Экскурсия: «Путешествие в прошлое» (Русская изба)

Тамара Громова
Экскурсия: «Путешествие в прошлое» (Русская изба)

Русская изба в нашей группе

Экскурсия: «Путешествие в прошлое» (Русская изба)

Вот такую иэбу мы сделали своими руками. В ней мы проводим экскурсии, занятия, игры-инсценировки.

Воспитатель: Громова Т. Е.

(подготовительная группа)

Хорошо у нас в избе.

(Организация совместной деятельности воспитателя с детьми по приобщению к истокам русской народной культуры)

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи.

1. Познавательные: расширить кругозор детей в части представлений о русской народной культуре; сформировать первичные представления детей о русском быте, утвари русской семьи, игрушках, одежде в давние времена, сформировать трудовые умения и навыки, трудолюбие в продуктивной деятельности.

2. Развивающие:развить способность к умозаключениям, суждениям, уважению к людям, которые трудятся; развивать любознательность, творчество и индивидуальность каждого ребенка, интерес к старинным игрушкам, играм и забавам; сформировать умение детей в изготовлении простейшей тряпичной куклы, основы культуры труда.

3. Коррекционно-речевые:развивать и обогащать словарь ребенка за счет слов: изба, конек, печь, ухват, наличник, чугунок, сундук, самовар, красный угол, солонка, половик, кукла, бесшовная, традиционная. Развивать умение общаться со взрослыми и детьми, привлекая опыт детей при построении рассуждений.

4. Воспитательные:воспитывать любовь и уважение к русской культуре, к людям которые трудятся, проявлять радость и удовольствие от встречи с прекрасным.

Словарь: изба, конек, печь, ухват, наличник, чугунок, сундук, самовар, красный угол, солонка, половик, кукла, бесшовная, традиционная.

Дидактический материал: макет русской избы, макет русской печи, русские народные костюмы, самовар, сундук, полотенце, солонка, хлеб, половик, игрушки, ткань для изготовления куклы, карточки со слогами, иллюстрации русской избы, русских народных костюмов.

Дети входят в группу. Двое в русских костюмах.

Воспитатель. Ребята, вы заметили что-нибудь

необычное сегодня утром? (Да, Наташа и Вадим в костюмах). Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы. Милости просим в гости, в избу. Я хранитель музея. Проходите, добро пожаловать! (Дети садятся на лавочку. Двое детей в русских костюмах, с хлебом, с солью на полотенце). Здравствуйте, гости дорогие, приглашаем вас в нашу избу.

Девочка в костюме.

Просим к нам в избу,

Красному гостю - красное место.

Мальчик в костюме.

В тесноте да не в обиде,

Где потеснее, там и веселее!

Ребята, а как бы вы хотели все вместе встретить гостей? (Игрой). А вы бы хотели все вместе, поздороваться с гостями? (Да). (Проводится пальчиковая игра, «Гости»). Как вы думаете, как украшали жители деревень и сел свои избы? (Все делали сами в избу). Во все времена ценили людей умелых и трудолюбивых. Недаром говорили на Руси, что человек трудом «красен!». Как вы это понимаете? (Значит - красив). А вот лентяев не любили в народе, смеялись над ними: «Спишь - спишь, а отдохнуть некогда».

Давайте вспомним с вами пословицы и поговорки об избе, о труде. Я начну, а вы продолжите.

Труд человека кормит, (а лень портит).

Умелые руки – (не знают скуки).

Хочешь есть калачи - (не сиди на печи).

Издавна на Руси любили мастеровых людей. Им был почет и уважение. Издавна украшали жители свои избы. Кто знает, как? (Красиво, умело). Посмотрите, какая интересная крыша. (Показывает). А как это называется? (Конек). Этот конек украшен красивыми петушками. А окна чем украшены? (Резными наличниками). Из какого материала они сделаны? (Из дерева). Как можно сказать, какие они? (Деревянные).

Какой звук хорошо слышится в слове крыша? (Звук Р). Придумайте слова со звуком Р в начале слова. (Рама, работа, Россия радуга, ремесло). В середине слова. (Крыльцо, порог, чердак, труба). А теперь в конце слова. (Дверь, самовар, топор).

Отгадайте загадку:

В избе – изба,

На избе - труба,

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идет.

(Печь)

Правильно, печь. Она была главное украшение в избе и называли ее Царицей, кормилицей. Почему? (Она грела, в ней готовили пищу, на ней спали). Эта печь называется русской. Почему? (Такую делали только в России.) В русской печи готовили. Еду варили в горшках. А горшки горячие. Как же их могли достать? (Ухватом.) (Показывает ухват.) Попробуй, подержи. Легко это было делать? (Нет, тяжело.) Его и называют - чугунок.

А какие загадки вы знаете? Хотите загадать?

(Скручен, связан, на кол посажен,

А по горнице пляшет.)

(Веник.)

А ты какую загадку хочешь загадать?

(Четыре ноги, два уха,

Один нос да брюхо.)

(Самовар.)

Молодцы, ребятки! Все загадки отгадали. Я несла вам отгадки, но по дороге они перепутались. (Показывает карточки со слогами.) Попробуйте сложить из них слова. (Дети выкладывают слова: печь, самовар, веник.) Давайте рассмотрим этот сундучок. Удивительно красивый. (А что у вас хранится в плетеном сундучке) Что нам думать да гадать, давайте-ка мы его откроем. (Пробует открыть, но ничего не получается.) А я, кажется, догадалась. Этот сундучок не простой, а с секретом. Он откроется, когда вы отгадаете загадку. Вы будете задавать вопросы, а я отвечать «ДА», или «НЕТ».

Дети задают вопросы.

(Это живое) Нет. (Это не живое) Да. (Это съедобное) Нет. (Это из дерева) Да. (Этим едят) Нет. (В это играют) Да. (Это игрушка) Да, угадали! (Сундучок открывается.) Посмотрите, какие здесь чудесные игрушки. Как вы думаете, зачем появились игрушки? (Взрослые были заняты работой, а детей нужно было чем-то забавлять.) Игрушки делали из разного материала. Назовите, из какого? (Дерева, глины, ниток, тряпочек.)

Правильно, молодцы! Игрушки делали из разного материала, что было под рукой из того и мастерили: лепили из глины, выстругивали из дерева, вязали из ниток, из тряпочек, вырезали из кости. Потом игрушки постепенно совершенствовались. Полюбуйтесь красавицами матрешками. Фигурка матрешки выточена из деревянного бруска. Она разнимается на две части, в ней оказывается еще фигурка. И так несколько кукол. Матрешка это символ какой страны? (России.) Старинные традиции до сих пор сохраняются, хотя в мире игрушек все изменилось. Из какого материала сейчас больше всего игрушек? (Из пластмассы.) Девочки очень любили играть с куклами, качать колыбельку. А вы помните, мы с вами учили колыбельную песню? (Девочки качают колыбельку и поют колыбельную песню:

Спи моя хорошая, баю-баю-бай.

Куколка любимая, глазки закрывай.

Я тебя раздену, уложу в кровать.

Завтра встанем вместе, будем вновь играть.)

Ребята, хотите сделать куклу? (Да). Кому ты ее подаришь? (Маме, бабушке, сестренке.) Делают бесшовную тряпичную куклу. Сегодня мы с вами путешествовали в прошлое и научились делать тряпичную куклу. Когда люди отдыхали, во что они любили играть? (В подвижные игры.) Хотите поиграть в подвижную игру? (Да.) С кого начнем игру? Кто скажет считалку?

(Едет Ваня, в красной шапке,

На серебряной лошадке.

Золотой уздой звенит,

Во все стороны глядит.

Плеточкою машет,

Под ним лошадка пляшет.)

(Дети играют в подвижную игру.)

И по русскому обычаю мы приглашаем вас выпить чая.

Детям очень нравится играть в избе, устраивать чаепития, качать колыбель с куклой.

Публикации по теме:

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» http://www.maam.ru/users/Nikila12111958 В нашем детском саду есть в зале музей - изба. Мы часто водим туда детей для знакомства с русским.

Знакомство детей с жизнью и бытом русского народаЗнакомство детей с жизнью и бытом русского народа Как и во многих детских садах, в нашем ДОУ есть своя "Изба", в которой детки знакомятся с историей русского народа, его жизнью и бытом.

Библиотека изображений:
  • Архитектура, дома
  • Русские народные сказки
  • Предметы старины, утварь
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Экскурсия: «Путешествие в прошлое» (Русская изба)
Опубликовано: 18 марта 2012 в 18:19
+25
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Отчет о выставке «Золотая Осень»
Осень М. Геллер Дарит осень чудеса, Да еще какие! Разнаряжены леса В шапки золотые. На пеньке сидят гурьбой Рыжие опята, И паук – ловкач какой! – Тянет...
Инсценировка сказки «Репка» с детьми старшего дошкольного возраста
Работу провели воспитатели Коготкова Алла Ивановна и Терешенкова Ирина Юрьевна Ведущий. Дед и баба жили-были. Славно жили, не тужили. С ними вместе...
Оформление музыкального зала «День рождения Детского Сада»
Оформление музыкального зала" День рождения Детского Сада" своими руками. В октябре этого года в моём родном садике, произошло замечательное событие....