Экологическое воспитание дошкольников посредством музейной деятельности.

Эльвира Довбак
Экологическое воспитание дошкольников посредством музейной деятельности.

Способствовать экологическому воспитанию дошкольников может музейная деятельность, т. к. музей по своему определению - это учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов, документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества. Музей, созданный при МКДОУ, имеет широкую направленность, экспозиция участвует в большинстве проектов, разрабатываемых в детском саду. Так, например, экспозиция сказочных героев является частью экологической тропы, поэтому целью моей работы в данном проекте было следующее.

ЦЕЛЬ:

Способствовать формированию у детей бережного отношения к природе путём воздействия на эмоционально-чувственную основу.

ЗАДАЧИ:

- Пополнение эколого-развивающей среды.

- Формирование у детей этических представлений о добре и зле.

- Развитие речи, креативного мышления, наблюдательности.

- Воспитание заботливого отношения к живым существам

ПЛАН:

1)Создание нормативной базы (приказ, паспорт музея.)

2)Создание среды (ремонт помещения, оформление стен)

3)Создание экспозиции «Русская изба».

4)Создание экспозиции сказочных героев.

5)Выставка кукол – скаток.

6)Выставка картин местных художников-непрофессионалов.

7)Создание коллекции открыток с детской тематикой 50-60-70 гг.

8)Выставка народных костюмов национальностей нашего района (мари, удмуртов, русских, татар).

9)Создание и реализация мини проекта «История народного образования Малмыжского района».

10)Экспозиция иллюстраций сказки «Теремок» на детских площадках МКДОУ.

Подготовительный этап.

Как только музей появился в детском саду, он сразу же завоевал симпатии детей, педагогов и родителей. Первоначально под музей была отведена комната в не отремонтированной части здания, объявлена собирательская работа, проведены мероприятия по сбору материалов, стационарный поиск. Т. к. эффективность работы была высокой, это способствовало появлению большого количества экспонатов; в основном это кухонная утварь, предметы домашнего обихода, репродукции картин, впоследствии все эти вещи стали основой экспозиции «Русская изба» и выставки народных промыслов.

ПРОДУКТИВНЫЙ ЭТАП.

При организации этих экспозиций я руководствовалась следующими принципами:

- принципом научности (на каждый предоставленный материал была предоставлена историческая справка). Так, например, в экспозиции «Русская изба» был представлен материал о видах крестьянских изб. Также я учитывала принцип наглядности и практичности, доступности, связи теории с практикой. Дети могли свободно передвигаться по музею, брать в руки и трогать любой предмет. Это вызвало бурный эмоциональный отклик, т. к. многие вещи уже давно вышли из употребления и забыты. Очень понравился старинный утюг на углях, свечной фонарь, ухват и др. Особенно хорошо в интерьере «Русской избы» воспринимались народные сказки. Поэтому следующим этапом работы была выставка героев народных сказок, которые были созданы вручную из бросового материала. Я поставила для себя следующие задачи:

1) Заинтересовать детей исконно- народными героями, старыми добрыми сказками, преданиями, легендами.

2)Способствовать формированию творческих и коммуникативных навыков, развитию речи, воспитывать эмпатию (умение сочувствовать, сопереживать) Для реализации этих задач мной была создана экспозиция сказочных героев при музее МДОУ, при создании экспозиции была предпринята попытка объединить понятия: кукла и сказка.

МЕТОДЫ:

1)Наглядный

2)Словесный

3)Познавательный

4)Практический

Так как мышление ребенка на ранних стадиях отличается образностью и конкретностью, он оперирует не отвлеченными понятиями, а наглядными образами и на их основе делает обобщения и выводы. Ребенку трудно вообразить таких героев, как Баба-Яга, Водяной, Леший, Кикимора, Русалка, поэтому они были созданы в виде кукол из природного и бросового материала, на основе детских рисунков и словесных представлений.

Поставленные задачи были выполнены, герои полюбились многим детям, возрос интерес к русским народным сказкам и природе, т. к. экспозиция является частью экологической тропы, дети с удовольствием приносили шишки, ракушки, симпатичные коряги, корни деревьев, выполняли задания Бабы –Яги, Русалки, Старичка-Лесовичка, все эти персонажи использовались в непосредственно-образовательной деятельности в качестве сюрпризных моментов. Мною были использованы следующие формы работы: наблюдение, экскурсии, где дети, педагоги и родители с удовольствием посещали экспозиции, беседы, семинары, участие в работе родительского клуба.

4. Следующей темой для реализации проекта стали куклы-скатки. Как-то в газете я увидела статью, в которой рассказывалось об изготовлении таких кукол, и я стала искать материал на эту тему. Целью работы было: Познакомить детей с историей страны на примере народной игрушки, воспитывать интерес к народным промыслам, развивать воображение, художественный вкус моторику рук.

Готовые куклы были внесены в группу. С детьми 2-й младшей группы было проводились НОД, которыми дети очень заинтересовались. Куклы вызвали много положительных эмоций. Отзывы детей: куколка мягкая, тёплая, добрая. Следует отметить, что куклы, созданные из природного материала понравились детям больше, чем современные пластмассовые.

Затем, в качестве обобщения работы под темой с педагогами детского сада был проведён мастер- класс по изготовлению куклы-закрутки, и как итог – выставка в музее. Вниманию родителей был представлен материал и опыт работы по данному проекту, которым они заинтересовались, а затем принимали активное участие в поиске информации.

Таким образом, экспозиция на тему «Русские народные куклы и герои сказок» была завершена и представлены в нашем музее в полном объёме.

Тема, которой посвящена новая экспозиция – «Всё вокруг живое. Дружи с природой». Эта выставка работ, выполненных разнообразными способами. Здесь

есть и вышивка, и работы, написанные маслом на холсте. Среди авторов этих работ нет профессиональных художников, мастеров. Но объединяет их одно – любовь к природе, ко всему живому, что нас окружает.

Так же в этой выставке были представлены мои авторские работы, созданные способом рисование гуашью по канве.

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОЕКТА:

1)Создание коллекции открыток с детской тематикой 50-60-70 гг.

2)Выставка народных костюмов национальностей нашего района (мари, удмуртов, русских, татар).

3)Создание и реализация мини проекта «История народного образования Малмыжского района».

4)Экспозиция иллюстраций сказки «Теремок» на детских площадках МКДОУ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Проект может использоваться дошкольными и школьными образовательными учреждениями, а также учреждениями дополнительного образования.

Отсутствие дополнительных помещений может являться риском при реализации данного проекта.

Таким образом, музей является средством экологического воспитания дошкольников и способствует гармоничному развитию личности в целом.

Публикации по теме:

Анкета для родителей по экологическому воспитанию дошкольников. Анкета для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Уважаемые родители! Дошкольное образовательное учреждение в рамках реализации.

Деловая игра «Мини-музей в детском саду»Деловая игра «Мини-музей в детском саду» Деловая игра "мини - музей в детском саду". Цель: Развитие познавательной активности через организацию поисковой деятельности. Оборудование:.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Одежда, обувь
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников посредством музейной деятельности.
Опубликовано: 26 апреля 2013 в 13:45
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Шар»
Меньше месяца осталось до наступления главного праздника, которого ждут все дети и даже взрослые - Нового года. В детском саду все уже начали усердно...
Конспект открытого музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста...
( Дети заходят в зал, встают полукругом) Муз. руководитель. Здравствуйте, дети! Посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними,...
Конспект занятия по рельефной лепке в средней группе на тему: «Зима в лесу»
Программное содержание: - закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе; - расширить и закрепить знания детей о диких животных, об...
Наши развивающие планшеты
Здравствуйте уважаемые коллеги. В нашем детском саду объявлен конкурс ноябрь - январь "Развивающие пособия для детей раннего возраста". Вот,...
Присоединились к акции «Гирлянда дружбы».
Гирлянда дружбы. ( Фотоотчет) 2 декабря воспитанники старшей группы МКДОУ «Терновский детский сад №1» стали участниками Международной миротворческой...