Экологический проект «Не губите реку»

Светлана Воронюк
Экологический проект «Не губите реку»

Актуальность проекта.

Сосыка – одна из степных рек нашего края. Всего 60 лет назад вода в Сосыке была чистой, прозрачной, река была судоходной. Экологическое состояние Сосыки вызывает беспокойство. Река заросла водорослями, которые преграждают доступ кислорода. В результате может погибнуть вся рыба. Очистка русла не проводится, люди бросают мусор в реку. О проблемах реки говорят очень много, но мало делается. Главное на мой взгляд, пора менять потребительское отношение к ней. Академик Д. С. Лихачёв говорил «Экология не междисциплинарная наука, а проблема человеческой культуры в целом». Причина гибели биологических, экологических систем и культурных человеческих ценностей одни и те же, они в главном – в культурном уровне общества, в частности в его нравственной культуре. Без нравственной культуры никакие законы и постановления не будут действенными…Приказами отношение к природе изменить нельзя».

Мы, педагоги, должны внести посильную лепту. Главная наша задача воспитание экологически грамотных и нравственно воспитанных детей. Начинать эту работу надо с детского сада… Так появился проект «Не губите реку»

Весь проект построин на воспитании у детей чувства любви к реке. Нельзя любить реку не зная о ней ничего. Вот почему главным принципами проекта стали научность и систематичность содержания. Не менее важен и принцип доступности, реализация которого проходит через различные дидактические, настольно-печатные, подвижные игры.

Составные экологической культуры личности дошкольника- это знание о природе и их экологической направленности. Детям предлагается не только чёткая система знаний о реке Сосыке, но и ставятся задачи конкретной помощи реке, которые решаются самостоятельным путём, коллективно с группой, и с семьёй. Личностное, творческое осмысление данных представлений каждым ребёнком обеспечивает понимание необходимости экологически правильного отношения к природе, и к реке в частности.

Задачи проекта

:Формирование у детей осознанного, бережного отношения к реке, как к важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания

Воспитание патриотизма, любви к своей малой родины и к реке Сосыки.

Воспитывать чувство сопричастности к делу спасения реки, ответственности за родную реку.

Формировать у детей чёткие представление о реке Сосыке.

Учить понимать взаимосвязь и взаимозависимость живой и неживой природы в экосистеме реки.

Обогащать словарный запас, развивать связную речь.

Учить творчески подходить к решению проблем.

Формировать осознанно- правильное отношение к природе.

Гипотеза:

Формирование основ экологической воспитанности ребенка и взрослых будет успешным если:

будет заинтересованность всех участников воспитательно-образовательного процесса, их стремление к росту достижений в ходе реализации проблемы;

будет создана специально организованная среда;

работа по экологическому воспитанию будет проводиться

целенаправленно, систематически, планомерно;

Формы и методы работы:

1. Проведение с родителями беседы, консультации о необходимости формирования представлений у детей о ценности природы.

2. Экскурсии с детьми к реке в разные сезоны.

3. Целевые прогулки за пределы детского сада (река).

4. Занятия в уголке природы.

5. Проведение занятий-опытов.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:- наблюдение, беседы с детьми о реке, чтение литературы, отгадывание кроссвордов, ребусов, рисование, сочинение сказок и оформление книжек-малышек, плакатов с призывами не засорять реку

анализ результатов исследования.

Проект «Не губите реку»

Проблема:- Река и вообще вода играет огромную роль в жизни человека и всего живого на планете. К сожалению, многие считают водные ресурсы неисчерпаемыми, отсюда и мусор на берегах рек и озёр, грязные стоки заводов, загрязняющие воду в реке и отравляющие всё живое в них. Очень важно научить детей- наше будущее поколение бережно относиться к воде.

Дети живут возле реки Сосыки, а что они знают о ней? Многие кроме названия ничего. Некоторые даже не бывают на ней! А те которые бывают порой ничего не замечают, даже красоты реки. Дети не знают о её проблемах, не задумываются о том, как наша жизнь связанна с жизнью реки. Вот почему я решила познакомить детей с нашей рекой Сосыкой. Надеюсь, что узнав они полюбят её и, по возможности будут оберегать.

