Эколого-оздоровительная работа в детском саду.

Наталья Казанцева
Эколого-оздоровительная работа в детском саду.

«Здоровье - это состояние наибольшего физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов»

(из преамбулы Устава Всемирной организации Здравоохранения)

Основная задача в работе ДОУ - охрана жизни и здоровья детей. В систему эколого-оздоровительной работы, которую мы осуществляем в нашем детском саду, включается ознакомление с различными видами гимнастики (дыхательной, пальчиковой, коррегирирущей, закаливание, совершенствование двигательных навыков, развитие выносливости; обучение правилам безопасного поведения в природе.

Многие факторы городской среды являются сегодня непосредственной причиной большинства заболеваний. Наличие в воздухе высокой концентрации аллергенов, пыли, токсических веществ, вирусов и др. оказывает неблагоприятное влияние на физическое развитие детей, обмен веществ.

Растения способствуют улучшению качества городской среды, выполняют такую важную функцию, как формирование атмосферы, т. е. поддержание в ней определенного количества кислорода. В этом отношении территория нашего ДОУ - оазис зеленых насаждений. Зеленые растения, произрастающие у нас (такие как тополь, сосна, рябина, способствуют-повышению ионизаци и воздуха. Многие растения выделяют фитонциды - органические вещества, губительные для микробов, (клен американский, лиственница). Наилучшими шумозащитными свойствами обладают клен, липа. Растительность, такая как черемуха, береза, можжевельник выступают в качестве своеобразного фильтра, поглощающего из воздуха пыль, химические загрязнения. Нейтрализуются растениями и различные вещества, содержащиеся в почве.

Участки ДОУ украшают зелень трав, яркие цветы. Растения подобраны таким образом, что они цветут с ранней весны и до поздней осени. Цветники есть на участках в каждой возрастной группе. Покрытие участков самое удобное - травяное. Оно отличается рядом преимуществ - хорошо предохраняет от пыли, сохраняет влажность почвы, радует детей свежестью и цветами.

В целях экологического образования на территории ДОУ создана экологическая тропинка, которая выполняет познавательную, развивающую, воспитательную и оздоровительную функции. В состав видовых точек экологической тропинки включаются те объекты, которые есть не только на территории ДОУ, но и в ближайшем его окружении. Нам повезло: недалеко от нас расположен луг, речка, парк, лес. На экологической тропинке проводятся комплексные занятия, игры, организуется практическая и исследовательская деятельность.

Например, гордость нашего детского сада - огород. На грядках поспевают кабачки, капуста, горох, бобы, фасоль, помидоры, лук, чеснок, морковь. На картофельной делянке идет непримиримая борьба с колорадским жуком. Старшие дошкольники пропалывают грядки, чтобы сорняки не мешали росту культурных растений. Дети осознают, что уход за растениями необходим систематический. Это полив, рыхление, прополка и т. д., при этом они руководствуются особенностями строения растений, периодом роста и развития и их потребностями. Педагоги привлекают детей к участию во всех видах работ по уходу за растениями, воспитывая в них самостоятельность. Это укрепляет у детей уверенность в своих силах, формирует добросовестное отношение как к интересной, так и не очень интересной работе. На огороде и других объектах экологической тропинки организуются исследовательские лаборатории, где дети проводят различные наблюдения, эксперименты, делают замеры, зарисовки. В процессе наблюдений, опытов, сопоставлений рисунков у детей формируется динамическое представление о росте и развитии растений, о строении почвы, важности солнца, воздуха для всего живого.

Для наблюдения за погодой с помощью приборов на территории ДОУ оборудована специальная метеоплощадка. На площадке установлен прибор для измерения силы ветра, есть ветряк в форме декоративной мельницы, дождемер, определяющий количество осадков. Здесь дети проводят длительные наблюдения за на-правление и силой ветра, определяют и сравнивают количество осадков, выпавших в открытом месте и под деревьями. В центре площадки находятся цветочные часы, а рядом участок смешанного леса, на котором дети делают метеопрогнозы, наблюдая за деревьями, растущими неподалеку - кленом, елью, осиной и др. замечают, что в сырую погоду ветви хвойных деревьев опускаются вниз, а шишки на ветках плотно смыкают свои чешуйки.

В уголках природы ДОУ содержатся животные, комнатные растения, которые безопасны для детей, интересны и доступны для наблюдений и труда.

За ростом растений дошкольники наблюдают в «огороде» на окне. Без особых хлопот в холодное время года на нем дети выращивают зелень лука из головок репчатого лука, зелень петрушки. Выращенная зелень используется нами как при-права к салатам, горячим блюдам.

