Лучший педагог года

Экскурсия как форма умственного воспитания дошкольников

Ирина Карпова
Экскурсия как форма умственного воспитания дошкольников

Особая роль в ознакомлении детей с окружающим принадлежит экскурсиям, которые являются одной из организационных форм обучения в дошкольном учреждении. Они дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными объектами и явлениями, с сезонными изменениями, с трудом людей, направленным на преобразование окружающей среды. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир природы во всем его многообразии, развитии, отмечать взаимосвязь явлений.

Публикация «Экскурсия как форма умственного воспитания дошкольников» размещена в разделах

Экскурсия - один из видов занятий по ознакомлению детей с окружающим, одна из трудоёмких и сложных форм обучения.

Высоко ценила экскурсии Е. И. Тихеева, внесшая серьезный вклад в разработку методики их проведения. Ее основное требование - сделать содержание экскурсии интересным для каждого ребенка, ибо «точность наблюдения и глубина восприятия пропорциональны интересу». По ее мнению, чем удачнее была проведена экскурсия, чем более она заинтересовала и увлекла детей, тем разнообразнее они будут в дальнейшем реагировать на нее: припоминать, расспрашивать, отражать виденное и пережитое в игре, в изобразительной деятельность.

Наблюдения в естественных условиях, благодаря которым дети воспринимают окружающий мир во всем богатстве, способствуют развитию любознательности, эстетических и нравственных чувств. В качестве эффективных приемов воспитания и обучения детей на экскурсиях Е. А. Флерина предлагает давать несложные самостоятельные задания, проводить повторные наблюдения с целью более глубокого дифференцированного восприятия явления природы, учить детей составлять описательный рассказ об увиденном.

Исследования ученых, выполненные в последние годы, убедительно показывают, что на экскурсиях создаются благоприятные условия для всестороннего развития детей. Ознакомление дошкольников с окружающим - первые шаги в познании родного края, родной природы, в воспитании любви к Родине.

Велика роль экскурсий в умственном воспитании дошкольников : совместная практическая деятельность объединяет их, что благотворно сказывается на развитии коллективных взаимоотношений. Как и на других занятиях, на экскурсии действуют правила поведения, подчинение которым дисциплинирует ее участников. Выполнение различных заданий (например, собрать шишки) развивает чувство ответственности за порученную работу, чувство взаимопомощи, учит замечать успехи, радоваться им, сопереживать неудачам.

В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Познание природного окружения начинается чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Так, в лесу, парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у березы она лимонного цвета, у дуба - коричневого, у ивы -зеленовато-желтого, у осины - красного или лилового. Картина осеннего леса, парка воспринимается ими ярче, полнее, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи листьев, учит определять запах грибов, прелой зелени. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а следовательно, богаче становятся его представления. На экскурсиях дошкольники получают возможность непосредственно знакомиться со свойствами и качествами предметов, явлений путем наблюдений, в ходе выполнения заданий игрового или практического характера.

Таким образом, осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.

Известно, что К. Д. Ушинский считал, что организуя наблюдения, практическую деятельность воспитанников на экскурсиях, педагог помогает им устанавливать причинные и временные связи, зависимости между фактами и явлениями окружающей природы, сравнивать, делать выводы и обобщения.

Наблюдение природы, по образному выражению В. А. Сухомлинского, является «путешествием к истокам мышления и речи», поскольку в этом процессе активно взаимодействуют чувства, познание, творчество.

Исследования педагогов и психологов выявили, что целенаправленные наблюдения способствуют развитию познавательных способностей (наблюдательности, любознательности, самостоятельности, накоплению чувственного опыта и его осмыслению, исключают возможность образования формальных знаний, не опирающихся на достаточную чувственную основу. Использование сравнений повышает интерес и наблюдательность, обеспечивает более активное, прочное и сознательное усвоение знаний. В процессе экскурсий у дошкольников складываются яркие реалистические представления о природе, о связях и некоторых закономерностях, существующих в ней.

На экскурсиях детей знакомят не только с природой, но и с результатами творческой деятельности человека, преобразующего окружающий мир. А это способствует развитию уважения к созидательной деятельности и желания принять в ней посильное участие, укрепляет чувство гордости за свою Родину.

Экскурсии в природу способствуют формированию нравственных качеств. Возможность познакомиться с чем-то новым, интересная познавательная и практическая деятельность - все это вызывает у детей радостные переживания, объединяет их, благотворно сказывается на развитии коллективных взаимоотношений. Как и на других занятиях, на экскурсии действуют правила поведения, подчинение которым дисциплинирует ее участников. Выполнение различных заданий (например, собрать семена сорных трав для подкормки птиц) развивает чувство ответственности за порученную работу, требует согласованных с товарищами действий, аккуратности, точности, осторожности. Педагог использует как естественные, так и специально созданные ситуации для воспитания у дошкольников справедливости, доброжелательности, уважения друг к другу. Он привлекает детей к оценке ответов товарищей, учит замечать успехи, радоваться им, сопереживать неудачам. Если группа разновозрастная, то педагог побуждает старших воспитанников проявлять заботу о тех, кто младше (помочь выполнить задание, пропустить вперед при наблюдении объектов). При возвращении в группу можно предложить старшим детям, особенно мальчикам, нести оборудование, а также собранный материал.

Умственное и нравственное воспитание осуществляется в неразрывном единстве с эстетическим развитием. Обилие и разнообразие в природе цветов и оттенков, звуков, форм, линий, их сочетание, динамичность, изменчивость, ритмичность вызывают соответствующие эстетические чувства и переживания. В комплексе воспитательно-образовательных задач, которые ставятся и реализуются при подготовке и проведении экскурсий, одна из центральных - научить детей видеть и понимать красоту природы, наслаждаться ею, передавать свои впечатления в различных видах художественной деятельности (рисунок, слово, песня и пр).

Экскурсию как форму занятия используют в средней, старшей и подготовительной группах. Для каждой экскурсии определяют программное содержание. Поэтому по характеру решаемых педагогических задач их можно выделить в четыре разновидности: природоведческая, экологическая, на хозяйственные объекты, экскурсия эстетического характера:

Природоведческая экскурсия традиционно решает задачу знакомства с природой, т. е. накопление представлений о разнообразии объектов живой и неживой природы и их характерных особенностях. Для решения этой задачи мы с детьми ходили в парк, на луг, к роднику (где дети расширили свои познания об этих видах сообщества и его обитателях).

Экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы. Для решения этой задачи мы также с детьми ходили на экскурсии в парк, на луг и непосредственно на месте через наблюдения за объектами живой природы устанавливали различного рода взаимосвязи между ними, например, насекомые не могут жить без растений, питаясь их нектаром, но и растения не могут жить без насекомых, так как опыляются ими.

Экскурсии эстетического характера помогают ребёнку научиться воспринимать красоту природы и развивают культуру его чувств. На этой основе формируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней, любовь к Родине. Для решения этой задачи мною были организованы экскурсии не только с выходом на природу, но и посещением театра кукол (где дети целиком погрузились в волшебный мир прекрасного)

Экскурсии на хозяйственные объекты помогают детям освоить представления о труде людей. Посещение этих объектов даёт возможность показать детям, как человек влияет на природу, выращивает растения и животных, ухаживает за ними. Основная цель экскурсии - показать, что и для какой цели делают люди, как используют машины, как относятся к своему труду, каковы его результаты.

При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.

Развивающий компонент экскурсий стимулирует формирование навыков наблюдения и наблюдательности как таковой, сенсорных способностей ( умения видеть разнообразные признаки объектов: цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и пр., мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности, воображения и творческих способностей.

При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера. По характеру решаемых педагогических задач можно выделить классификацию экскурсий : природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического характера.

Структура экскурсии : вводная беседа, коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное наблюдение детей, сбор материала, игры детей с собранным материалом, заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает о необходимости бережного отношения к природе.

Цели экскурсии могут быть различными. В одних случаях экскурсии проводятся для уточнения и обобщения представлений, полученных ранее.

В других случаях экскурсии служат для первоначального ознакомления с природными явлениями, а вся последующая воспитательно-образовательная работа направлена на уточнение, расширение, конкретизацию, систематизацию и обобщение полученных представлений.

В старшей группе детей знакомят с доступными их пониманию связями в неживой природе, с причинами возникновения некоторых явлений, рассказывают о влиянии явлений неживой природы на жизнь растений, животных, на труд человека. Это становится возможным потому, что на шестом году жизни ребенок уже способен сравнивать, обобщать наблюдаемые предметы и явления, самостоятельно мыслить. Развивается любознательность.

При правильной организации педагогической работы экскурсия способствует развитию восприятия, мышления, речи и тем самым обеспечивает более качественную подготовку детей к школе. Правильная организация педагогического процесса ознакомления детей с природой основывается на систематическом проведении наблюдений, которые имеют несколько функций. Для воспитателя это ведущий метод обучения и специфическая форма его организаций. Для детей это ведущая деятельность, в процессе которой они получают чувственные представления о природе. Наблюдения проводятся как на занятиях, так и в повседневной жизни. Между наблюдениями в повседневной жизни и занятиями как двумя взаимодополняющими формами педагогической работы должно быть установлено правильное организационное и содержательное соотношение. Наблюдения в повседневной жизни проводятся часто (3-4 раза в неделю) и постоянно, они кратковременны (5-10 мин). Занятия проводятся 2-4 раза в месяц, на них закрепляются, обобщаются знания детей, формируется осмысленное понимание природных закономерностей.

В процессе наблюдений в повседневной жизни дети получают основной объем конкретных знаний, которые позволяют сформировать представления о внешнем облике животных, особенностях поведения (способах питания, передвижения, гнездования и пр., формах приспособления к внешней среде. Повседневные наблюдения в уголке природы, на прогулке, проводимые в утренние, предобеденные или вечерние часы, создают основной фонд чувственных представлений, подготавливают почву для осмысления и обобщения их на занятиях.

Большое значение для осознания чувственных представлений имеет фиксация наблюдаемых объектов природы с помощью рисунков или значков, особенно в том случае, если они видоизменяются, переходят из одного состояния в другое. Большую помощь в этом - случае оказывают календари, в которых фиксируются меняющееся объекты природы в соответствии с временным параметром. Календарь, в котором зафиксирована серия наблюдений, дает последовательное и развернутое представление о характере изменений, об условиях их протекания и о времени, за которое они совершились. Созданные на основе живых наблюдений при активном участии детей, календари являются хорошим наглядным пособием для закрепления и обобщения знаний на занятиях.

Таким образом, правильно подобранные содержание, методы и формы ознакомления детей с окружающим дают возможность успешно решать задачи умственного воспитания.

Задачи образовательного компонента экскурсии заключаются в освоении детьми системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе. Современными педагогами и психологами доказана возможность формирования у дошкольников как единичных, так и обобщенных представлений о многообразии живых организмов, о влиянии на их рост и развитие различных факторов (абиотических, биотических и антропогенных). Дети быстро учатся замечать приспособленность отдельных растений и животных, а также человека к определенной среде обитания и к ее сезонным изменениям.

Как утверждают ученые В. П Арсентьева, С. Н. Николаева, И. А. Хайдурова, Н. Н. Кондратьева и др., содержанием экологического воспитания должны стать наблюдения как за единичными объектами (живыми организмами, так и за целостными природными сообществами (лесом, лугом, водоемом, парком и др.).

Развивающий компонент экскурсий стимулирует формирование :

навыков наблюдения и наблюдательности как таковой;

сенсорных способностей (умения видеть разнообразные

признаки объектов: цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и пр.);

мыслительных процессов (анализа, классификации, умения устанавливать связи разные по характеру и степени сложности);

воображения и творческих способностей.

Во время наблюдений экскурсий, прогулок проводимых с детьми старшего дошкольного возраста, педагог не только расширяет круг представлений детей, но главное, помогает им осознать определенные закономерности в жизни природы.

Вместе с тем, использование всех разновидностей экскурсий направлено на воспитание любви к природе и осознанное и бережное отношение к ней. Любая из указанных выше экскурсий состоит из вводной беседы, коллективного наблюдения, индивидуального самостоятельного наблюдения детей, сбора материала, игры детей с собранным материалом, заключительной части, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает о необходимости бережного отношения к природе.

Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель организует коллективное наблюдение, в процессе которого и решаются основные программные задачи. Взрослый помогает детям подменить характерные признаки предметов и явлений, установить необходимые связи между ними. Это достигается различными приемами. Например, педагог задает детям вопросы, дополняет их наблюдения своим рассказом, пояснениями.

Воздействие природы на чувства детей и их поведение многие известные педагоги оценивали как весьма позитивное и использовали в целях воспитания нравственности детей и развития эстетического восприятия. Известно, что без помощи взрослого ребенок не всегда может увидеть красоту природы, и поэтому важно помочь ему понять «выразительность» природы, настроить душу ребенка на ее восприятие. Для этого воспитатель может использовать выразительность художественного слова: прочитать отрывки из стихотворений и прозы. Развитие процессов восприятия и понимания художественного словесного творчества имеет большое значение в умственном развитии.

Экскурсию как форму занятия используют в старшей и подготовительной группах детского сада. Для каждой экскурсии определяются задачи, обязательные для усвоения всеми детьми.

Экскурсии проводят по определенной системе. Проводить их целесообразно на одних и тех же объектах в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе для того чтобы расширить, углубить, обобщить представления дошкольников о знакомом объекте, явлении, раскрыть его новые качества, свойства, характеризующие процесс изменения, развития. Цикл повторных экскурсий проводится по усмотрению воспитателя на отдельные объекты, наиболее интересные для данной местности. Причем важно правильно определить сроки проведения, так как от этого зависит их познавательная насыщенность: повторные наблюдения целесообразно организовывать в тот период, когда наиболее ярко выражены характерные особенности, качественные изменения того или иного предмета, явления.

Например, весной с детьми старшего дошкольного возраста следует провести три экскурсии в парк с постепенным усложнением задач. Цель этих экскурсий - знакомить с весенними изменениями, развивать умение их видеть и понимать причину происходящего в природе.

Структура экскурсии.

Вводная беседа: введение мотивирующей ситуации, игрового сюжета, обращение к опыту детей; обращение к художественному слову; использование репродукций картин. Например, перед экскурсией в весенний лес дети рассматривают репродукции картин И. Левитана «Март» или К. Юона «Конец зимы. Полдень», передающих предчувствие наступающей весны. Внимание детей обращается на то, что художники изобразили самое начало весны, когда лучи солнца только начинают согревать землю. Об этом свидетельствуют и глубокое бездонное небо, и мягкий солнечный свет, и глубокие синие тени на снегу, и осевшие сугробы, которые уже потеряли свою белизну. Эмоциональное воздействие картин усиливается при прослушивании музыкальной пьесы П. И. Чайковского «Март» и чтение отрывка из стихотворения Бунина «Ещё и холоден и сыр…»

Прозрачно – бледный, как весной,

Слезится снег недавней стужи,

А с неба на кусты и лужи

Ложится отблеск голубой.

Основная часть: коллективное наблюдение, в процессе которого и решаются основные программные задачи экскурсии; индивидуальные самостоятельные наблюдения; решение проблемных ситуаций, загадки, дидактические игры; сбор материала; художественное слово; фотографирование.

Воспитатель помогает детям подметить характерные признаки предметов и явлений, установить необходимые связи. Основное внимание в процессе наблюдения уделяется вопросам и вопросам- заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличия и сходства, устанавливать взаимосвязь.

По окончании основной части воспитатель даёт детям возможность удовлетворить любознательность в самостоятельных наблюдениях.

И предлагается собрать разнообразный материал: такой как природный и бросовый, древесные отходы.