Замысел:

Познакомить детей с рекой Сосыкой и её проблемами. Знакомство обязательно должно быть активным. Дети полноправные участники проекта. С помощью игр, занятий, чтения художественной литературы, различных конкурсов и заданий дети узнают о реке очень многое, проникаются её проблемами.

Реализация.

Подготовительный этап:

1. Подбор художественной и научно-популярной литературы, иллюстраций и картин с изображением реки Сосыки Изготовление дидактических игр.

2. Чтение детям сказок, рассказов о воде: Б. Заходер «Что случилось с водой», Н. А. Рыжова «Жила-была речка», «Волшебница вода», «Как люди обидели реку».

3. Беседы по содержанию прочитанных текстов.

4. Загадывание загадок о речных рыбах.

5. Разучивание стихотворений песен о рыбах и реке.

6. Рассказывание экологических сказок о реке.

7. Изготовление «капелек воды».

Составить примерный план всех мероприятий проекта «Не губите реку» (этот план обязательно будет корректироваться в процессе работы).

Исследовательский этап:

а) Наблюдение за условиями жизни рыбок в аквариуме б) Составление макета реки из лент.» Как образуются реки»

1. Психологическая подготовка детей

Создать радостное настроение, в основе которого- ожидание чудесных дел, занятий, различных игр; вызывать желание активно участвовать в проекте и больше узнать о реке Сосыка.

2. Рассматривание вместе с детьми иллюстраций с изображением реки Сосыка.

3. Проведение занятий. Темы занятий:

-. «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды»

-«Вода наше богатство»

- «Генерал огонь»

- «Наш дом – планета Земля»

- Беседа с детьми о значении воды

-Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой

-Чтение сказки «Путешествие Капельки»

-Проведение отдельных опытов с водой

-Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)

-Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»

Знакомство с круговоротом воды в природе

4. Наблюдения.

Совместные наблюдения с детьми проводить нет возможности. Поэтому наблюдеия проводились родителями при поездках на реку и её притоки. Для этого была проведена консультация для родителей вкоторой говорилось о том на что надо обратить особое внимание при поездке, как вести себя в некоторых ситуацмях. В конце беседы раздала родителям памятки на тему: «Поездка к реке».

Затем ребенок рассказывал детям в группе о своей поездке к реке, что он видел, делал, что ему понравилось и запомнилось, каким он со своей семьей оставил берег реки, в сравнении каким он был вначале. Всех впечатлил рассказ Насти Курневой о мусоре на берегу реки, подкрепленный фотографией. Настя сказала, что убрать все они не смогли, убрали только маленький «кусочек»

Я тоже прошла по берегу реки и была в полном недоумении! Мусор кругом!

Непонятно, как можно так бездумно бросать мусор. Хочется сказать: «Люди, опомнитесь! Это наша река. Здесь мы живем и отдыхаем. Где же и как будут жить наши дети и внуки»? Страшно подумать, что весной весь этот мусор будет в русле реки. А ведь совсем нетрудно пустые бутылки, пакеты, обертки собрать за собой и выбросить возле своего дома в контейнер. Пусть всем, кто бросил хоть одну бумажку будет стыдно. Слышу недоумевающий голос: «А что, я бросил бутылку в целую кучу мусора. Куча то уже была». Дорогие, пусть каждый начнет с себя. Давайте не будем умножать мусорные кучи.

Бурно обсуждали с детьми, что делать в такой ситуации. После обсуждения решили:

• Нужно поставить контейнеры для мусора, урны здесь не спасут.

Всем собраться вместе и убрать мусор.

Даже за маленькую брошенную бумажку надо брать штраф.

Нарисовать плакаты, в которых напомнить людям, что сорить нельзя.

Не сорить самим.

Оставлять после себя чистоту, даже если до вас там было грязно.

Мы с ребятами подготовили и провели экологическую акцию

«Сохраним реки чистыми»

Цель: Поделиться знаниями с другими детьми и взролыми, привлечь их к активным действиям по охране реки.

Ведущий: Мы «Защитники воды» пришли вам рассказать, что в нашей станице есть такие люди, которые губят реки. Нет ли среди вас таких? Сейчас мы это выясним. Как вы думаете, где можно встретить воду? Почему нужна вода и для чего (ответы). Послушайте стихи о воде, которые вам прочитают «защитники воды».

