Экологическое развлечение «Синичкин праздник»

Петухова Марина Владимировна
Экологическое развлечение «Синичкин праздник»

12 ноября - «Синичкин праздник».

На Руси синиц привечали всегда, зная, что эта небольшая пичужка уничтожает громадное количество вредителей.

Свое отношение к этой птичке народ выразил в многочисленных пословицах и поговорках: «Невелика птичка-синичка, а свой праздник помнит», «Синичка пищит - зиму вещит, холод накликает», «Покорми синицу зимой, вспомнит тебя весной», «Синица - счастья синяя птица», «Бойкая синичка - воробью сестричка», «Хлопотунья синица - сада защитница».

Традиционно в «Синичкин день» дети мастерили кормушки для птиц, вывешивали их и небольшие кусочки сала, до которого бойкие птички большие охотницы.

Обычно в этот день проводились гуляния, устраивались посиделки и вечерки.

«Синичкин праздник»

Задачи: Воспитывать желание правильно вести себя в природе, приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений с детьми разного возраста в процессе совместной деятельности. Расширять и систематизировать представления детей о природе, о зимующих и перелетных птицах, о диких животных. Закрепить умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

Образовательные области: Музыка, Познание, Социализация, Чтение художественной литературы.

Предварительная работа: Наблюдение за листопадом.

Разучивание песен: «Дует ветер», «Танец птиц». Беседа о характерных признаках осени, зимы. Знакомство с пословицами про осень:

«Осень и дет и дождь за собой ведет»

«В ноябре зима с осенью борется»

«Осенью шерсть у зайца побелеет, скоро наступит зима»

«Свистит снегирь – скоро зима будет»

«Теплая осень к долгой зиме»

Заучивание стихотворений: К. Мухаммади «Бывают птицы разные», «Хлебных крошек не жалей…», А. Я. Яшин «Покормите птиц зимой!».

Знакомство с дидактической игрой «Кому какой корм».

Знакомство с загадкой: «Все вертится, суетится, ей на месте не сидится, это бойкая… (синица).

Разучивание танца «Синички».

Знакомство с приметами о синицах:

«Синица начинает с утра пищать, ожидай сильного мороза!»

«Синица пищит – зиму вещает

«Синица запела – тепло ворошит!»

Знакомство детей с правилами поведения в лесу.

Организация совместного с родителями конкурса «Лучшая кормушка».

Активация словаря: листопад, снежок – белый, пушистый, холодный, утеплил, насушила, берлога, перелетные, зимующие птицы, клест, снегирь, свиристели, синица, кормушки, Синичкин праздник.

Под легкую музыку дети вбегают в зал и садятся на стульчики.

(Влетает Каркуша)

Каркуша:

Кар-кар-Каркуша я,

Здравствуйте, мои друзья!

Я рада встречи с вами.

У вас тепло, а я немного замерзла.

Что - то в лесу никого не видно и не слышно.

Куда все подевались?

Скукотища. Я тут сижу одна, мерзну,

не с кем мне даже поболтать.

Не знаю, что на белом свете делается?

Ведущая:

Дети, давайте расскажем Каркуше про то, что происходит сейчас в природе.

Дети младшей группы:

Листочки упали, уже выпал снег.

Ведущая:

Помните как падали листочки?

Песня «Дует ветер»,

(исполняют дети младшей группы).

Каркуша:

Что, что вы сказали?

Дети подготовительной группы:

Да, Каркуша, уже поздняя осень, скоро наступит зима.

Каркуша:

Зима, зима. Да не может этого быть.

Вы что - то перепутали.

Ведущая (обращается к детям старшего дошкольного возраста):

Ребята, докажем Каркуше,

что сейчас уже поздняя осень?

Ответы детей старшего дошкольного возраста:

-Солнце светит реже, чаще

пасмурно, поэтому стало холодно, уже выпал первый снег.

- Исчезли насекомые, потому что

похолодало.

-Для перелетных птиц не стало корма,

они улетели на юг.

-Животные приготовились к

зиме: одни откармливались и устраивались на спячку, другие делали запасы корма.

Ведущая:

Помните, ребята, как мы говорили о том,

что осень важное время года для подготовки зверей и птиц к зиме.

А какие пословицы про осень вы знаете?

Ответы детей старшего дошкольного возраста:

1. Осень идет и дождь за собой ведет.

2. В ноябре зима с осенью борется.

3. Осенью шерсть у зайца побелеет,

скоро наступит зима.

4. Свистит снегирь - скоро зима будет.

5. Теплая осень к долгой зиме и др.

Каркуша:

Да что вы говорите, скоро уже зима?

Надо мне все самой проверить.

(Подходит к окну) Да, листьев на деревьях нет,

уже снег немного выпал.

И в лесу никого не видно.

Да, действительно скоро зима. Мне пора.

До свидания!

(Уходит).

Запись на магнитофоне:

«Веет холод в лицо от угрюмых небес.

И кто знает, о чем, плачет сумрачный лес.

По дороге по прямой идет зима к себе домой,

Снег сыплет серебристый.

(Во время записи влетает Сорока).

Сорока:

Слыхали, слыхали вы новость друзья?

Зима приближается к нам.

Несет она вьюги да метели.

Нас впереди ожидает беда.

Как же зверям и птицам пережить холода?

Ведущая:

Не пугай нас, Сорока!

Наши дети об этом знают.

Сорока:

А давайте проверим.

Ведущая:

Мой мячик быстро ловите

И как звери подготовились к зиме скажете.

Дети:

Заяц - поменял серую шубку на белую, теплую.

Еж - утеплил свою норку листочками, лег спать.

Белка - насушила грибов, утеплила дупло.

Медведь - залег в берлогу, проспит до весны.

Сорока:

А как же птицы?

Ребенок старшей группы:

Птицы тоже подготовились к зиме. А как? Я сейчас расскажу.

Бывают птицы разные:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый теплый юг.

Ведущая:

Какие птицы улетели на юг? Назовите. (дети называют перелетных птиц)

Ребенок старшей группы продолжает:

Другие то народ иной

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи».

Подвижная игра «Зимующие и перелетные птицы».

Ведущая:

Какие птицы остались зимовать? Назовите их.

Поздней осенью прилетают к нам снегири, свиристели. Они клюют ягоды рябины, оставшиеся семена кустов, приближаются к жилью человека и люди помогают им: вывешивают кормушки, насыпают туда корм.

Ребенок средней группы читает стихотворение:

Хлебных крошек не жалей:

Заслужил их воробей.

Ты приладь ему кормушку -

Кликнет он свою подружку,

И друзья все тут как тут,

Крошки весело клюют.

И пошел веселый стук -

Тук-тук-тук,

Тук-тук-тук,

Тук-тук-тук,

Будем с птицами дружить, этой дружбой дорожить.

Игра «Кому какой корм».

Песня - игра «Танец птиц»

(Песню исполняют дети старшей и подготовительной групп, дети младшей группы выполняют движения).

Полетели наши птички,

Полетели высоко

И звучат, звучат над нами

Песни звонко и легко.

Влево, вправо посмотрели,

Зерна поклевали.

Захотелось нашим птицам

Веселиться и плясать,

Захотелось невеличкам

По дорожке поскакать.

Полетели наши птички,

Полетели высоко.

И звучат, звучат над нами

Песни звонко и легко.

Сорока:

А для меня кормушка найдется?

Ведущая:

Тебе, Сорока, наши дети смастерили кормушку и не одну. Иди с малышами и выбирай.

(Сорока уходит вместе с детьми младшей группы. Они собираются на улицу вывешивать кормушку).

Входит Лесовичок (грустный).

Лесовичок:

Ох, как долго я иду, уже и притомился.

Здравствуйте!

Шел к вам по дороге встретил стаи птиц:

Там были воробьи, вороны, сороки,

снегири. Все обошел, все осмотрел,

вот только не видел, где же мои самые

любимые птички? Куда они подевались?

Ведущая:

А что за птички?

Лесовичок:

Загадаю вам, ребятки,

Очень трудную загадку.

Если знаешь, не зевай,

Поскорее отвечай.

«Все вертится, суетится,

Ей на месте не сидится,

Это бойкая.» (синица).

Правильно, это синица.

Я ведь не просто зашел на огонек.

Я принес жалобу, нашел ее в лесу.

Ее написали птички на непонятном вам, людям, языке. Поэтому пришел сам чтобы ее прочесть.

«Жалуемся на голод. Все ветки деревьев покрылись инеем. Просто беда. Ножки скользят, до насекомых никак не добраться. Вся надежда на вас, люди. В гололед нам особенно дорого ваше угощение в кормушках - столовых».

Залетает Синичка.

Лесовичок:

А вот и моя птичка, познакомьтесь!

Ой, а я ведь с ребятами сам не познакомился.

(обращается к ребенку)Тебя как зовут?

Ребенок: Елисей.

Лесовичок:

А почему тебя так назвали?

Ребенок:

Меня назвали в честь моего дедушки.

Лесовичок:

Как вы думаете, почему птичку назвали Синичкой? (ответы детей)

Синица:

А вы лучше послушайте как я разговариваю и сразу догадаетесь.

(Звучит пение синички на аудио записи).

Лесовичок:

Какая у вас песенка красивая. Вам

понравилась, ребята? Подпоем синичке? (дети вместе с синичкой поют ее песенку).

Лесовичок:

Получил я твою жалобу, Синичка.

Пришел показать ее детям.

Синица:

А написала я людям потому что нам в лесу зимой очень плохо.

Ведь сытой птице и сильный мороз не страшен. Ну, а когда синица голодна, то ее и маленький мороз может погубить.

Вот и летим поближе к человеку, чтобы подкормиться.

Кто сало кусочек привяжет,

Кто крошек или семечек насыплет.

Не боимся человека и говорим ему за его доброту спасибо.

Лесовичок:

Ты одна летаешь?

Синица:

Подружки - синички, скорей прилетите и детям про себя расскажите.

1синица:

Пусть я птичка - невеличка,

У меня, друзья, привычка -

Как начнутся холода,

Прилетаю к вам всегда.

2синица:

Зима синицам не страшна,

Их не пугает вьюга.

Для них родная сторона

Теплей, чем солнце юга.

З синица:

Я бойко перескакиваю

С одного сучка на другой.

Я звонко песенку пою

В хороший зимний день: тень - тень.

4 синица:

Не велика птица - синица,

Да умница.

Танец синичек.

Синица:

Ой, спасибо вам, ребята.

Что вы нам хлопали.

У вас уютно, тепло, красиво.

Мы рады что вы показали вам настоящий праздник.

Ведущая:

Ребята, а какие приметы про синиц вы знаете?

1 ребенок:

Синица начинает с утра пищать, ожидай

сильного мороза.

2 ребенок:

Синица пищит - зиму вещает.

З ребенок:

Синица запела - тепло ворошит.

Лесовичок:

Каждый год при приближении зимы мы празднуем «Синичкин праздник». Этот праздник известен на Руси давно. В это день люди укрепляют на деревьях кормушки, рассыпают семечки и зерна, вещают за окно кусочки сало. В народе говорили:

«Не велика птица - синица,

А и то свой праздник знает».

Мы тоже решили отметить этот замечательный день.

Ведущая:

Запомните дети этот праздник.

Ребенок подготовительной группы:

«Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся как домой

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их - не счесть

Видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну».

Лесовичок:

Не допускайте разорения птичьих гнезд Не ловите птиц!

Развешивайте на деревьях скворечники.

Организуйте «птичьи столовые» для подкормки птиц зимой!

Ведущая:

Птицы - крылатая защита наших садов, лесов, полей и парков.

Нашим пернатым друзьям зимой страшен не холод, а голод.

Вы вместе с родителями смастерили замечательные кормушки.

Ваши фантазии нас приятно удивили.

Здесь есть и дворцы, и домики из различного материала и даже есть кормушка - вешалка на которой висят кусочки сыра и сала. Молодцы!

Синица:

За отличные кормушки

Я ребят благодарю.

Всем ребятам, всем ребятам

Я спасибо говорю.

Ведущая:

Сейчас вы пойдете на прогулку и на своих участках развесите свои замечательные кормушки и будете подкармливать зимой всех птиц.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Синичкин день» (старшая группа) Воспитатель: Романова Ольга Юрьевна. Педагог доп. образования:Акулова Наталья Александровна. Предварительная работа: Просмотр презентации.

«Синичкин день». Познавательно-развлекательная игра для учащихся начальных классов «Синичкин день».Познавательно - развлекательная игра. 1 – 4 класс Подготовила: воспитатель Н. И. Казначеева Участвуют 3 команды: 1-2 класс,.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
  • Птицы
Автор публикации:
Экологическое развлечение «Синичкин праздник»
Опубликовано: 16 марта 2014 в 15:10
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по аппликации с элементами рисования «Заснеженные деревья» в...
Цель: учить создавать картину зимнего пейзажа из ваты. Задачи: развивать умение детей делать аппликацию из ваты, обогащать аппликативную технику....
Познавательно-исследовательская деятельность в младшем дошкольном возрасте....
«Мир Щёток» Задачи: -Познакомить детей с видами щёток, показать их разнообразие( щётка для пола, для одежды, для обуви, щётка-смётка, зубная щётка, щётка для...
«Помощники леса» конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе.
Цель: прививать детям чувство ответственности за все живое. Расширять представления детей, о животных, птицах. Воспитывать доброе и заботливое отношение...
Конспект НОД по аппликации (из готовых форм, по рисунку — образцу.) «Елочка — Красавица»
Потемкина Светлана Конспект НОД по аппликации ( по представлению, по образцу) «Елочка – Красавица ». Цели и задачи: Продолжать учить детей создавать...
Дидактические игры: «Плетение коврика», «Игры с прищепками»
Не менее интересные игры изготовила семья Дудиной Дарьи. Развивающая игра «Плетение коврика» изготовлена из плотной разноцветной клеенки и покрыта скотчем....