Одной из эффективных форм эколого-оздоровительной работы с детьми является организация туристических прогулок-походов в целях развития двигательной активности и выносливости, совершенствования навыков ходьбы, бега, развития любознательности, познавательности; приобщения к удивительному миру природы. При организации похода мы намечаем маршрут, определяем его протяженность, место отдыха, составляем план-схему пути, подбираем инвентарь, физические упражнения и игры, которые дети будут выполнять в пути и наконечном пункте. Также учитываем прогноз погоды. Привалы устраиваем на опушке леса, на берегу реки Вятки, на лугу, в зависимости от маршрута похода. И хотя походы - это и трудности, и испытания для ребенка, ведь надо пройти неблизкий путь около часа пешком, нести рюкзак с продуктами, но дети ждут этих походов, как праздника. Пеший поход - не только праздник движения, он имеет еще и важный социальный смысл. От подвижного ребенка требуется много терпения, он должен сам контролировать себя, чтобы, дойдя до цели, остановиться, ждать других. А вялые дети стараются прибавить шаг: им стыдно задерживать других. Во время похода эколог, физический руководитель предупреждают детей об опасности, подают различные сигналы и команды, например: «Осторожно, ручеек! Надо его перепрыгнуть!», «Осторожно, узкая тропинка, идем по одному» и др. Последним идет воспитатель, замыкающий (или родитель, который следит, чтобы никто не отставал. Такие по-ходы учат детей преодолевать трудности, достигать поставленной цели, быть выносливыми, не забывать о тех, кто рядом. Такие туристические походы проходят в нашем ДОУ круглый год.

Лето - самое замечательное время года! Можно играть на воздухе, закаляться, используя неисчерпаемые возможности природных факторов: свежего воздуха, солнечных лучей и воды. Закаливание важно вообще, а для дошкольников тем более, из-за функциональной незрелости их органов и систем. Оно укрепляет организм ребенка, повышает его сопротивляемость, способствует воспитанию силы воли, приучает к дисциплине.

В жаркие летние дни активные движения на воздухе оказывают закаливающее воздействие на детей, обеспечивают насыщение кроки кислородом, улучшают обмен веществ. Когда в июле стояла тридцатиградусная жара, хотелось уйти на Вятку, спрятаться в тенек, хотелось дождя. В подобных случаях, когда очень жарко, мы проводим с детьми игры с водой. Такие игры просто незаменимы: вода, обладающая значительной теплоемкостью, оказывает охлаждающее воздействие на детей. К сожалению, в детском саду нет плескательного бассейна, но воспитатели нашли выход из положения. Они организуют игры с водой на прогулке, для чего используют тазы и ведра, «брызгалки», которые изготавливают из пластиковых бутылок с отверстиями в крышках. Вода для таких игр используется теплая (30 градусов). Дети босиком в трусиках и панамках. Обычно такие игры с водой организуются в конце прогулки, чтобы можно было сразу помыть, вытереть и переодеть детей. Обтирание сухим полотенцем является одновременно массажем и способствует лучшему кровенаполнению кожи. Такие игры с водой доставляют много радости не только детям, но и взрослым.

Уже несколько лет формирование навыков и умений поведения детей в экстремальных ситуациях и быту является приоритетной задачей в работе ДОУ.

Эта проблема актуальна ввиду того, что большинство воспитанников проживают в частном секторе, где дома и окружающая среда могут стать причиной больших неприятностей. Рядом с ДОУ ведется строительство дома, в непосредственной близости находится дорога, река, лес, ведется строительство крыши детского сада.

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения не только сотрудников ДОУ, воспитанников, но и их родителей безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. После анализа про-граммы «Радуга» (с учетом опыта работы со старшими дошкольниками, а также с учетом интересов сегодняшнего дня) были разработаны проекты: «Ребенок и при-рода», «Здоровье ребенка» и др. Цель этих проектов - формирование у детей навыков безопасного поведения в природе, ценностей здорового образа жизни.

Следует сказать о том, что положительных результатов в данной работе можно достичь при тесном сотрудничестве с родителями. (Работа клуба «Здоровый малыш», «Светофорчик», семинары, совместные праздники и туристические походы, собрания, консультации).

Таким образом, эколого-оздоровительная работа, проводимая в нашем детском саду, формирует у детей ценностное отношение к своему здоровью, любовь и бережное отношение к природе.

Важным результатом является расширение кругозора детей, повышение уровня психофизических способностей и общего уровня здоровья, понимание основ экологической грамотности.

Публикации по теме:

Чтоб ребенок рос здоровым. Для каждого из нас самым ценным является здоровье. Если ты здоров, то легко справишься с любым делом. «Здоровье, ни за какие деньги не.

Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагога.Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагога. Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагога. «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия,.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Здоровье, гигиена
  • Искусство
Автор публикации:
Эколого-оздоровительная работа в детском саду.
Опубликовано: 18 марта 2013 в 10:49
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Снеговики и снеговички» 1 часть
Как известно из песка, Не слепить снеговика, Он из снега чистого, Белого пушистого. Шапка колотый горшок, Там, где нос, воткнем сучок. Или же...
Экспериментальная деятельность «Как перелить воду из бокала в бутылку?»
Цели: - продолжать знакомить детей с простейшими свойствами воды: прозрачная, не имеет запаха, бесцветная, обладает текучестью; - формировать у детей...
Фотоотчет о спектакле «Мороз Иванович и его новая шуба»
В нашем детском саду вновь выступал театр на колесиках с новой зимней сказкой. Наступила зима, и Мороз Иванович обратился к ежику ( он главный портной в...
Фотоотчет «Маленькие исследователи или немного о первой научно-практической...
15 декабря в нашем детском саду произошло знаменательное событие. Состоялась первая научно-практическую конференцию «Я-исследователь». Цель конференции:...
Конспект занятия в подготовительной группе «Снеговик»
Ход мероприятия: Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: Появился во дворе Он в холодном декабре. Неуклюжий и смешной У катка стоит с метлой. К ветру...