Лучший педагог года

Экологическое воспитание дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности

Ирина Моисеенко
Экологическое воспитание дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности

Экологическое воспитание дошкольников

через опытно-экспериментальную деятельность

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Публикация «Экологическое воспитание дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности» размещена в разделах

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дети стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать.

В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде. Они восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же приучить их беречь и охранять природу, всё живое, окружающее нас?

В начале учебного года мы поставили перед собой задачу научить ребенка чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, воспитать любовь к природе. Мы стараемся объяснить детям, что мы часть природы, а не ее «цари». Каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир.

Цели, которые мы преследовали:

дать детям элементарные представления об экологии; сформировать экологическую культуру и правильное отношение к объектам живой и неживой природы;

осознание исследования, как способа познания окружающего мира. С помощью игр, постановки опытов, проведение экспериментов ввести ребят в сложный мир взаимосвязи человека и природы.

Чтобы начать работу по экспериментальной деятельности, в нашей группе была создана развивающая среда, т. е. организована экологическая мини лаборатория, подобрано вместе с детьми и родителями оборудование.

Здесь помещен материал для экспериментирования (стаканчики, трубочки, микроскоп, лупы, весы, песочные часы, вата. Размещены ёмкости с почвой, с природными ископаемыми, камни, шишки хвойных деревьев и многое другое). Комнатные растения, за которыми ведется уход. Дети ставят простейшие опыты и ведут наблюдения.

Посадили лук, фасоль. И сейчас наблюдаем за процессом прорастания, поливаем, ухаживаем. Завели дневник наблюдений.

В начале учебного года была проведена диагностика, целью которой было выявление отношения детей к экспериментальной деятельности. По её результатам было отмечено, что малоактивные дети не проявляли интерес к экспериментированию, они были пассивны. Таким образом, возникла необходимость поделить детей на две группы: активные и малоактивные, чтобы малоактивные дети пытались самостоятельно высказывать свои мысли, делать небольшие выводы, могли отстаивать свою точку зрения.

Во время прогулки дети видят много интересного. Например, осенью на асфальте была большая лужа, в которой весело отражалось осеннее солнышко. А что если кинуть в лужу камешек? Испугается солнышко или нет? От камушков по воде расходятся круги. Лужа морщится. От маленького камушка - немножко. От большого - по воде расходятся широкие круги. Что делал ребенок? Баловался? Да нет. Мы не ставили перед ребенком никакой специальной задачи, никто не организовывал его деятельность. Действия его были вызваны исключительно природным любопытством.

В ноябре провели «Открытие птичьей столовой!», целью было воспитание заботливого, отношения к птицам, развитие интереса к исследовательской деятельности, через трудовую деятельность.

Для закрепления знаний по теме: «Деревья и кустарники» провели с детьми беседу:

Назови и покажи деревья и кусты, растущие на улице, на участке.

Назови и покажи части деревьев.

Назови и покажи хвойные и лиственные деревья.

Как и откуда дерево получает питательные вещества. (опыты-эксперименты).

Зачем дереву ствол, ветки, листья?

Чем дерево отличается от кустарника?

Какую пользу деревья приносят окружающей среде и человеку?

Как человек помогает деревьям и кустарникам?

Для каких обитателей живого мира дерево является домом?

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями мы стараемся использовать как можно больше опытов «Экспериментируем вместе», «Что я знаю, расскажу и покажу». Детям важно потрогать объект, прикоснуться к нему, чтобы понять. Народная китайская мудрость гласит «покажи мне – я забуду, расскажи мне – я запомню, дай потрогать – я пойму».

Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрываем причины наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Поэтому мы подобрали картотеку опытов и экспериментов с детьми дошкольного возраста.

Мы с ребятами совершаем игровые путешествия по лесу. На прогулках мы знакомимся с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Так же организуем игры-опыты с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используем разнообразные игровые упражнения «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных», игры на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром «Султанчики», «Разноцветные ленточки». Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.

Цикл непосредственно-образовательной деятельности, с использованием опытов о воде «Земля - голубая планета» и о воздухе «Воздух-невидимка». Где прослеживалась цель: развитие представления о воде и воздухе, как источнике жизни всего живого на планете Земля на основе исследовательской деятельности. «Мой дом – чистая планета!» целью было - донести до сознания детей народную мудрость «чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят».

Для решения задач экологического воспитания и развития мы опираемся на программы «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Открой себя» Е. В. Рылеевой, «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой, «Семицветик» Ашиковых, «Мы» Н. Н. Кондратьевой.

Мы считаем, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

сформированы начала экологической культуры у детей;

сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

дети учатся практическим действиям по охране природы;

развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Публикации по теме:

Формирование познавательного интереса у детей посредством опытно-экспериментальной деятельности «Формирование познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности» Цель мастер-класса:.

Развитие творческих способностей детей 4–5 лет посредством опытно-экспериментальной деятельности Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, связанных с самостоятельной.

Презентация «Экологическое воспитание дошкольников посредством создания ориентировано-направленных макетов в детском саду» Актуальность данной работы обусловлена тем, что современное образование часто носит репродуктивный характер и это негативно сказывается.

«Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактической игры» Здравствуйте уважаемые коллеги! Всем доброго времени суток! Сегодня я хотела бы представить свой опыт работы по экологическому воспитанию.

Опыта работы «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности» Из опыта работы «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности» Обострение экологической проблемы в стране диктует.

Мастер-класс «Формирование познавательного интереса младших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности» .

Экологическое воспитание посредством театрализованной деятельности Предисловие. Детство – это радость, игра, слияние с природой. Театр – волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает.

Отчёт по самообразованию «Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности» .

Презентация «Экологическое воспитание дошкольников посредством игровой деятельности» В Оргкомитет районного конкурса «Воспитатель года - 2018» КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР» Новикова С. М. МБДОУ «Коммунарский.

Воспитание и развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности
Опубликовано: 20 июля 2018 в 12:09
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД