Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности. Проект «Яблоня»

Ирина Алексеева
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности. Проект «Яблоня»

Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой».

В. А. Сухомлинский

Экологическое воспитание одна из задач нашего детского сада, которая рассматривается через воспитание любви к природе родного края.

Именно в дошкольном возрасте формируются экологические представления, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении.

Комплексно реализовать ряд педагогических задач при взаимодействии ребенка с окружающим миром помогает метод проектов.

Специфика метода проекта заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой (природной и социальной); педагогическое взаимодействие осуществляется в совместной ребенком деятельности, опирается на его собственный опыт.

В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.

Проект – это «игра всерьез», результаты ее значимы для детей и взрослых.

Проект можно рассматривать как дополнение к любым общеразвивающим, комплексным программам.

Работая по программе «Истоки» метод проекта в своей работе используем для:

• расширения и углубления экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения,

• формирования представлений, умений, изучения сезонных изменений в природе.

В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои рассказы и сказки. Это- метод идущий от детских потребностей и интересов.

Проект «Яблоня»

Цели проекта:

1. Вызвать интерес к конкретному дереву-яблоне;

2. Развивать познавательный интерес;

3. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Задачи проекта:

Для детей:

1. Воспитательные 1.1. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

1.2. Воспитывать такие качества, как внимание и наблюдательность.

1.3. Развивать чувство прекрасного через общение с природой, прививать любовь к родной природе.

1.4. Учить бережно относиться к предметам, изготовленных из древесины.

2. Образовательные 2.1. Расширить кругозор детей, познакомив с деревом.

2.2. Показать возможность широкого использования яблони в хозяйстве.

2.3. Расширить кругозор о закономерностях в природе (показать связь: цветок-опылитель-плод).

2.4. Обогатить словарь народными пословицами и поговорками о растениях, яблоне, пчёлах.

2.5. Научить моделировать внешний вид растения.

2.6. Способствовать зарождению у детей интереса к истории славянских народов.

3. Развивающие 3.1. Развивать сенсорные навыки.

3.2. Развивать эмоциональную сферу ребёнка.

3.4. Развивать мышление, память и воображение.

3.5. Развивать чувство любования любым проявлением жизни.

4. Практические 4.1. Научить правильно проводить опытно-исследовательскую деятельность;

4.2. Научить правильному уходу за деревьями;

4.3. Научить правильной высадке саженцев деревьев в грунт.

Для воспитателей:

1. Организовать работу по проекту так, чтобы привлечь к участию как можно больше воспитанников группы, помочь осознать ребенку необходимость участия в общих исследованиях как для него лично, так и для всей группы в целом;

2. Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка;

3. Создать условия для творческого и интеллектуального развития дошкольника;

4. Создать условия для сотрудничества «Взрослый+ ребенок»;

5. Привлечь к сотрудничеству семьи воспитанников, педагогический коллектив детского сада и представителей социума;

6. Способствовать повышению педагогической компетентности родителей в вопросах нравственно-экологического воспитания дошкольников.

Для музыкального руководителя:

1. Обогатить музыкальный опыт детей через знакомство с песнями, танцами, музыкальными произведениями по теме проекта;

2. Максимально вовлечь детей в музыкальную творческую деятельность;

3. Раскрыть через музыку образ Яблони.

Для инструктора по физическому воспитанию:

1. Дополнить программу по физическому воспитанию дошкольников подвижными и хороводными играми раскрывающими образ Яблони в народной культуре, в процессе интеграции физкультурной работы в экологическое воспитание.

2. Вызвать желание детей участвовать в экскурсионно-туристической деятельности;

3. Совершенствовать естественные (жизненно важные) виды движений, упражнять детей в простейших упражнениях туристского многоборья.

4. Развивать координационные способности и выносливость как основу физической подготовки ребёнка – будущего туриста-эколога.

Для логопеда:

1. Развивать и совершенствовать речь дошкольников на литературно-познавательном материале проекта.

2. Для родителей:

1. Стать соавторами ребенка в реализации проекта «Яблоня»;

2. Реализовать с педагогом единый согласованный индивидуальный подход к ребенку с целью максимального развития его личности.

