Экологическое воспитание дошкольников

Наталья Барулина
Экологическое воспитание дошкольников

Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

-воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

-формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;

-развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

-участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников.

В методическом кабинете имеется природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания. В группах созданы уголки природы, которые знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. На территории ДОУ имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним, а также экологический музей и тропинка с изображением редких (занесенных в Красную книгу ЕАО) животных и птиц.

Прогулки и экскурсии также широко используются для экологического воспитания детей. Мы знакомим детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках мы организуем игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды).

В связи с тем, что наш детский сад работает по экологической программе «Люби и знай свой край» Комлевой Р. П., коррекционная программа логопедических групп была дополнена экологическим содержанием. Его целью является не только формирование у детей разносторонних знаний об окружающей среде, но и воспитание доброго отношения к ней, понимание того, что человек является частью природы. В своей работе по ознакомлении детей с природой, воспитании любви к ней, логопед и воспитатель не обходится без художественной литературы, которая способствует обогащению, развитию речи, формированию умения образно мыслить, воспроизводить свои впечатления, развивает интерес к природе. Через художественную литературу дети учатся любить природу, видеть в ней прекрасное, глубже и тоньше чувствовать ее красоту. Прослушав стихотворение, рассказ, проникшись его теплом, дети начинают внимательнее присматриваться к растениям, ко всему, что живет вокруг них.

На логопедических занятиях детям предлагаются разнообразные задания: рассказать о том, что шепчет дерево, какими они видят лето, зиму, и т. д. Девочки и мальчики фантазируют, составляют небольшие рассказы, не похожие на рассказы товарищей. Это способствует развитию мыслительных процессов, монологической речи, коммуникабельности.

В содержание бесед о литературных произведениях включаются вопросы, с помощью которых предсказывается возможное поведение ребенка в подобных ситуациях: «Как бы ты поступил, если бы увидел котенка, попавшего в беду?» Дети, хоть мысленно, но способны противостоять плохому, и в этом ценность их рассуждений.

Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. Мы ежегодно проводим праздники, посвящённые дню защиты Земли и дню рождения заповедника «Бастак». Дети старшей и подготовительной групп участвуют в театрализованном представлении с экологическим содержанием. По ходу сюжета разыгрываемой сказки, отдельного эпизода мы старались вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию. В 2013 году дети подготовительной логопедической группы показали авторскую сказку «Как стать природе другом», написанную по мотивам рассказов Н. Сладкова.

Сказка «Как стать природе другом» (по мотивам рассказов Н. Сладкова)

Действующие лица: Ведущий (может быть «девочка-березка», мальчик Витя, сестра Вити, Лягушки, Лотосы (девочки, пчелы, рыбки, девочка (купальщица, рыбаки, туристы.

Экологическое воспитание дошкольников

Ведущий:

На Лебедином озере

Есть заповедный край,

Где каждому почудится,

Попал в земной он рай.

Притихли, дремлют лотосы

В тарелочках-листках,

Заря всегда купается

В красивых лепестках.

Сплетаются, как кружево,

Их стебли в толще вод,

Роса блестит жемчужиной,

Стрекоз здесь хоровод.

На Лебедином озере

Поверишь волшебству,

Поклонишься, прощаясь

Прекрасному цветку.

А следующим летом

Боишься опоздать…

И к розовому чуду

Торопишься опять.

Танец «Лотосы и пчелы»

Ведущий:

Жил да был обычный мальчик.

Был таким, как все, глядите… (выходит Витя)

Он носил простое имя,

Звался так… Жалейкин Витя.

Был наш Витя добрым малым,

Помогал, жалел, спасал

Птичку, мотылька, лягушку –

Всё живое защищал.

«Танец лягушек»

Витя (замечает лягушонка):

Ой, смотрите-ка, малыш,

Бедный, бедный лягушонок,

Мокро, зябко у пруда,

В тине ты живёшь с пеленок.

Ну, да ладно, помогу… (кладет лягушонка в коробку)

Ведь на ватной, на перине,

И в коробочке такой

Лучше спать, чем в грязной тине (идет домой).

Эту яркую коробку

Я поставлю у окна,

Хорошо под солнцем теплым…

Ну, скажи: «Спасибо! Ква!»

Входит сестра Вити:

Только бедный лягушонок

Еле жив, он сух, горяч…

Витя:

Лягушонок умирает?

Что же делать? (трет глаза)

Сестра Вити:

Вить, не плачь.

Отнеси ты лягушонка

Поскорей на тот же пруд,

Ведь лягушки (папа с мамой)

В грязной тине сына ждут.

Ты беги быстрее, Витя,

Зябкий пруд – лягушек дом.

Думай, а потом уж делай,

Нужно помогать с умом!

Витя уносит лягушонка к пруду, две лягушки (мальчик и девочка) скачут, квакают, радуются. Витя наблюдает за лягушками.

Звучит песня «Лето» (в исполнении сестер Толмачевых). Приходят туристы, ловят бабочек, рвут цветы, мусорят и уходят.

Витя:

Ох, успел…лягушкам в радость,

Пусть танцуют в камышах… (смотрит кругом)

Как красиво, отдохну здесь (видит мусор).

Кто же это? Что здесь? Ах!

Так испортить этот берег!

Что за люди, как могли!

Да, придётся поработать,

Мусор весь убрать с земли (забрасывает мусор в реку)

Уф! Устал, трудился долго,

Но, ведь есть и результат!

Ведь в воде не видно мусор,

Берег чист, теперь я рад! (уходит)

Девочка-Лотос:

Всюду банки и пакеты,

Мы не можем здесь расти…

Чистая водичка, где ты?

Нам здесь больше не цвести. (лотос никнет)

Прилетает пчелка:

Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!

Подлетаю и гляжу…

Нет здесь лотосов любимых,

Я от ужаса дрожу… (улетает)

Песня «Золотая рыбка» (из мультфильма «Маша и медведь») и танец рыбок.

Рыбка:

Было нам хорошо и привольно,

Мы водили в воде хоровод.

А сейчас задыхаемся, гибнем,

Очень мало в пруду нас живет.

Приходит девочка-купальщица, «заходит в воду»:

Как люблю я это место!

Пруд с прохладною водой!

Где же лотосы-красавцы?

Что-то здесь случилось… Ой!

(наступает на банку, садится на берегу, плачет)

Рыбак1:

Здесь отличная рыбалка. (забрасывает удочку)

Что же это? Где крючок?

Оторвался, очень жалко,

Зацепился за сучок?.

Рыбак2:

Что случилось с нашим клёвом?

Нет здесь рыбы, вот беда!

Я поймал здесь только банку (видит Витю)

Мальчик! Подойди сюда!

Витя:

Вижу, был опять не прав,

Не подумал я, простите!

Гибнет наш прекрасный пруд,

Что же делать, подскажите!

(звучат ответы детей)

Рыбаки:

Сети мы закинем в пруд,

И от мусора очистим.

Снова летом зацветут

Лотосы, украсив листья.

Вновь над ними закружат

Звонкие жучки и пчелы,

Рыбки будут вновь играть,

Поднимая в пруду волны.

Вытаскивают мусор из воды.

Девочка:

Вместе с вами можем мы

Помогать лесам и рекам.

И природе другом стать

Может каждый человек!

Рыбаки и девочка:

И запомни, Витя!

Если одно дело делаешь, то и другое не порть!

Все дети поют песню «У природы много дней» (из кинофильма «КОАПП»).

Библиографический список

1. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 1997.

2. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2002. N 5. С. 80-82.

3. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 36-42.

4. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. - Мн. : Нар. асвета, 1972.

5. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2006, - С. 23.

6. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. 2005. N 7. С. 3-9 /

7. Иванова Г., Курашова В. Об организации рабо-ты по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. N 7. С. 10-12.

8. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.

9. "Мы" - Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. - СПб: Детство-пресс, 2003. - 240 с.

10. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб. : детство-пресс, 2003. - 319 с.

11. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М. : Мозаика-Синтез, 1999.

12. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.

13. Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 26-34.

Публикации по теме:

«С семьёй на дачу искать чудеса…» Консультация для родителей Вы приехали на дачу… Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума.

Экологический плакат «Сохраним на века!»Экологический плакат «Сохраним на века!» Экологический плакат «Сохраним на века!» Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека на ее территории: на планете.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Одежда, обувь
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников
Опубликовано: 3 января 2014 в 06:23
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Дидактические игры из солёного теста».
Всем известно, что дидактические игры - это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания...
Командные гонки по биатлону. Фото отчет.
Ежегодно с 1958 года проводится чемпионаты мира по биатлону, кроме тех лет, когда проводятся зимние Олимпийские игры. В этом зимнем сезоне Кубок мира по...
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...