МААМ-картинки

Занятие по ознакомлению с портретом в подготовительной группе «Экскурсия в музей русского портрета»

Светлана Темирджанова
Занятие по ознакомлению с портретом в подготовительной группе «Экскурсия в музей русского портрета»

Программное содержание:

Закрепить у детей знания о жанрах живописи. Уточнить знания о портрете. Закреплять и расширять понятия о портретной живописи : портрет мужской, женский, детский, автопортрет, групповой портрет. Учить видеть и передавать выразительные возможности цвета при изображении портрета : передача настроения, характера героя, отношение художника к нему, что главное в портрете.

Публикация «Занятие по ознакомлению с портретом в подготовительной группе „Экскурсия в музей русского портрета“» размещена в разделах

Материал: Автопортрет Василия Тропинина, репродукции его произведений (портрет сына художника-Арсения, «Кружевница», «Золотошвейка», репродукции произведений (портретов) В. Серова «Мика Морозов», Б. Кустодиева «Портрет дочери художника», репродукции портретов, написанных И. Репиным, А Венециановым, Орастом Кипренским, Леонардо да Винчи «Джоконда», И. Крамским «Неизвестная», П. Соколовым, В. Васнецовым и репродукции автопортретов художников, набор открыток с портретами работы разных художников.

План занятия.

1. Повторить определение жанров живописи.

2. Знакомство с московским портретистом Василием Андреевичем

Тропининым.

3. Составить рассказ по портрету сына художника-Арсения.

4. Рассмотреть портрет работы В. Серова «Мика Морозов» и сравнить 2

портрета : Арсения и Микки Морозова.

5. Составить рассказ по портрету Микки Морозова. (Фантазия).

6. Игра «Волшебный сундучок»

7. Рассматривание графического портрета дочери Б. Кустодиева.

8. Определение графического портрета и художника-живописца и графика.

9. Рассматривание разных портретов : мужского, женского, детского, группового, автопортрета.

10. Игра «Определяем какой портрет

В. - Что такое пейзаж?

Пейзаж.

видишь: на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется «пейзаж».

М. Ясное

P. - Когда на картине нарисованы деревья, дома, реки, природа.

В. - Что называется натюрмортом?

Натюрморт.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это «натюрморт».

Р. - Если на картине нарисованы различные предметы, овощи, фрукты -картина называется «натюрморт».

В. - И третий вид живописи называется - портрет.

Портрет. М. Яснов

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном,

Или вроде верхолаз.

Летчик или балерина,

Или Колька - твой сосед,

Обязательно картина

Называется «портрет».

В. - А сейчас посмотрите эту картину, и скажите к какому жанру она

относится?

Р. - Картина эта относится к жанру живописи - портрет.

Ход занятия:

В. — Сегодня я буду экскурсовод. Приглашаю вас в музей. А перед тем как начать нашу экскурсию, я хочу узнать: Какие жанры живописи вы знаете? Р. - Пейзаж, натюрморт, потрет.

(Выставляю автопортрет Василия Андреевича Тропинина)

Р. - На картине изображен художник.

В. - Как вы догадались?

Р. - В руках у него палитра.

В. - Можно ли догадаться глядя на эту картину в каком городе жил этот

художник?

Р. - Он жил в Москве, потому что на картине нарисованы башни Кремля.

и эта картина говорит, что художник В. Тропинин изобразил самого себя. Значит, это - автопортрет.

Мы видим, что это художник, потому, что у него в руках палитра и кисти.

Он жил в Москве, о чем «говорят» высокие башни Кремля и зубчатые

стены.

Художник В. Тропинин был портретистом. Он написал много портретов.

На одном из них он изобразил своего сына Арсения. Вот этот портрет.

В - Какое лицо у Арсения?

Д - Красивое, правильное, лучистое

В - О чем говорят его глаза?

Д - Они говорят, что Арсений умный, жизнерадостный, озорной.

В - Ребята, вы заметили, что одна часть лица мальчика на портрете

светлая, а другая темная. Почему?

Д - Таким приемом художник хотел подчеркнуть выразительность лица

Арсения.

В - Кто хочет рассказать о портрете Арсения?

Ребята, с какими портретами мы познакомились и кто их написал, как фамилия художника?

Затем выставляю картину В. Серова «Мика Морозов».

- Ребята, посмотрите на эти 2 портрета и скажите : Кто из этих двух

мальчиков старше?

- Арсений.

- Как вы догадались?

- По лицу, по взгляду.

- Как вы думаете, хочется ли сидеть Мике Морозову в кресле?

- Нет, он хочет играть, бегать.

- О чем говорят его лицо, руки, которые лежат на подлокотнике кресла?

- Он хочет убежать.

- Давайте мы с вами пофантазируем, что делал Мика до того как он сел на

кресло?

- (Фантазия 2-3 детей).

В - Ребята, раз вы так хорошо фантазируете, давайте поиграем в игру «Волшебный сундучок».

В -• «Вот волшебный сундучок в нем серебряный клубок

По дороге Красоты мы пойдем. И я, и ты».

Каждый, кому попадает клубок скажет, какую красоту он видел дома, по дороге в д/сад, на природе и хотел бы как художник нарисовать. Может быть у вас получится портрет, пейзаж или натюрморт.

После того, как все скажут:

В - А теперь прокатимся на карусели красоты:

Дети: Еле-еле-еле-еле

Закружились карусели

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите

Карусель остановите.

В - Продолжим нашу экскурсию.

Мы рассмотрели сейчас портреты, которые написаны красками. Художник старается, чтобы все на холсте выглядело как живое. От этого и слово «живопись», а художников называют - «живописцы». Художники бывают разными:

Одни любят рисовать красками, другие карандашами, и каждый по-своему видит мир и показывает его нам. Мы смотрим на картины, и как будто слушаем рассказы разных художников о людях, чьи портреты они писали. - Сейчас я вам покажу картину, нарисованную карандашом. В - Это портрет дочери художника Б. Кустодиева. В - Нравится ли вам картина, нарисованная карандашом? Дети: - Нравится (Не нравится). В: - Какое лицо у девочки? Дети: - Простое, красивое, скромное.

В: -Какие у нее глаза?

Дети: - Глаза большие, выразительные.

В: - Такой портрет называется «графическим», потому, что он нарисован карандашом. А художник называется «графиком».

В - Как называется такой портрет?

Д - Графический портрет.

В — Мы сегодня узнали, что художники делятся на живописцев и графиков. |

Художники рисовали портреты мужчин, такие портреты называются мужскими.

В- а если на портрете изображена женщина, портрет женский, если ребенок - детский портрет.

Групповой портрет - это когда на картине изображены несколько человек. Вот этот набор открыток надо разложить по видам портрета.

(Игра «Определи какой портрет)

Мы сегодня узнали:

1. Что такое портрет?

2. Чем пишут портреты"?

3. Какие бывают портреты?

4. Для чего нужны портреты?

Публикации по теме:

Конспект занятия-беседы по изодеятельности в старшей группе «Портрет Пушкина» П/С: - Познакомить детей с жанром живописи – портрет, с картиной О. А. Кипренского «Портрет А. С. Пушкина» - Развивать умение видеть и замечать.

Творческий проект по ИЗО для старших дошкольников «Портрет человека» Постановка проблемы: Дети часто затрудняются в изображении человека, поэтому стараются избегать этот образ в самостоятельной творческой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по ознакомлению с портретом в подготовительной группе «Экскурсия в музей русского портрета»
Опубликовано: 21 декабря 2013 в 21:38
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД