Экологическое воспитание в детском саду

Александра Каухер
Экологическое воспитание в детском саду

Счастье – это быть с природой,

видеть ее, говорить с ней.

(Л. Н. Толстой.)

Экологические проблемы занимают важное место среди актуальных проблем современности. За время своего существования и особенно в XX веке человечество ухитрилось уничтожить около 70 процентов всех естественных экологических систем на планете, которые способны перерабатывать отходы человеческой жизнедеятельности, и продолжает их "успешное" уничтожение. Объем допустимого воздействия на биосферу сегодня превышен в несколько раз. Все это подтверждает то, что экологическое воспитание дошкольников - это приоритетное направление, по которому в настоящее время работают многие дошкольные учреждения. Заниматься экологическим воспитанием надо с раннего возраста. Уже с детства необходимо воспитывать человечность, доброту, ответственное отношение к природе, к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Надо научить детей правильно вести себя на природе и среди людей.

С Н. Николаева считает, что отношение к природе, возникающее в процессе наблюдений – это отношение к конкретным объектам, которые лишь при систематической работе с детьми принимает более общие формы.

На основе понимания причинно – следственных связей в природе, зависимости состояния живого организма от условий среды, возникают сочувствие, крупицы модальной ответственности за его жизнь, готовность помочь. Происходит трансформация знаний в отношения. В процессе наблюдения рождается и такой аспект наблюдения, как эстетический.

Понимание актуальности проблемы использования наблюдений как средства формирования у дошкольников отношения к природе и послужило поводом для выбора темы работы «Наблюдение как средство формирования у дошкольников гуманного отношения к природе».

Но формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Гуманность — обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо, которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и совместной деятельности в актах содействия, соучастия, помощи /Крат. психол. словарь., 1998/

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский, почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т. д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т. д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:

o представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;

o понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;

o осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т. е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.

Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях.

Пробуждать интерес и любовь к животному миру у детей самого раннего возраста необходимо:

• для формирования правильного, рачительного отношения к фауне,

• для развития высших нравственных чувств - гуманизма и справедливости в отношении природных объектов (чтобы помогать, заботиться и защищать родную природу,

• для предупреждения черствого и жестокого отношения к живой природе.

Живая природа воздействует на малыша, вызывая у него эмоциональный отклик. Чтобы познание природы было полноценным, необходимо систематическое и воспитательное влияние на ребенка со стороны взрослых, поскольку очень ценными являются их знания и личный пример доброты, великодушия и сочувствия по отношению к окружающей среде и животному миру.

Недостаток конкретных ощущений при наблюдении природы (восприятие цветовой гаммы, звуков, запахов и пр.) ведет к эмоциональной бедности, неумению выразить свое отношение к окружающему.

Как сделать, чтобы эмоциональное, ситуативное отношение к природе переросло в глубокое нравственно-эстетическое чувство, чтобы любовь к живому была осознанной, действенной, а не стихийно развивающейся, созерцательной? Как воспитать у детей интерес к разным представителям животного мира?

О степени сформированности у детей глубоких гуманных чувств к животным можно судить, принимая во внимание следующее:

• интерес к различным представителям животного мира, желание узнать больше о их повадках и жизни,

• знание и выполнение правил обращения с живыми существами,

• осознание необходимости охранять животных, заботиться о них,

• желание и умение ухаживать за живым существом,

• эмоциональность восприятия и общения с животными.

Знания, которые даются детям дошкольного возраста, можно подразделить на 2 большие группы:

1. О самом мире фауны, его разнообразных представителях,

2. О возможных формах взаимодействия человека и животного (помощь, уход, защита животного,

Эти группы знаний условно можно было бы охарактеризовать так: к первой группе относятся знания, расширяющие кругозор детей, способствующие их интеллектуальному развитию, ко второй - знания, определяющие правила поведения в природе, нормы нравственного отношения к ней. Связующим звеном между этими группами знаний может стать поведение дошкольников к осознанию понятия животное-живое существо: оно дышит, питается, передвигается, растет…

Для взрослого человека основным критерием его отношения к природе являются его поступки. Любовь к природе подразумевает не только пассивное созерцание, но и созидание. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки так называемого рефлекса охраны природы, который зреет при соответствующей работе в школьные годы.

Таким образом, проводя систематическую работу, можно добиться того, что старшие дошкольники будут понимать истинное значение природы для жизни человека и необходимость ее защиты и охраны. Что же для этого необходимо? Воспитатель должен добиваться, чтобы каждый ребенок хорошо знал правила гуманного обращения с животными, чтобы он тверже усвоил формулу: "Так нельзя, а так можно и нужно". Для дошкольников это требует усилие воли, настойчивость и преодоление эгоизма.

Каждый случай отрицательного отношения не должен проходить мимо внимания педагога. Воспитатель анализирует, почему ребенок проявил жестокость по отношению к животному. Это может быть от незнания, от стремления показать свою силу, под влиянием отрицательного примера взрослого. У ребенка надо сформировать понимание того, что животное, как и человек, чувствует, болеет, страдает, радуется. Терпеливое, доходчивое объяснение способствует развитию сопереживания, стремления помочь.

Педагог должен следить за тем, чтобы у ребят появилась ответственность за хорошее состояние животного, которое живет у них в уголке природы, возникло не только умение, желание, но и потребность сделать доброе дело ради живого существа: вовремя накормить, напоить, почистить клетку, оказать помощь. Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Публикации по теме:

Экологическое воспитание на прогулке в детском саду Экологическое воспитание на прогулке в детском саду Природа – наш общий дом. Потеря уважения к ней ведет к потере нравственности в человеке,.

Экологическое воспитание. Экологическое воспитание Знакомя детей с окружающей природой, внушая детям, что природе нужно беречь, мы знаем, что этого не всегда достаточно.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Праздники
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Экологическое воспитание в детском саду
Опубликовано: 19 октября 2013 в 07:50
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Творческие идеи для подарков ко Дню Матери или 8 марта из разных материалов. Фото отчёт.
Творческие идеи для подарков ко Дню Матери или 8 марта из разных материалов. Фото отчёт Доброго времени суток, дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию...
Инсценировка стихотворения Спор грибов.
Инсценировка стихотворения СПОР ГРИБОВ. Дети входят под музыку из мультфильма «Веселые грибочки» танцуют на первые два куплета. На одной лесной...
Календарное планирование воспитательно — образовательного процесса на сентябрь 2017...
01. 09. 2017 пятница РЕЖИМНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПЕРВУЮ ПОЛОВИНУ ДНЯ Прием детей 1. Формирование культуры поведения: приветствие, вежливые взаимоотношения со...
Конспект НОД в первой младшей группе «Мы накормим наших птичек»...
Цель: Развитие умения отщипывать маленькие комочки пластилина от большого куска. Задачи : Формировать у детей умение отщипывать от большого куска пластилина...
Фотоотчет «Мое хобби — вязание». Часть 1.
Фотоотчет «Мое хобби — вязание». Часть 1. Нет на свете человека, который чем - нибудь не увлекался. Какие только не существуют увлечения: творчество,...