Лучший педагог года

Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр

Ирина Саяпина
Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13 пос. ЦЭС городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края

Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр

Подготовила:

Воспитатель МБДОУ № 13

Саяпина Ирина Александровна

2017 г

Пояснительная записка.

Публикация «Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр» размещена в разделах

МБДОУ №13 пос. ЦЭС работает по примерной основной образовательной программе «От рождения до школы» Авторы: Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. М. А. Васильева.

Используются парциальные программы:

«Юный эколог» С. Н. Николаева, Л. И. Мосягина «Экологическое воспитание», И. А. Лыкова. «Цветные ладошки»

Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и

гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Инновационное направление работы ДОУ

Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Аннотация: Статья посвящена вопросам экологического воспитания дошкольников. Ставится задача рассмотреть эффект дидактических игр при экологическом воспитании. Раскрываются задачи, этапы и виды деятельности экологического воспитания. Особое внимание уделено на виды дидактических игр, подробно описаны способы их применения. В завершении статьи мы приходим к выводу, что дидактическая игра одна из основных видов деятельности для экологического воспитания дошкольников.

Ключевые слова: экология, экологическое воспитание, дошкольник, дидактическая игра, природный материал, словесные дидактические игры, окружающая среда, природа.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда сумеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Д. Родович

Бережное отношение к окружающей среде, уважение себя и окружающих, малых собратьев, чувство доброты, взаимопомощи, умение видеть красоту вокруг - все это должно закладывается с раннего детства. В этом существенна роль родителей и всех родных и близких, кто окружает маленького человечка.

Еще недавно об экологическом воспитании с раннего детства не велись разговоры и обсуждения, не писались статьи. Но сегодня говорится о необходимости начинания экологического воспитания уже в дошкольном возрасте, ведь именно в этом возрасте ребенок начинает отделять себя от окружающей среды, у него развивается ценностное отношение к природе, формируются основы нравственно-экологической позиции.

Дошкольник осваивает собственное психологическое пространство и возможность жизни в нем через игру. Именно посредством игры осуществляется воспитание, обучение и развитие ребенка и основным средством сенсорного воспитания считается дидактическая игра.

Чем же воспитателей привлекает дидактическая игра? Почему экологическое воспитание посредством дидактических игр считается более эффективным? Многолетней практикой известных авторов - педагогов доказано: дидактическая игра эффективно воздействует на интеллект ребенка, формирует у него экологическую культуру, помогает понять, что каждый отдельный организм в нашей экосистеме взаимосвязан, и что каждый объект и организм уникален в природе по своему, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.

Ведь в дидактической игре соприкасаются сразу две задачи:

- учебная задача – познавательная;

- игровая задача – занимательная. Дети учатся жизни посредством игры. Игра, как ведущий вид деятельности для них, никогда не надоедает, таким образом, дети и заняты, и познают азы экологии.

Р. М. Миронова в качестве специфических признаков дидактической игры выделила их преднамеренность, наличие учебной цели и предполагаемого результата, которые могут быть обособлены, выделены в явном виде.

Рассмотрим основные виды дидактических игр, используемые в дошкольной педагогике :

- игры с природным материалом. Этот вид игры эффективен для ознакомления детей с природой. Природные материалы очень интересны детям, и они охотно соглашаются играть. Сами представьте, семена, листики, камушки, разнообразные цветы, шишечки, ветки с разных деревьев, овощи, фрукты и др. – кто бы не согласился с ними поиграть! Игры можно проводить и в группе (в экологическом уголке, так же и на прогулках. На улице можно рассмотреть листья, камушки, да и обогатить экологический уголок новыми предметами. Но нельзя забывать о мерах предосторожности, все - таки детки ведь очень любопытные - они могут природный материал попробовать и на вкус, и спрятать в карман, чтобы маме показать;

- настольные дидактические игры - интересное занятие для детей для ознакомления с животными и растениями, явлениями живой и неживой природы. Они очень разнообразны: «лото», «домино», парные картинки». Так же очень занимательный вид игры, кто же откажется взять эти кубики, картиночки в маленькие ручонки и рассмотреть на нем картинку и соотнести его с другим рисунком и сделать это быстрее всех и правильнее!;

- словесные дидактические игры. Они строятся на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. Этот вид дидактических игр подходит для более взрослых дошкольников, в этот период дети уже начинают понимать, что как же хорошо знать больше своего друга или подруги, ответив на вопрос быстро и правильно – ты выигрываешь в этой игре и заслуживаешь похвалу со стороны и воспитателя и других деток.

Нельзя забывать и о поощрениях. Они могут иметь так же экологический характер. В конце игры все вместе можно спеть веселую песенку про дождик или время года, или просто прилечь и отдохнуть под шум дождя или скрежет снега…

Дидактические игры экологического содержания необходимо проводить и во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников. Уровень экологического развития дошкольников во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей в области охраны окружающей среды. С этой целью помещать информацию в уголки для родителей («Летний отдых», «Ядовитые растения леса», «Птицы - наши друзья» и другие, проводить консультации на темы: «Зачем детям знания экологии, «Поиграем вместе», «Лекарственные растения» и так далее, проводить индивидуальные беседы с родителями по проблеме.

Экологических знаний у детей дошкольного возраста, посредством дидактических игр способствуют повышению уровня экологической культуры, активизации словаря дошкольника развитию у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания, нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.

Использование дидактических игр осуществляется в три этапа:

На 1-м этапе воспитатель подготавливает дидактическую игру. Отбирает подходящую дидактическую игру, которая соответствует задачам воспитания и обучения, также, не забывая о программных требованиях. Определяет удобное время и место проведения игры, что тоже не маловажно, ведь не всегда и не везде детям захочется играть и подготавливает нужный дидактический материал. Так же необходимо подготовить детей к игре, заранее объяснить материал, который поможет решить детям игровую задачу.

2 этап, соответственно, проведение самой игры и оно включает в себя ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (через показ предметов, картин, проведение краткой беседы, в ходе которой уточняются знания и представления детей о природных явлениях); объяснения хода и правил игры.

На 3-м этапе воспитатель анализирует весь процесс игры, все ли дети были задействованы, какие приемы подготовки и проведения игры были самыми наилучшими, что больше всего детям понравилось - это помогает совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры.

Необходимо заметить, что взрослый (воспитатель) обязательно должен играть с детьми, чтобы на своем примере показывать как нужно играть, это помогает быстрее овладеть навыками данной игры, ведь ребенку необходимо понять как взаимодействовать. Так же нельзя забывать, что взрослый, играя с детьми вместе на протяжении всего дошкольного ериода, должен развертывать игру, чтобы ребенок открывал, усваивал специфические, постеенно усложняющиеся, способы построения игры.

Чем бы ребенок не занимался в детском саду, во все его игры и занятия заложены определенные цели и задачи, ведь этого требуют образовательные программы дошкольных учреждений. Дошкольник много времени проводит в детском саду, поэтому есть много возможностей воспитать настоящего гражданина нашей страны, который будет оберегать и учить окружающих, бережно относиться к каждому кусту, цветку, собачке, ко всему живому и неживому… Большая роль в этом у воспитателя, он как наставник должен указать именно ту правильную дорогу, по которой будет идти ребенок, а родители, понимая работу воспитателя, всегда должны помогать ему. Насколько фантазия воспитателя богата, настолько интереснее и занимательнее будет игра деткам, ведь маленькие детки радуются каждому моменту, каждой мелочи, просто надо найти подход, но ведь воспитатели именно для этого каждую минуту, секунду с детьми. Плоды своих трудов они увидят через годы, ведь не просто так народ говорит: «что посеешь, то и пожнешь».

Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Список использованной литературы:

1. Миронова, Р. М. Игра в развитии активности детей: кн. для учителя / Р. М. Миронова. - Минск: Нарасвета, 1989. - 176 с.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. - М., 1985

3. Калиниченко А. В., Микляева Ю. В. Развитие игровой деятельности дошкольников. - М., 2004

4. Маневцева Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. - СПб, 1998

5. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. - М., 2002

6. Николаева С. Н. Эколог в детском саду. - М., 2003

7. Пособие для педагогов дошкольных учреждений «Занятия на прогулке с малышами» С. Н. Теплюк, издательство Мозаика - Синтез Москва 2006 г.

8. Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа О. А. Соломенникова. Издательство: Мозаика-Синтез, Москва 2014.

9. Парциальная программа «Экологическое воспитание» Л. И. Мосягина Детство-Пресс, 2016 г

10. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. — М. :Мозаика - Синтез, 2005-2010.

11. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных

экологических представлений во второй младшей группе детского сада.

— М. : Мозаика-Синтез, 2007-2010.

12. Кравченко Н. В. Занятия на прогулке с малышами. - М. : Мозаика-Синтез,

2010.

Публикации по теме:

Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников посредством дидактических игр и наглядного пособия «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников, посредством дидактических игр и наглядного пособия» Говорова Наталья.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих.

Развитие воображения младших дошкольников посредством дидактических игр Развитию воображения дошкольного возраста уделяли внимание педагоги Кравцова Е. Е., В. В. Давыдов, О. М. Дьяченко. Проблемой использования.

Аналитический отчет «Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством дидактических игр» В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят.

Формирование познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр и упражнений Введение «Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача педагогов.

Консультация «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» К нам в детский сад поступают малыши в возрасте от полутора до двух лет. Я работаю на 1 мл. «А» группе в течение 2016-2017 учебного года.

Опыт работы  «Познавательное развитие дошкольников в центре природы посредством дидактических игр» Актуальность. В процессе работы над темой по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр» выявила.

Проект «Формирование элементарных математических представлений у младших дошкольников посредством дидактических игр» 1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА Название проекта: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников младшего возраста через дидактическую.

Развитие связной речи дошкольников посредством дидактических игр по теме «Зима» Проект по развитию связной речи посредством дидактических игр по теме «Зима» Воспитатель: Гимранова Э. А. МАОУ «СОШ №4» структурное подразделение.

Сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактических игрСенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактических игр Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр
Опубликовано: 3 октября 2017 в 08:02
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД