Экологическое образование дошкольников

Юлия Курмаева
Экологическое образование дошкольников

В необходимости формирования основ экологической культуры с дошкольного возраста теперь уже никто не сомневается. На практике же нередко случается так, что дети усваивают определенный объем экологических понятий и знаний о природе механически, не используя их в практической деятельности. На мой взгляд, приоритетной должна быть задача воспитания гуманного отношения к природе. Установление положительных, эмоционально окрашенных связей - вот основа экологической воспитанности.

На протяжении пятнадцати лет педагоги нашего дошкольного образовательного учреждения считают экологическое воспитание дошкольников приоритетным направлением своей работы.

Наш детский сад имеет статус «Ассоциированная школа ЮНЕСКО». А, как известно, одним из направлений деятельности ЮНЕСКО является охрана окружающей среды, ее изучение и уход за объектами природы. Именно поэтому вопросам экологического воспитания дошкольников мы уделяем особое значение.

Первые шаги в природе! И хоровод ромашек, и радостные трели скворца, и радость от общения с животными и растениями - именно с этого и начинается экологическое образование детей в нашем детском саду.

Для получения ожидаемых результатов в дошкольном учреждении создана система работы по экологическому воспитанию, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

создание условий для экологического образования дошкольников, экологизация развивающей среды, программное обеспечение;

повышение экологической грамотности педагогов, их профессионализма в области экологического воспитания;

обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами;

экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний;

установление преемственности со школой, связь с социокультурными учреждениями города в области экологического воспитания.

Такая работа в системе направлена на решение следующих задач:

Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.

Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.

Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.

Мы осуществляли свою работу поэтапно. Целью первого этапа стало внедрение программы экологического образования дошкольников и создание условий для ее реализации. Работа была направлена на анализ образовательной ситуации в детском саду, диагностику готовности педагогов и родителей к экологическому воспитанию дошкольников, создание эколого-развивающей среды в группах и на участке детского сада. Реализацию поставленных задач педагоги начали с построения предметно-развивающей среды, связанной с экологизацией образовательного процесса – игровой, двигательной, художественной, экспериментально-практической, познавательной деятельности детей. Главный результат на данном этапе – мотивация коллектива, определение целей и задач экологической работы с детьми.

На втором этапе работа была направлена на повышение компетентности педагогических кадров. Ведь главной фигурой экологического воспитания детей является воспитатель, осознанный характер его действий и творческий поиск оптимальных условий для педагогического процесса.

Получить новые знания в области экологического образования и просвещения дошкольников педагоги смогли, участвуя в педагогических советах, конференциях, консультациях, семинарах. Полученные знания способствовали успешному овладению воспитателями методикой экологического образования детей, изучению целостных педагогических технологий.

На третьем этапе началось эколого-педагогическое просвещение родителей воспитанников. Такая система взаимодействия ДОУ с семьей включает определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий для постоянного общения детей с природными объектами. Повышению экологической культуры родителей способствовало их непосредственное участие в различных мероприятиях экологической направленности: агитационные листовки,экологическая газета ДОУ, акции, родительские собрания, семинары-практикумы. Разработанная система сотрудничества педагогического коллектива и родителей способствовала воспитанию у детей осознанного и бережного отношения к природе, людям, окружающему миру, что составляет основу экологической культуры.

На четвертом этапе главной целью работы по экологическому образованию и просвещению стало внедрение полного цикла экологического воспитания во все элементы образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Для реализации программного содержания в рамках НОД используются различные методы обучения детей: наблюдения разного вида, рассматривание картин, моделирование, беседы с воспитателем, чтение художественной литературы, опытная и трудовая деятельности. Выбор методов определяется возрастными возможностями детей и характером задач, которые решает педагог.

