Лучший педагог года

Формирование экологической культуры в дошкольном возрасте (1 фото)

Елена Борисова
Формирование экологической культуры в дошкольном возрасте

[b]Борисова Елена Александровна

воспитатель МБДОУ детский сад № 1 ЗАТО Озерый

Формирование экологической культуры в дошкольном возрасте

Тема

«Экологическое воспитание дошкольников»[/b]

Экология – это наука, изучающая закономерности взаимодействия организмов друг с другом и окружающей средой. Экология в прямом смысле этого слова - знание о Доме, причем под Домом можно понимать различные масштабы среды обитания: от ближайшего окружения до Вселенной. Домом может быть и сам человек - носитель своего внутреннего мира. Изменится ли к лучшему деятельность человека на планете, если у него не будет необходимых знаний о себе и о своем Доме для того, чтобы его жизнь в нем была мирной, здоровой, гармоничной и созидательной. Конечно, нет! Без этих знаний ничего не изменится. Экология как наука должна быть Знанием с большой буквы, пронизанным любовью и гуманизмом. Экологическое воспитание включает в себя знакомство с бесконечно разнообразным миром природы. Основные задачи такого воспитания заключаются в формировании у дошкольников элементов экологического сознания. Сколько бы ребенок не запомнил названий растений, сколько бы ни посадил деревьев и цветов, если при этом не зажигается в нем любовь – все бесплодно.

Публикация «Формирование экологической культуры в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное должно стать воспитанием сердца, которое рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце – есть исток человечности в человеке. Недаром древние греки говорили: «Слушать сердцем и смотреть глазами сердца». «Годы детства – это прежде всего воспитание сердца» - писал В. Сухомлинский.

Экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца не возможно. Главная форма познавательной деятельности в экологическом воспитании – наблюдение. Разнообразные, экологически правильно созданные условия жизни (аналогичные естественной среде) для животных и растений, демонстрируют морфофункциональную приспособленность живых организмов к среде обитания. Дети под руководством воспитателя наблюдают за рыбками в аквариуме и устанавливают их приспособленность к жизни в воде; наблюдают за птицами в клетке и на участке детского сада, вникают в их приспособленность к жизни в наземно – воздушной среде, в их поведение, приспособленное к сезону. Развивающийся познавательный интерес – это проявление духовности ребенка, которое в дальнейшем может стать устойчивым и глубоким стремлением к познанию окружающего мира. Вопросы ребенка, его самостоятельные наблюдения, сообщения о своих впечатлениях – это по сути внешние проявления духовности. От поддержки воспитателя зависит его последующее развитие.

Одна из актуальных проблем сегодняшнего дня – экологическая проблема, предполагающая правильное взаимодействие человека с природой, разумное и грамотное с биологической точки зрения использование природных ресурсов: земли, воздуха, лесов, рек, морей.

Неправильная хозяйственная деятельность, загрязнение окружающей среды разрушают сложившиеся природные комплексы, лишает растения и животных нормальных условий существования.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитаниеподрастающего поколения, от которого может зависеть судьба природы в общем и всей планеты – Земля.

Ведущие отечественные и зарубежные ученые (Н. Н. Моисеев, Н. Ф. Реймерс и др.) считают: истоки экологического кризиса находятся в самом человеке – в проблеме отсутствия или недостаточного развития его духовности.

Современно звучат слова Н. Бердяева: «Человек перестал понимать, для чего он живет, и не имеет времени задуматься над смыслом жизни. Жизнь человека заполнена средствами к жизни, которые стали его самоцелью».

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к рукотворному миру, к себе и к окружающим людям.

Осознанно – правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к нее и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состояние растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных. Процесс становления осознанно – правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать их в различной деятельности (отражать их в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).

В нашем сельском дошкольном учреждении решение выдвинутых задач имеет особую, ярко выраженную специфику, обусловленную с одной стороны близостью природных условий (леса, речки, с другой – сельскохозяйственная деятельность людей. Воспитанники сельского детского сада имеют возможность наблюдать разнообразные и интересные явления в жизни растений и животных. Им доступны для обозрения объекты окультуренной природы – поля, теплицы, созданные и возделанные людьми. Важно и то, что дети постоянно находятся среди взрослых, которые трудятся на тех или иных сельскохозяйственных объектах; узнают не только из разговоров, но и видят воочию, как выхаживают молодняк сельскохозяйственных животных, как выращивают различные садовые и овощные культуры.

Формирование экологической культуры в дошкольном возрасте лишь начинается. Однако несомненно: первые крупицы экологических знаний необходимы, они помогут детям правильно ориентироваться в окружающей действительности, понимать ее, но главное – положат начало осознанному отношению к природе.

«Природу не уродуй,

Природу не обидь.

Родился человеком –

Так им и надо быть!»

Эмма Мошковская.

Публикации по теме:

Формирование экологической культуры средствами познавательно-исследовательской деятельности Актуальность работы: Экологическое воспитание дошкольников – это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста Отчет по плану самообразования «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование первоначальных навыков экологической культуры дошкольников .

Формирование продуктивного диалога в старшем дошкольном возрасте Формирование продуктивного диалога в старшем дошкольном возрасте. Диалог - форма непосредственного речевого взаимодействия между людьми.

Презентация «Формирование экологической грамотности и культуры детей посредством экологической тропы» Воспитатель МБДОУ д/с №33 «Золотой ключик»:Бобова В. В. Формирование экологической грамотности и культуры детей посредством экологической.

Формирование экологической культуры дошкольников Современное человечество стоит перед необходимостью переосмысления и осознания своей ответственности за сохранение окружающей природной.

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 10 комбинированного вида Сообщение на педсовете: Формирование экологической.

Формирование экологической культуры в средней группе. Летом дети большую часть времени проводят на участке, что позволяет воспитателю организовывать различные мероприятия, которые помогут детям.

Консультация для родителей «Формирование гендерной идентичности в дошкольном возрасте» Консультация для родителей на тему: «формирование гендерной идентичности в дошкольном возрасте» Раннее детство и дошкольный возраст являются.

Формирование сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте Цель исследования: установить на практике работы с детьми степень влияния сюжетно-ролевых игр на развитие их коммуникативных способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологической культуры в дошкольном возрасте
Опубликовано: 26 января 2018 в 11:42
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД