Экскурсия в «Музей Хлеба»

Загида Хусаинова
Экскурсия в «Музей Хлеба»

Экскурсия в Санкт – Петербургский

«Музей Хлеба»

«ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА»

«Музей Хлеба» - единственный в России и тринадцатый в мире был создан в 1988 году, а в 1993 году получил статус государственного. Название музея отражает его суть. Интерес к хлебу – гениальному изобретению человечества – не случаен. В век развития техники хлеб остается символом гармоничных отношений человека с природой. В честь хлеба слагались гимны, песни, совершались обряды, устраивались праздники, приуроченные к посевной страде и сбору урожая.

Хлебом – солью встречали новорожденного, жениха, невесту на пороге дома, дорогих и уважаемых гостей. Во всех этих народных обычаях заключена человеческая мудрость, уважительное отношение к хлебу, которое передавалось из поколения в поколение и прививалось ребенку с первых дней его жизни.

Экспозиция музея, дает возможность увидеть быт и нравы наших предков через «хлеб наш насущный». Наряду с экспонатами, характеризующими высокую культуру хлебопечения в древности, здесь показана история хлебопекарного дела в Петербурге.

В музее представлена небольшая городская хлебно - булочная. Пекарня со всем оборудованием, обслуживавшая обычно бедное население столицы.

Особое место в экспозиции занимают материалы, отражающие трагические события истории Петрограда – Ленинграда. В разделе, посвященном Великой Отечественной войне и блокаде, можно увидеть 125 граммов хлеба, которые состоят их жмыхов, овсяной муки, мучной пыли и гидроцеллюлозы. Он выпечен в наши дни по рецепту военного времени, которая разработана в центральной лаборатории треста хлебопечения.

Почему «Хлеб – всему голова. Хлеб – главный продукт. Человек может обойтись без многого, а без хлеба – нет. Хлеб никогда не надоедает.

Пословицы о хлебе:

«Нет хлеба – нет обеда».

«Хлеб - батюшка, водица - матушка».

«Покуда есть хлеб да вода, все не беда».

«Каков у хлеба, таков и у дела».

Наша страна очень большая, и в ней живет много людей; хлеба нужно очень много.

Вопросы к ребенку:

Как его выращивают?

Кого все люди благодарят за хлеб, выращенный тяжелым трудом?

В музее можно познакомиться с экспозициями, где собраны приспособления для выпечки изделий из теста, применявшиеся на протяжении веков и которые не претерпели существенных изменений. Это совки, лопаты, опарники, ручные мельницы. Наряду с традиционной глиняной и деревянной кухонной утварью в обиход входит и металлическая посуда, формы для выпечки кексов, пряников, коврижек и других изделий.

Русский народ всегда славился своим гостеприимством. У русских людей была своя «чайная церемония». Застав хозяев за чаем, гость обязательно говорил: «Чай да сахар вам!», чтобы чай и сахар всегда были в доме, ведь раньше они стоили дорого. Хозяева за столом, считали своим долгом угощая гостя, уговаривать его отведать каждого блюда. Они так говорили: «Ну попробуйте, не откажите в милости!», что такое угощение назвали «понукой».

Обычай чаепития у русского народа был яркий, самобытный. Появившиеся в 18 веке самовары самых разнообразных форм и размеров постепенно заняли важное место. Душистый чай, карамель и леденцы, фигурные пряники и крендели, расписная фарфоровая и керамическая посуда, сверкающий самовар неповторимый колорит русской традиции.

Самым любимым и почитаемым праздником была Пасха, к которой готовились заранее. Главным ее украшением были куличи и пасха, приготовленные в специальных формах, и пасхальный барашек из сахара или масла. Невозможно представить Пасху и без крашеных яиц, чаще всего красных. На праздник дарили и сахарные и шоколадные, деревянные и даже золотые яйца.

В годы первых пятилеток хлебопечение приобретает индустриальные черты. Появляются хлебозаводы, на которых все основные процессы были механизированы. Наряду с традиционным ассортиментом, они выпускали штучные изделия с изображением советской символики: пятиконечной звезды, серпа и молота, и др.

22 июня 1941 года голос Левитана, прозвучавший по ленинградскому радио, и первые бомбежки прервали мирное течение жизни. Уже в сентябре Ленинград оказался в блокаде, означавшей голод и жестокие лишения. С 20 ноября 1941 года в течение месяца и пяти дней хлебная норма составляла 250 граммов хлеба для рабочих и 125 граммов для остальных жителей города., что и сегодня подтверждают скупые цифры официальных отчетов и сохранившиеся продовольственные карточки тех лет.

Вопросы ребенку:

- В каком музее мы находимся? Музее Хлеба)

-Чем отличается Музей Хлеба от музея Этнографии? (в музее Хлеба мы все узнаем о том как выпекают хлеб, какие еще хлебо-булочные изделия выпекаются в пекарне, а в музее Этнографии мы узнаем все о том, как жили люди раньше, до нашего времени).

-Чем украшен музей? Что мы видим по углам музея? (снопы, связанные в пучки колосья)

-Вот мы видим русскую печь. Что стоит рядом у печки? (ухват, деревянная лопата, которой достают хлеб из печи, кочерга и др. предметы)

-Какие предметы на стене? (деревянные лопаты лопатки, метелочки для смазывания маслом, разные ножи)

-Мы видим стол. Что стоит на столе? (соль, чугунок, сито)

-Что стоит возле стола? (большой самовар, кадка для воды)

-Какую выпечку можно еще увидеть? (праздничная, куличи, пряники, печенье, разный хлеб)

-Чем отличается повседневный хлеб от праздничного? (он украшен разными фигурками, расписан красивыми узорами)

-Какой уголок в музее говорит о Великой Отечественной войне? (пусть ребенок покажет этот уголок). Рассмотрите железную кровать, окна, оклеенные полосками бумаги крест на крест, чайник, и маленький кусочек хлеба.

-Почему Ленинградцы получали такой маленький кусочек хлеба? (была блокада)

-Что такое блокада? (это когда город окружен со всех сторон врагами и в городе нет никаких продуктов)

В заключение можно сказать, что много людей работает, чтобы зерно стало хлебом и душистые буханки попали к нам на стол. Мы должна помнить о нелегком труде трактористов, комбайнеров, шоферов, мукомолов, пекарей и всем говорить «Спасибо!».

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!

Нужно не только благодарить за хлеб. Нужно бережно относиться к нему. Хлеб – богатство нашей Родины.

В завершении экскурсии обязательно похвалить ребенка, даже если он не ответил на некоторые вопросы.

Задание: нарисовать все, что особенно запомнилось.

Выполнить задание в приложении.

Экскурсия в «Музей Хлеба»

Пшеницу издавна сеяли на Руси. Полюбуйся красотой колосьев и зёрен. Обведи и раскрась их жёлтым карандашом. Спроси у взрослых, что приготовлено из пшеницы?

Публикации по теме:

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» http://www.maam.ru/users/Nikila12111958 В нашем детском саду есть в зале музей - изба. Мы часто водим туда детей для знакомства с русским.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры .

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Экскурсия в «Музей Хлеба»
Опубликовано: 19 марта 2012 в 19:26
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Моё уютное творчество. Сказочная история «Шапочки для гномиков»
Однажды, гуляя по городу, мы зашли в сквер, расположенный недалеко от дома. Это небольшая, уютная и ухоженная территория, огороженная красивым забором....
Мастер-класс «Елочка из фоамирана»
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Изготовление атрибута для танца снежинок
Приближается Новый год, все готовятся к утренникам. По традиции, почти всегда на утреннике присутствуют девочки- снежинки. Для завершения образа хочется...
Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Тема: «Снегирь на ветке...
Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Тема: «Снегирь на ветке рябины». ( Для детей 6-7 лет) Доброго времени суток, коллеги! Я...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...