1 Защитник: Мы не можем прожить без воды. Вода – это и озёра, и реки, и моря, и океаны. Кажется, что воды на Земле очень много, но это не так. С каждым годом пресной воды становится всё меньше и меньше.

2 Защитник: Вода нужна всем. Человек может прожить без воды всего 3 дня. Вода нужна, чтобы готовить еду, пить, стирать, умываться. Без воды не могут жить животные и растения. Если на Земле не станет воды, все растения погибнут.

Ведущий: Дети, скажите, вы любите купаться? Расскажите, как вы отдыхаете летом у реки? (ответы) Сейчас мы расскажем вам об одной семье, которая тоже любит отдыхать у реки. (Пересказ рассказа «как люди обидели реку»). Обсуждается поведение семьи, находятся ошибки. Дети предлагают другой вариант рассказа.

Появляется Капелька и Водяной – воспитатель и ребёнок в соответствующих костюмах.

Водяной: Мы с внучкой ищем «Защитников воды», мы погибаем от неправильного поведения злых людей, которые засоряют нас и отравляют наших обитателей. Вот посмотрите, какие мы стали!

Капелька и Водяной читают стихи.

Помогите нам!

Ведущий: Дети, как мы можем помочь реке? (Ответы) Давайте очистим её. Дети очищают. Гости благодарят и уходят.

Ведущий: Ребята, вы, конечно, понимаете, что это сказка. Но такое может случиться с настоящей рекой и помочь ей будет трудно. Как же мы можем спасти наши реки, моря? (ответы) Дети, если вы согласны помогать нам, если хотите, чтобы наши водоёмы были чистыми, мы можем вас принять в наше общество «Защитников природы».

«Защитники природы» принимают в сои ряды детей, прикрепляя им эмблемы.

Ведущая: Поздравляем вас, отныне вы тоже «Защитники природы». Напоминаем вам, что должны делать защитники природы.

Защитник: Экономно использовать воду, плотно закрывать краны, не загрязнять водоёмы, останавливать тех, кто бросает мусор в водоёмы, убирать за собой мусор на берегу озера, реки, в лесу.

Надо всем людям научиться уважать нашу природу и любить её.

6) Плакаты.

Мы с детьми решили не оставаться в стороне. Всю неделю рисовали плакаты. Надо было видеть гордость детей, которые заняты делом спасения Сосыки! На полуватманских листах было нарисованы красочные плакаты, главный девиз которых: «Берегите реку». В выходные дни на берегу за мостом появились наши плакаты

7. Письма детей.

Дети написали письма с помощью взрослых. Предварительно они рассказывали, что будут писать. Письма готовы. Кому их направить?.

8. Настольно-печатные игры. Настольно-печатные игры, по сложившейся в нашей группе традиции, мы делаем сами, вместе с детьми. Игры, сделанные своими руками с активным участием самих детей, наиболее любимы и заигрываются, в прямом смысле слова, до дыр. Вначале вместе с детьми обсудили, какие игры о реке можно сделать. Выбрали наиболее интересные идеи. Общим голосованием решили, какую игру будем делать. Совместно придумали название игры, сюжет, правила. У детей столько творческих идей, такая фантазия, что трудность состоит в выборе одной игры из многообразия предлагаемых. Так появилась игра «Путешествие по Сосыке». Благодаря этой игре, дети с легкостью запомнили, откуда Сосыка берет начало, куда впадает, ее наиболее известные притоки и станицы возле реки.

Позднее была придумана и сделана еще одна игра «Караси и щука».

10. Дидактические игры:

- «Хорошо – плохо», назвать, что в отношениях людей к реке Сосыке хорошо, а что плохо;

- «Мозаика», взять две картинки с изображением реки Сосыка, одну разрезать на 8-12 частей, а по другой картинке (образец) собрать ее;

- «Четвертый лишний», взять три картинки с изображением речных рыб и одну, например, морскую;

- «Расшифруй рыб», прочесть по первым буквам слов или названий картинок название рыбы, например, взять картинки с изображением санки, очки, матрёшка. Сложим первые буквы, прочтем – сом.

Любой воспитатель при желании сможет придумать немало своих игр.

10. Лабиринты:

- «Помоги ершу и красноперке спрятаться в зарослях»;

- «Покорми карасика»;

11. Ребусы о рыбах (авторские).

Дети с удовольствием разгадывают несложные ребусы, получив в итоге названия речных рыб

12. Кроссворды о рыбах Сосыки (авторские).

На первом этапе кроссворды с картинками, изображающих рыб, затем без картинок

13. Подвижные игры:

- «Рыбы». После первой команды: «День», - все «рыбы» (дети) плавают; после второй – «Опасность», - замирают; третьей - «Ночь» - присаживаются на корточки и «засыпают».

- «Рыбки плавают в водице». В группе раскладываются небольшие обручи, на улице рисуются круги - это домики для рыб, их должно быть меньше на один, чем количество детей. Читаю стихотворение – рыбки плавают, на слове «поймать» плывут к своим домикам.

- Рыбки плавают в водице, рыбкам весело играть.

Рыбки, рыбки, озорницы, я хочу вас всех поймать.

Ребенок, не успевающий занять домик, становится водящим.

15. Пословицы, поговорки и загадки о реке.

Крылатая народная мудрость, выраженная в пословицах и поговорках. Они украшают речь, придают ей наглядность, делают видимым то, о чем идет разговор. Приучать детей использовать эти пословицы и поговорки в своей речи, и при описании реки

16. Конкурс художников.

Объявить заранее об этом конкурсе. Это может быть и рисование по памяти, и по своим прошлым зарисовкам, и срисовывание с иллюстраций картин. Продумать и обговорить с каждым ребенком индивидуально композицию рисунка. Предложить на выбор ребенка различные материалы: гуашь, акварель, пастель.

Во время конкурса создать у детей настроение праздника, включить тихую классическую музыку, например Моцарта.

Оценка работ. Всем детям раздать по одной звездочке, которую он кладет возле лучшей на его взгляд картины. Пригласить для оценки ребят параллельной группы. Троих-пятерых детей, чьи работы набрали большее количество звездочек, наградить «медалями» - «Лучший художник».

Лучшие рисунки детей украсили группу – оформлена выставка, на которую приглашены все желающие детского сада. По-моему пришли дети со всех групп, даже ясельных.

Результат.

Проект закончен. Работать было интересно и детям, и воспитателям, и даже родителям. Сколько было поисков сведений о Сосыке в интернете. Сколько рисунков, игр, заданий! Была удивлена, как активно и с удовольствием родители вместе с детьми писали письма. Сколько боли в словах родителей за нашу реку. Сколько рассказов об уборке тех местечек на Сосыке, где любят с семьями отдыхать. Надеюсь, что эти дети никогда не нанесут вреда нашей реке, никогда не бросят бумажку и не позволят это сделать тем, кто рядом. Слова «вырасту и спасу Сосыку» должны стать для нас, взрослых, стимулом к действию. Давайте вместе спасать Сосыку! Каждый должен внести свой посильный вклад в дело спасения реки. Впору выпустить плакат: А что сделал ты для спасения реки? Люди! От нас зависит завтрашний день реки. Не допустите ее гибели!

Список литературы:- Составители Мартынова А. Н., Митрофанова В. В. «Пословицы, поговорки, загадки», «Современник» Москва 1986

Сказки Рыжова «Как люди реку обидели», «Жила была речка»

Экологические занятия с детьми 6 – 7 лет. Т. М. Бондаренко.

Николаева С. Н. Эколог в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003.

Николаева С. Н. Эколог в детском саду //Дошкольное воспитание. – 1999. – № 7. – С. 34-38.

Рыжова Н. А. Волшебница вода. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1997

Публикации по теме:

Конкурс плакатов «Эко радуга» В МБДОУ Верхнетроицкий в рамках регионального проекта «Время добрых дел» прошел конкурс плакатов «Эко радуга» Экологический результат: Закрепить.

Туристический поход «По Сосыке по реке» . Программные задачи:-Расширить знания детей о родной реке Сосыке. Научить детей видеть, слышать, наблюдать и понимать красоту родной реки,.

Автор публикации:
Экологический проект «Не губите реку»
Опубликовано: 10 августа 2013 в 20:40
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...