Работа с социумом:

1. Работа с библиотекой ДДК им. Кирова: посещение тематических выставок, знакомство с литературой, подготовка литературного материала к праздникам, развлечениям, театрализованной деятельности;

2. Экскурсии в парк ДДК им. Кирова, наблюдение за сезонными работами в парке, высадка деревьев;

3. Работа с СОШ № 87. Участие первоклассников с экологических праздниках, акциях, выставках плакатов, походах.

Участники проекта:

• дети старшей, подготовительной группы;

воспитатели;

• родители детей;

• специалисты ДОУ: музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, логопед;

• специалисты детского дома культуры им. С. М. Кирова.

Длительность проекта: с декабря 2011 года по август 2013 года

Содержание проекта:

• знакомство с деревом - яблоней;

• наблюдение за деревом в разные времена года, ростом и развитием цветов и плодов;

• наблюдение закономерностей в природе;

• прогулки по маршрутам – экологическим тропам, целевые прогулки в парк, экскурсии;

• наблюдение за насекомыми – опылителями;

• рассказ об использовании растения человеком: в строительстве, столярном деле, в медицине, кулинарии, зелёном хозяйстве;

• экспериментальная деятельность;

экологические акции;

• чтение художественной литературы

• коллекционирование.

Этапы проекта:

1. Подготовительный:

1. определение объектов изучения;

2. изучение методической литературы;

3. составление перспективного плана;

4. составление плана совместной работы группы со специалистами ДОУ;

5. сбор ресурсного обеспечения:

• художественно-речевой материал: пословиц, поговорок, сказок, легенд, загадок о яблоне, пчёлах;

• музыкальный материал: песни, попевки, музыкальные произведения;

• оборудование для экспериментирования: лупы, баночки для оформления коллекций и проведения опытов по наблюдению за ростом и развитие листьев растения в условиях группы, упаковочный материал;

• ловушки для насекомых;

• кормушки;

• фотографии, репродукции слайды;

• познавательная, справочная и детская художественная литература по теме;

• дидактические игры, «Чудесные мешочки», «Ящики ощущений»;

• модели дерева;

• конверты для писем

6. проведение анкетирования родителей по теме проекта с целью выявления уровня экологических знаний и заинтересованности в совместной работе с ребенком по проекту;

2. Исследовательский:

• наблюдения за изменениями в жизни дерева в разные времена года;

• наблюдения за изменениями в жизни птиц в разные времена года;

• наблюдение за жизнью насекомых-опылителей на примере пчелы;

• изучение влияния ухода на рост растений;

• решение проблемных экологических задач;

• сбор коллекционного материала;

• знакомство с историей использования яблони в хозяйстве, медицине, парфюмерии;

• знакомство с литературным, фольклорным, музыкальным, изобразительным, игровым материалом;

• коллекционирование;

• моделирование;

• составление рассказов о яблоне, писем к яблоне;

• изготовление дневников наблюдений, экологических плакатов, тематических альбомов;

• театрализованная деятельность;

• посадка деревьев;

• экскурсии, целевые прогулки.

3. Заключительный:

• обобщение результатов работы;

• анализ работы;

• трансляция положительного опыта по проекту;

• составление планов на будущее.

Предполагаемый результат:

• У детей возникнет интерес к изучению ближайшего растительного окружения;

• Сформируются навыки исследовательской деятельности, познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность;

• Расширится кругозор дошкольников;

• Обогатиться речь детей;

• Сформируется устойчивое содружество «Дети+родители+педагоги»

Сформируется методическое, дидактическое оснащение по программе Н. А. Рыжовой, проектной деятельности, интеграции различных разделов программы «Истоки»

Публикации по теме:

«По камешкам, по песочку к цветочку». Экологическое воспитание дошкольников на основе опытно-эксперементальной деятельности«По камешкам, по песочку к цветочку». Экологическое воспитание дошкольников на основе опытно-эксперементальной деятельности Из опыта работы по экологическому воспитанию детей раннего возраста на основе опытно -эксперементальной деятельности. мир окружающий ребенка.

Мультимедийная презентация «Творческий отчет по теме «Экологическое воспитание младших школьников» Природа –это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. В,А,Сухомлинский.

Библиотека изображений:
  • Фрукты и ягоды
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности. Проект «Яблоня»
Опубликовано: 11 февраля 2014 в 23:57
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...