Наиболее значимым методом экологического воспитания детей является наблюдение. С его помощью дети знакомятся с внешними признаками объектов природы и познают их связи со средой. Наблюдения лежат в основе разных видов деятельности детей (труда по уходу за растениями и животными, заполнение календаря природы и пр., как компонент их используют в ходе бесед, прогулок, экскурсий.

Особое место в работе по экологическому просвещению детей отводится беседе. Четкая последовательность вопросов дает возможность дошкольникам понять причинно-следственные связи, сформировать выводы, сделать обобщения.

В летнее время работа с детьми ведется на свежем воздухе. Для этого на территории детского сада имеется специально оборудованный участок. Экскурсии в природу позволяют детям обратить пристальное внимание на сообщества, содружества растений и животных в естественной среде. Эта работа является наиболее эффективным способом воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Невозможно воспитать ребенка созидателя без практических действий по уходу за растениями. Детям предоставляется возможность применять свои знания, умения и навыки на территории огорода, в цветнике, зимнем саду. Праздники – идеальный способ закрепления учебного материала.

В детском саду ведет свою работу экологический кружок «Живая природа». Деятельность руководителя кружка направлена на обеспечение более грамотного подхода к реализации задач экологического образования, требующего от коллектива новых знаний и умений. Этому способствует разработка воспитателями и специалистами детского сада совместных проектов по экологическому воспитанию: «Уши, лапы и хвосты», «Покормите птиц зимой», «Люби и знай родной свой край». Цель проектов – развитие заинтересованного, бережного эмоционального отношения дошкольников к природе, способности удивляться и удивлять, проявлять творчество в изобразительной, конструктивной и театрализованной деятельности. Успешность реализации задач экологического воспитания в проектах обеспечивается творческим взаимодействием всех участников педагогического процесса. Работа над проектом объединяет работу специалистов детского сада, воспитателей и детей, вовлекают в педагогический процесс родителей, способствует созданию творческой атмосферы в учреждении, которая побуждает к поиску новых путей экологического воспитания дошкольников.

Наш детский сад расширяет содержательные и взаимовыгодные связи с учреждениями дополнительного образования и другими социальными партнерами, которые позволяют обогатить работу педагогического коллектива. Дети, педагоги и родители активно участвуют в конкурсах и фестивалях различного уровня.

Таким образом, создание системы экологического образования в детском саду, экологизация всего образовательного процесса, профессионализм педагогов, эффективная работа с родителями и учреждениями социума позволили интегрированно решать задачи экологического образования.

Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет жить в гармонии с окружающим миром.

Публикации по теме:

Музей овощей в детском саду. Работа с родителями В нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент главной задачей является воспитание экологически грамотного.

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Природу края береги» Представляю вашему вниманию педагогический проект по воспитанию экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста. Основная.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Экология
  • Экология
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Экологическое образование дошкольников
Опубликовано: 4 декабря 2013 в 21:29
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фрагмент рабочей программы в старшей «Б» группе неделя «Удивительные места нашей...
Цель: - развивать интерес к Земле, на которой мы живем. Познакомить с удивительными местами нашей планеты; дать понятия: «Северный и Южный полюс»;...
Мастер-класс по изготовлению числового ряда от 0 до 20.
Мастер-класс по изготовлению числового ряда от 0 до 20. Автор мастер-класса: Гусева Надежда Юрьевна. Данная игра способствует развитию навыка соотнесения...
«Шмель полосатый, пушистый сел на цветочек душистый». Рисование насекомых занесённых...
2017 год объявлен годом экологии. В нашем детском саду проводится много различных мероприятий и конкурсов посвящённых этой теме. В своей группе мы...
Восприятие музыки как средство формирования музыкально — художественной деятельности...
Восприятие музыки как средство формирования музыкально - художественной деятельности старших дошкольников Актуальность проблемы эстетического воспитания...
Фотоотчет о подготовке к празднику День Победы
В жизни людей существует множество различных дат - радостных, печальных, счастливых. Но есть одна особенная дата, которая объединяет всех людей нашей страны....