышение воспитательной компетентности родителей в экологическом образовании дошкольников.

План реализации проекта

Этапы проекта, содержание работы Ожидаемые результаты

1. Подготовительный:

-формирование временной группы работающих по проекту с привлечением педагогов и специалистов;

-знакомство родителей с целями и содержанием проекта, анкетирование, игровой семинар «В чем ценность общения взрослого с ребенком на природе и с природой»;

-проведение семинара для воспитателей «Сохраним обитателей хвойного леса»

-изучение и анализ детской и педагогической литературы, разработка занятий, составление картотеки игр (дидактических, подвижных, пальчиковых и др., подбор песен, танцев, музыкальных произведений;

-провести стартовую диагностику уровня экологической культуры у детей, участвующих в проекте тематикой проекта.

Экологическое просвещение родителей.

Повышение уровня профессионального мастерства.

Подготовка оборудования и дидактических материалов к мероприятиям

Результаты диагностики уровня экологической культуры детей 2. Реализация проекта:

-экологическая тропа

«По дорожкам Марийского леса»

-занятие по ознакомлению с окружающим «Как человек охраняет природу»

-спортивный праздник «По следам лесорубов»

-занятие «Тайны лесных тропинок»

-2 занятия по изодеятельности «Трусишка зайка серенький под ёлочкой сидит»;

-музыкальное занятие;

-беседа «Наш Марийский край»;

-занятие по ознакомлению с окружающим «Хвойные деревья Марий Эл»;

-беседа «Работники леса»

-занятие «Лес-это дом для многих жильцов»;

-комплексное занятие «Живые яблоки на ветках»;

-ежедневное чтение художественной литературы о природе.

Наблюдения за объектами природы, фотографии, знания экологической культуры поведения в природе

Дети понимают взаимосвязь природы и человека

Оздоровление организма детей во время прогулки, воспитание гуманного отношения к природе.

Сказки сочиненные детьми.

Оформление альбома «Живи, Мой край Марийский».

Подготовка к празднику.

Воспитание бережного отношения к природе отношения к природе.

Представление детей о значении леса в жизни человека

Формирование представления, что лес это сообщество растений и животных

Формирование представлений о птицах родного края.

Углубление у детей интереса к природным явлениям

3. Подведение итогов:

-экологический праздник «Путешествие на лесную полянку»;

-конкурс плакатов для детей и родителей «Берегите лес!»;

-провести итоговую диагностику уровня экологической культуры у детей, участвующих в проекте.

-презентация альбома «Живи,мой край родной, сказки

Закрепление знаний детей о хвойном лесе

Развитие у детей эмоционального отношение к природе

Выводы по итогам диагностики

Дети видят результат своей работы

Список литературы

19. Авдеева, И. Н. Жизнь вокруг нас. / Н. Н. Авдеева. - Ярославль.: Академия развития,2003.-112с.

20. Вакуленко, Ю. А. Воспитание любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры. / Ю. А. Вакуленко. - Волгоград.: Учитель,2008.-157с.

21. Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. / Л. Г. Горькова. - М.: ВАКО, 2005. -240с.

22. Евдокимова, Е. С. Технология проектирования в ДОУ/ Е. С. Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера,2008.-64с.

23. Зенина, Т. Н. Взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ. / Т. Н. Зенина. - М.: Центр педагогического образования,2008.-160с.

24. Зырянова, Н. В хорошей стране не рубят деревья и не убивают птиц. / Н. Зырянова // Дошкольное воспитание. -2002.-№1.-с. 81

25. Иванова, А. И. Экологические наблюдения и экспериметы в детском саду. /А. И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера,2008.-240с.

26. Киреева, Л. Г. Формирование экологической культуры дошкольников. / Л. Г. Киреева. - Волгоград.: Учитель, 2008.-271с.

27. Ковалько, В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. / В. И. Ковалько. - М.: ВАКО, 2008.-176с.

28. Новиковская, О. А. Ум на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей. / О. А. Новиковская. -М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006.- 93с.

29. Кудряшов, М. И. Знаешь ли ты родной край? / М. И. Кудряшов. -Йошкар-Ола.: Редакция газеты «Марий Эл»,2003.-44с.

30. Потапова Л. М. Детям о природе. / Л. М. Потапова. - Ярославль.: Академия,1998.-224с.

31. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. -4-е изд., испр. И доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.-232 с.

32. Соколова, Л. А. Играем на прогулке. / Л. А. Соколова. - Новосибирск.: СУИ,2008.-255с.

33. Стихи о временах года и игры: Дидактические материалы по развитию речи детей 5-6 лет / Авторы-сост. О. Е. Громова, Г. Н. Соламатина, Н. П. Савинова – М. ; ТЦ Сфера, 2008.- 112с.

34. Ушакова, О. Д. Красная книга России: Животные. / О. Д. Ушакова. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008.-64с.

35. Ушакова, О. Д. Красная книга России: Растения. / О. Д. Ушакова. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008.-64с.

36. Шорыгина, Т. А. Деревья. Какие они?/Т. А. Шорыгина. - М.: Издательство ГНОМ и Д,2004.-64с.

Публикации по теме:

Проект «Ах, эти сказки!» Проект был создан с условиями внедрение ФГТ в структуру программы ДОУ и показан на Районном методическом объединении в Коелгинском МКДОУ.

Семейный экологический проект «Идем по плану» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 ст. Копанская муниципального образования Ейский.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • История
  • Судоку
Автор публикации:
Экологический проект «Живи, мой край Марийский!»
Опубликовано: 2 мая 2013 в 07:06
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Авторский сайт педагога как образовательный ресурс повышения качества обучения.
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских садов....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...