При этом он сам не остается безучастным, а проявляет к их действиям живой интерес: задаёт вопросы «заражает» своими эмоциями (удивлением, восхищением, поддерживают инициативу детей и обмениваются с ними впечатлениями.

Это даёт возможность привлечь менее активных детей к совместной деятельности. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество. Собранный материал сортируют раскладывают по папкам, корзинкам, и часть его тут же используют для игр и упражнений.

В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, запоминают название растений и их частей. Целесообразны игры: «От зернышка до булочки», «Угадай по описанию», «Что изменилось?» и др.

Эффективным приёмом является постановка проблемных ситуаций во время экскурсий.

Заключительная часть: вопросы к детям, обобщение результатов выполненных детьми при самостоятельной работе и заключительная беседа о том, что дети узнали нового на экскурсии, домашнее задание. Повторение правил поведения в лесу, по дороге, на объекте и их обоснование.

Например, можно использовать следующие вопросы:

какое значение имеет листопад в подготовке растений к зиме;

что должен знать человек, выбравший эту профессию;

что получается в результате труда.

В беседу включаем занимательные вопросы, пословицы, загадки.

В конце беседы отмечаем смышленых, наблюдательных, организованных ребят.

Предлагается домашнее задание: рассказать родителям о том куда ходили, подобрать картинки,

Работа после экскурсии будет вестись в зависимости от того, в какое время дня она проходила. Если утром, то подведение итога с детьми будет после сна; если вечером, то подведение итога будет на следующий день. Летом можно сразу. Это будет составление картотек загадок, пословиц и поговорок; чтение художественной литературы, рассматривание репродукции картин, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, составление коллекций, гербарий, коллективное рисование и аппликация, составление коллажей, создание макетов; обобщающая беседа, встречи с интересными людьми, фотовернисажи.

Информация, полученная детьми на экскурсиях, расширяется, уточняется и обобщается на других занятиях и дети могут применять знания в играх, самостоятельной деятельности.

Экскурсии и последующая работа должны способствовать осознанию детьми чувства единства с природой, влияющее на состояние природы.

Таким образом, экскурсии являются эффективным, средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности дошкольника. В общении с родной природой, ознакомлением с окружающим формируются основы материалистического понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, пробуждаются добрые чувства.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство умственного воспитания детей младшего дошкольного возраста В ст. 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 года сформулированы цели дошкольного образования:.

Академия естественных наук как форма экологического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы) В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?.

Доклад «Музыкальное занятие как основная форма музыкального воспитания дошкольников с проблемами в развитии» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЁЛОЧКА» Доклад на тему: «Музыкальное занятие.

Физкультурные занятия как основная форма воспитания двигательной культуры дошкольников Физкультурные занятия являются ведущей формой воспитания двигательной культуры детей в ДОУ. Назначение занятий по физкультуре состоит в.

Творческий музыкально-познавательный проект «Добрые струны души» как форма духовно-нравственного воспитания дошкольников Реализация творческого музыкально – познавательного проекта «Добрые струны души» как одна из эффективных форм духовно нравственного воспитания.

Структура и форма оформления Журнала здоровья дошкольников Уважаемые коллеги! В продолжение темы оформления Журнала здоровья группы, предлагаю Вам познакомиться с содержанием Журнала здоровья, оформляемого.

Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад №3 общеразвивающего вида города Зеи Тема. Экологическая.

Экскурсия как актуальная форма работы с дошкольниками по экологическому воспитанию Экскурсия как актуальная форма работы с дошкольниками по экологическому воспитанию. Шашерина Людмила Ивановна воспитатель МАДОУ г. Мурманска.

Экскурсия как форма обучения детей дошкольного возраста Дисциплина ОП. 01 «Педагогика» Краткий план- конспект лекции (разработчик Курнаева О. С.) Тема: Экскурсия как форма обучения детей дошкольного.

Экскурсия, как форма организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) образовательной школе В специальной (коррекционной) школе VIII вида используются различные формы организации обучения: уроки, учебные экскурсии, дополнительные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экскурсия как форма умственного воспитания дошкольников
Опубликовано: 11 сентября 2016 в 20:36
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД