Лучший педагог года

Экологическое воспитание дошкольников

Галина Кущенко
Экологическое воспитание дошкольников

Радость и счастье, здоровье и долголетие необходимы каждому человеку. И мы желаем этого своим родным, близким, друзьям. Мы радуемся зеленой траве, снежному полю, поющим птицам всему, что вызывает добрые чувства. Чтобы воспитать детей, нужно сначала наполнить свою душу добром, счастьем, мечтой. Мечта нашего педагогического коллектива – растить отзывчивых, добрых, милосердных детей, учить их экологически грамотному поведению в природе, гуманному отношению ко всему живому. Формирование такого осознанно-правильного отношения к природе – длительный процесс, поэтому закладывать основы экологической грамотности нужно как можно раньше. Я хочу поделиться одним из методов формирования чуткого и бережного отношения ко всему живому, который используется в работе с детьми нашего дошкольного учреждения.

Публикация «Экологическое воспитание дошкольников» размещена в разделах

Более 15 лет ДОУ работает по проблеме экологического воспитания, что способствует развитию умственных способностей детей, вводит их в мир познания окружающего мира, приобщает их к красоте природы. Так как у детей первых семи лет жизни мышление наглядно-образное, а не словесно-логическое, то педагогический процесс в детском саду строится на практических и наглядных методах при изучении объектов и явлений природы. В работе с детьми наши воспитатели много внимания уделяют организации и проведению экспериментов с объектами живой и неживой природы. Экологические эксперименты имеют свои особенности, которые всегда стараемся учитывать. Так, категорически запрещаются эксперименты, наносящие вред растениям и животным (нельзя собирать коллекции насекомых, нельзя проводить опыты по поеданию одних животных другими и т. д.). Иногда приходится для проведения экспериментов забирать животное (например, дождевого червя) и приносить его в детский сад. При этом мы стараемся время его пребывания в группе сократить до разумного предела и после окончания эксперимента обязательно вернуть его на то место, откуда оно было взято. Особое внимание уделяем правилам безопасности и вопросам гигиены. При проведении природоведческих экспериментов случается так, что реальные результаты не совпадают с ожидаемыми, в таких случаях обсуждаем с детьми тот результат, который получился в реальной жизни и он зачастую бывает более интересным, чем запланированный.

На первых этапах экологическое воспитание мы строили по программе С. Н. Николаевой «Юный эколог», в последующем стали использовать парциальные программы и технологии:

В. И. Ашикова «Семицветик», Ж. Л. Васякина «Паутинка». В результате углубленного изучения и внедрения различных программ по экологическому воспитанию пришли к выводу, что во всех программах существует противоречие:

- недостаточно разработаны методики по экологическому воспитанию и мало внимания уделяется формированию безопасного поведения дошкольников с окружающим миром;

- отсутствие системы экологического образования для детей раннего возраста;

- недостаточное количество методик для ознакомления дошкольников с природой Донского края и приобщение к истокам культуры;

поэтому назрел вопрос о разработке дополнительной программы и методического сопровождения по экологическому образованию через приобщение к истокам культуры и ознакомление с природой родного края. Предметно - развивающее образовательное пространство, организованное в детском саду, способствует обогащенному развитию, обеспечивает эмоциональное благополучие, отвечает интересам и потребностям детей. В сентябре 2013 года на заседании творческой группы коллектив пришел к выводу, что мы готовы заявить об организации экспериментальной площадки по экологическому образованию.

В ноябре 2013 года приказом по Минобразованию Ростовской области МБДОУ «Д/с № 3 «Сказка» был присвоен статус областной экспериментальной площадки. Тема проекта: «Организация экологического развития детей дошкольного возраста».

Творческая группа отдавала отчет, что для работы в инновационном режиме необходимо систематическое совершенствование содержания и методов воспитания, обучения, образования дошкольников; повышение квалификации сотрудников, организация психолого – педагогического просвещения родителей. Предметно-развивающее образовательное пространство, организованное в детском саду, способствует обогащенному развитию, обеспечивает эмоциональное благополучие, отвечает интересам и потребностям детей; в воспитательно-образовательном процессе помогает осуществлению комплексного подхода. Для передачи знаний о растительном и животном мире и формирования отношения к этому миру мы создали необходимые условия. Обширная территория ДОУ имеет в наличии 14 видов пород деревьев и 5 видов кустарников, цветники, розарий. Это позволило создать экологическую тропу, добавив к имеющемуся беседку для отдыха, метеоплощадку, уголок нетронутой природы, птичий столб, устройство скворечников на лето и кормушек зимой, ограждение муравейников, создан «Казачий дворик».

В каждой группе созданы условия для опытно-экспериментальной деятельности. Наличие поддонов с песком и водой позволяет детям знакомиться с их свойствами или просто играть, используя мелкие игрушки – это самое любимое занятие для детей раннего возраста. Здесь малыши делают свои первые открытия, получают эмоциональное удовольствие и педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось что они работают самостоятельно. В работе с детьми надо стараться не проводить четкой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить, также воспитатели учитывает возраст детей, индивидуальные особенности. В младшей группе педагог так строить исследование, что дети получают их самостоятельно, поставив несложный опыт, и детский вопрос превращается в формулирование цели. У детей средней группы появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырехлетнего ребенка быстро затухает. Детям старшей группы становятся доступными уже более сложные цепочки причинно-следственных связей, поэтому воспитатели стараются в этом возрасте чаще задавать вопрос «Почему?», очень часто дети задают его сами, что свидетельствует об определенных сдвигах в развитии логического мышления. В подготовительной группе дети уже стараются выдвигать какие-либо гипотезы, они способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, зачастую они уже самостоятельно делают выводы без наводящих вопросов.

Оптимизация педагогического процесса по данному направлению обеспечила повышение уровня интеллектуального и личностного развития детей, расширился спектр общения детей разных возрастных категорий, обогатился их социальный опыт. В рамках мониторинга, в ДОУ проводим выявление и оценку педагогической деятельности, то есть постоянно отслеживаем результаты образования, соответствие их промежуточным или конечным поставленным целям, в результате сравнения пришли к выводу, что уровень образования соответствует государственным образовательным стандартам. И само собой назрел вопрос о разработке дополнительной программы и методического сопровождения по экологическому образованию детей с раннего возраста в условиях реализации ФГОС.

Публикации по теме:

«Секреты природы». Экологическое воспитание дошкольников «Природа – это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания». И. В. Гете. В наше время проблемы экологического.

Экологическое воспитание дошкольников (из опыта работы) Пояснительная записка к семинару "Как прекрасен этот мир" Замечательный педагог В. И. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда остаётся.

Экологическое воспитание дошкольников Давайте, дошколята, Природу охранять О ней ни на минуту не надо забывать! (из опыта работы) Всемирная Организация Здравохранен6ия провозгласила:.

Экологическое воспитание дошкольников Дидактическая задача:  закрепить у детей знание о том, какие ягоды собирают в саду, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания.

Экологическое воспитание дошкольников .

Отчет по плану самообразования «Экологическое воспитание дошкольников» Отчет по плану самообразования воспитателя Яровой Л. А. (2014-2015 уч. год.) Тема по самообразованию: Экологическое воспитание дошкольников.

«Сад на окне». Экологическое воспитание дошкольников Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения к природе,.

Творческий отчет «Экологическое воспитание дошкольников»Творческий отчет «Экологическое воспитание дошкольников» Творческий отчет «Экологическое воспитание дошкольников» Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека.

Экологическое воспитание дошкольников Из опыта работы воспитателя Сердюк Натальи Алексеевны Экологическое воспитание дошкольников. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ.

Экологическое воспитание дошкольников путем экспериментирования Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников
Опубликовано: 3 марта 2016 в 11:01
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД