Лучший педагог года

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования

Пискарева Людмила Николаевна
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Поэтому в своей работе мы старались способствовать развитию у детей познавательной активности, т. е. (стремление узнать причину того или иного явления, оперирования приобретенными знаниями и умениями). И способствуем развитию общих познавательных способностей у ребенка дошкольного возраста умения обобщать, сравнивать, анализировать, предполагать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать. Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особое внимание заслуживает детское экспериментирование. Разработкой теоритических основ детского экспериментирования в дошкольном учреждении занимался творческий коллектив специалистов под руководством профессора Н. Н. Поддьякова. Теория вопроса, разработанная Н. Н. Поддьяковым, содержание отдельных опытов в последние годы активно разрабатывается и теоретиками и практиками дошкольного образования А. И. Ивановой, И. А. Пазухиной, И. Э. Куликовой. Ознакомившись с разработками этих ведущих авторов, нами был разработан комплекс экспериментов в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста, который проводился на протяжении 3 месяцев с периодичностью 1-2 занятия в неделю.

Публикация «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования» размещена в разделах

Реализация комплекса экспериментов в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста включала в себя комплекс методов (рассказ, объяснения, наводящие вопросы, эксперимент, оценка детей, беседа, игры, совместная практическая деятельность ребенка и педагога, самостоятельная опытная (экспериментальная) деятельность). В качестве объектов экспериментирования для экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста мы выбрали природу (объекты неживой природы). Реализация комплекса экспериментов в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста включала : воспитание внимательности, ответственности, бережное отношение к воде, как дома, так и в окружающей среде. Разработанные эксперименты, проводимые с детьми, были направлены на то, чтобы дать детям новые знания и закрепить уже имеющиеся, а также оживить познавательный интерес детей в процессе опытов и экспериментов. Нами были разработаны три занятия теоретической направленности, развивающих познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста и три блока экспериментальных занятий, взаимосвязанных и дополняющих друг друга.

Сначала проводилось теоретическое занятие по определенной теме для создания положительного отношения к экспериментальной деятельности, затем осуществлялось закрепление полученных знаний путем проведения экспериментов. Создали специальную развивающею среду для экспериментальной деятельности, и назвали её «Детской лабораторией».

Проводили в «Детской лаборатории» следующие опыты (По 2 опыта в неделю)

1 этапе – Воспитать интерес к экспериментальной деятельности.

Цель: развивать познавательную активность детей, инициативность, мотивацию; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; расширить представления детей о свойствах воды, развить наблюдательность у детей, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов

Опыт 1: «Настроение воды»

Даем посмотреть на воду в стаканчике. Какая она? (чистая, прозрачная).Как вы думаете на какое настроение похожа вода в стаканчике? Когда мы спокойны, хорошо себя чувствуем наше настроение похоже на прозрачную воду. А теперь в стаканчик бросим блёстки и размешаем трубочкой. Посмотрите какая красота. На какое настроение похожа сейчас вода в стаканчике? (радость).

Опыт 2: «Форма воды?»

Переливаем воду в стакан разной формы. Вода принимает форму стакана. Выливаем воду на блюдце, она растекается. (У воды нет формы).

2 этапе – Вызвать желание к экспериментальной деятельности.

Цель: помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы;

Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.

Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка.

Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

Опыт №1 «Откуда берётся песок»

Материал: камни, листы белой бумаги, лупа. Ход эксперимента : Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге. Как вы думаете, что это сыплется? Возьмите лупы, рассмотрите это. Как мы получили песок? Как в природе появляется песок? Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

Опыт 2. «Ветер»

Предлагаем детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Дети рассматривают заготовленную «песочницу» (в банку насыпаем тонким слоем песок). Затем вместе с детьми создаем ураган – дуем в трубочку на песок и выясняем, что происходит и почему (так как песчинки маленькие, легкие и не прилипают друг к другу, то они не могут удержаться друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха).

3. этапе-формировать навыки экспериментальной деятельности в самостоятельной деятельности. Цель: закрепить знания детей о свойствах воздуха; развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать; воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире; воспитывать экологическую культуру; воспитывать аккуратность при работе.

Опыт 1. «Поиск воздуха»

Предлагаем детям, используя предметы находящиеся вокруг нас доказать что есть воздух. Дети берут трубочки, воздушные шары и другие предметы, проводят опыт самостоятельно, объясняют происходящие процессы на основе результата своих действий ( например: дует в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик и т. д.).

Опыт 2. «Подводная лодка»

Предлагаем детям выяснить сможет ли пластиковый стакан подняться сам со дна, если его опустить в воду. Дети выполняют следующие действия: погружают стакан в воду, затем переворачивают его вверх дном, подводят под него изогнутую трубочку для коктейля, вдувают под него воздух. Делают вывод: стакан постепенно заполняется водой, пузыри воздуха выходят из него; воздух легче воды – попадая в стакан через трубочку, он вытесняет воду из-под стакана и всплывает. Беседуем с детьми о данных свойствах воздуха, приводим еще примеры.

Таким образом, в ходе реализации комплекса экспериментов в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста мы сделали выводы о том, что целенаправленное использование экспериментов в воспитательно-образовательном процессе ДОУ позволяет ребенку смоделировать в своем сознании картинки мира, основанные на собственном наблюдении, установлениях взаимосвязях, закономерностях. Итак, данный комплекс экпериментов по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста дает действенные результаты. А главным является педагогические качества воспитателя, умение заинтересовать, пробудить у детей желание знать, беречь и охранять природу родного края.

Литература

1. Баталина, Т. С. Организация экспериментальной деятельности детей на занятиях / Т. С. Баталина // Дошкольная педагогика. 2015. № 1. С. 15.

2. Заварухина, Т. А. Организация экологического воспитания в ДОУ / Т. А. Заварухина // Непрерывное экологическое образование : проблемы, опыт, перспективы. 2015. № 4. С. 35-36.

3. Чехонина, О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности / О. Чехонина // Дошкольное воспитание. 2012. № 6. С. 13–16.

4. Фокина, В. Г. Экологичекое воспитание / В. Г. Фокина // Дошкольное воспитание. 2012. № 7. С. 5-7.

5. Ягодин, Г. А. Воздух– невидимка: пособие по экологическому образованию дошкольников / Г. А. Ягодин. – М. : Линка–Пресс, 1998. – 126 с.

6. Ясвин, В. А. Психология отношения к природе: учебник / В. А. Ясвин. – Москва: Смысл, 2012. – 186 с.

7. Цветкова, И. В. Экологическое воспитание младших школьников / И. В. Цветкова. – М. : Педагогическое общество России, 2000. – 319 с.

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОУ средствами музейной педагогикиНравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОУ средствами музейной педагогики Музейная педагогика сегодня знакома всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Термин «музейная педагогика» пришел.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами физкультурно-оздоровительной работы ДОО Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами физкультурно-оздоровительной работы дошкольной образовательной.

План по самообразованию «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Актуальность Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе.

План по самообразованию «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Понедельное планирование» Актуальность темы Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния.

Презентация-анализ «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» [b]Презентация –анализ на тему: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. [/b] (Белоглазова Светлана Викторовна,воспитатель.

Презентация на тему «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» 1 слайд:Презентация на тему"Экологическое воспитание старшего дошкольного возраста" 2 слайд: Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое.

Воспитание культуры речи у детей старшего дошкольного возраста средствами русских народных сказок, пословиц и поговорок Ребёнок самостоятельно не может овладеть речевой нормой, поэтому перед нами остро встаёт проблема введения элементов культуры речи в общую.

Экологическое воспитание детей старшего возраста В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, им уделяют все больше внимания. Причина- в деятельности человека в.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экологическое воспитание в детском саду. Проблема экологии сегодня затрагивает все слои населения. Дети нацелены обучаться бережливо относиться.

Экологическое воспитание в процессе формирования временных отношений у детей старшего дошкольного возрастаЭкологическое воспитание в процессе формирования временных отношений у детей старшего дошкольного возраста Земля – наш маленький, прекрасный и единственный дом, в котором человек должен быть хозяином. Понятно, что люди должны быть не сторонними.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования
Опубликовано: 24 марта 2018 в 17:15
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД