Папки-передвижки

Занятие по экологическому воспитанию «Экскурсия в зимний лес»

Ирина Сашникова
Занятие по экологическому воспитанию «Экскурсия в зимний лес»

Экскурсия в зимний лес.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация».

Виды детской деятельности: игровая, восприятие художественной литературы, познавательно – коммуникативная, музыкально - художественная

Цели: создать условия для обобщения представлений детей о зиме как времени года, отметить характерные признаки зимы в природе; обогатить знания детей о жизни птиц и зверей в зимнее время года; совершенствовать умение видеть красоту зимней природы, красоту зимы описанную поэтами в стихах, формировать такие качества как любознательность, наблюдательность, чувство прекрасного.

Публикация «Занятие по экологическому воспитанию „Экскурсия в зимний лес“» размещена в разделах

Задачи: способствовать уточнению и обобщению представлений детей о зиме как сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растений и животных в природе (холод, мороз, земля покрыта снегом, вода затянулась льдом, очень мало света, небо чаще всего пасмурное и т. д.); развитию способности воспринимать красоту зимних явлений природы (её отражение в произведениях поэтов, художников, композиторов); воспитывать желание помогать и заботиться живых существах в зимнее время.

Планируемые результаты: может поддерживать беседу о временах года сопровождая эмоциональной речью; отрабатывать интонационную выразительность речи; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время игр.

Материалы и оборудование: картины на зимнюю тематику, орешки, шишки, морковка, бочонок мёда, зёрнышки, хлебные крошки, игрушка – снежинка, маски – шапочки (волк, сорока, мышка, игрушки Медведь, Белка, Заяц, целлофановые пакеты для речевой игры, музыка Чайковского «Зима) отрывок из цикла «Времена года»

Ход ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Воспитатель читает стихотворение:

Кругом глубокие снега,

Куда я взгляд ни кину,

Метёт и кружится пурга.

Вы узнаёте зиму?

Заснули реки подо льдом,

Застыли недвижимы,

Горят сугробы серебром.

Вы узнаёте зиму?

На лыжах мчимся мы с горы,

Нам ветер дует в спину,

Нет веселее той поры!

Вы узнаёте зиму?

Воспитатель : Когда к нам приходит зима? (в декабре)

ИГРА «ПРИМЕТЫ ЗИМЫ»

Дети стоят по кругу, воспитатель бросает мяч, у кого мяч, тот называет примету зимы.

- Давайте послушаем как обращаются к зиме поэты…

Здравствуй в белом сарафане

Из серебряной парчи!

На тебе горят алмазы,

Словно яркие лучи.

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица – душа,

Белоснежная лебёдка,

Здравствуй, матушка – зима!

- Как поэт называет зиму?

Краткая беседа о зиме

- Какая земля зимой?

- Растут ли зимой цветы? Почему не растут?

- Что происходит с деревьями зимой?

- В какие игры вы любите играть зимой?

- Что вам больше всего нравится зимой?

- Каких птиц можно встретить зимой?

- Что делают зимой звери в лесу?

- Как человек может помочь птицам, зверям зимой?

Воспитатель : А давайте узнаем как звери и птицы зимуют, хотите? Тогда сегодня мы отправимся на прогулку в сказочный лес, в настоящее зимнее царство. Там мы будем встречать разных птиц и зверей, давайте возьмём для них угощение.

(Дети берут орешки, зёрнышки, хлебные крошки, морковкой, бочонок мёда. Педагог подводит детей в зал где находится сказочный лес).

Вы готовы зайти в сказочный лес?

Дети: Да! Да!

Воспитатель : Вы только посмотрите по сторонам!

Чародейкою зимою

Околдован лес стоит.

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

Хотите встретиться с хозяйкой этого леса? (Ответы детей.) Как же к ней добраться? (Дети предлагаю различные варианты, и останавливаются на одном. …

В царство снега мы идём,

Громко песенку поё м:

Тра-ля-ля …

Дети маршируют, слова произносятся громко

В царство снега мы идём,

Тихо песенку поё м:

Тра-ля-ля

Дети идут на носочках, слова произносятся тихо

Из «ледяного» домика выходит Зима и приветствует детей.

Зима: Тишина в моём царстве, и какой замечательный морозный воздух! Вы чувствуете, дети?

Проводится дыхательное упражнение «Аромат» Е. Макшанцевой (вместо цветка используются снежинки).

Воспитатель : Смотрите, дети, какие красивые снежинки летают в воздухе. Поймаю – ка я одну снежинку и понюхаю её.

Не спеша, нюхает «снежинку», несколько раз делая шумные вдохи и выдохи. Понюхав последний раз, вдыхая, произносит:

- Ах! Аро-мат! Аро-мат! Дивный аромат! Чудесный аромат!

Затем предлагает детям понюхать «снежинку» и произнести хором

«А-ро-мат!»

Упражнение выполняется несколько раз.

Воспитатель : Чем пахнет в зимнем лесу? (Воздух пахнет свежестью, чистотой, прохладой.)

Воспитатель : Подул ветер, засвистел между голых веток, какие звуки вам слышатся?

Дети: С – с – с! Ш – ш – ш! С – с – с! Ш – ш – ш!

Воспитатель : Ветерок подул сильнее зашумели сосны, зазвенели на их ветках сосульки. Как они звенят?

Дети: Дз – дз – дзынь! Дз – дз – дзынь!

Воспитатель : Вспорхнули из – под снега перепёлки. Захлопали крыльями.

Дети: Ф – р – р – р! Ф – р – р – р! Ф – р – р – р!

Воспитатель : Перелетает с ветки на ветку синичка и весело цокает.

Дети: Ц – ц – ц! Цок – цок! Ц– ц – ц! Цок – цок!

Воспитатель : Дятел долбит дупло выстукивая дробь, словно на барабане.

Дети: Д – д – д – тук! Д – д – д – тук!

Воспитатель : Интересно, о чём говорят зимой лесные жители? Давайте послушаем.

Сорока: Эй, волк! Чего ты хмурый такой?

Волк: От голода.

Сорока: А рёбра что торчат – выпирают?

Волк: От голода.

Сорока: А воешь от чего?

Волк: От голода.

Сорока: Вот и говори с тобой! Заладил как сорока: от голода, от голода! Чего ты нынче такой неразговорчивый?

Волк: От голода! Мороз и вьюга, снег и холод. Травку зелёную понюхать захочешь, листиков сочных погрызть – терпи, до весны. А где ещё та весна? За горами, да за морями.

Мышь: Не за морями, волк, весна, не, за горами, а у тебя под ногами! Прокопай снег до земли – там и брусничка зелёная, и земляничка, и одуванчик. И нанюхаешься, и наешься.

Воспитатель : Ребята давайте угостим наших героев. (Дети угощают Сороку – хлебными крошками, волка – ягодами, а мышку – зёрнышками) Вспомним других зверей наших лесов. Да посмотрим, как они зимуют?

Дети: Да, хотим!

Воспитатель, зима и дети подходят к первому «сугробу» - берлоге медведя.

Зима: Кто там, в шубе меховой

Спит холодною зимой?

Он большой, но вот беда –

Лапу в рот кладёт всегда.

Дети: Медведь!

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, мы можем мишку разбудить?

Дети: Нет, нет! Не надо. Зимой медведи впадают в спячку и тревожить их нельзя.

ПРОВОДИТСЯ РЕЧЕВАЯ ИГРА «МЕДВЕДЬ»

Как на горке – снег, снег

(«скрепят» маленькими мешочками с крахмалом, изображая снег)

И под горкой – снег, снег.

(те же действия)

А под снегом спит медведь.

(шумно вдыхают и выдыхают воздух или сопят, или храпят)

Тише, тише… Не шуметь.

(поворачиваются друг к другу, держа указательный палец у закрытого рта – тссс)

Воспитатель : Дети, когда медведь выйдет из спячки весной, он будет очень голодный, совсем без сил. Давайте оставим и ему угощенье. Пусть порадуется нашему сюрпризу.

(Дети оставляют бочонок мёда в берлоге медведя)

Дети, зима и воспитатель подходят к следующему «сугробу» - домику зайчат.

Зима:

Маленький домик стоит на полянке.

Живёт в нём зайчиха, с ней детки – зайки.

Стало в доме тихо, зайки засыпают,

Мама их, зайчиха, песню напевает.

Воспитатель : (в руках игрушка – зайчиха).

Баю, баю, баиньки,

Засыпайте, заиньки.

Птички, не летайте,

Спать не мешайте.

Зима: Убаюкала мама – зайчиха своих деток. А скажите, дети, как готовятся зайцы к зимовке?

Дети: Зайчики к зиме меняют шубку, она становится белой. Белый цвет не заметен на снегу, и зайцам легче скрыться от хищников: волков и лис.

Воспитатель : А впадают ли зайцы в зимнюю спячку?

Дети: Нет, они зимой не спят! Мы сейчас покажем, чем зайцы зимой занимаются.

ДЕТИ ИНСЦЕНИРУЮТ ПЕСНЮ «ЗАЙКА»

(муз. Г. Портнова, сл. В. Суслова)

Воспитатель : Чем питаются зайцы зимой? Делают ли они запасы пищи?

Дети: Зайцы не делают запасов, а питаются корой деревьев, выкапывают корешки растений, сухую травку из – под снега.

Воспитатель : Тогда давайте отдадим наше угощение зайчихе. Она покормит своих деток, когда те проснутся.

Дети отдают угощение (морковку)

Зима: Что за маленький зверёк?

Вверх – вниз по ёлке скок да скок.

Дети: Белка.

Воспитатель : А вы знаете, где у белочки домик? (В дупле на дереве.)

- А что они делали осенью, чтобы подготовится к зиме?

Зимушка, ты ведь волшебница – преврати на время наших деток в белочек, и всё увидишь сама.

Зима машет волшебной палочкой и превращает детей в белочек (надевает на них шапочки маски белочек).

ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ ПЕСНЮ «БЕЛОЧКИ»

(муз. З. Левиной, сл. Л. Некрасовой)

Воспитатель : А теперь давайте, дети, угостим нашу белочку. Что мы принесли для неё? (Отдают белочке грибы, орешки, шишки)

Что – то холодно стало, мороз крепчает, метель дорожки заметает.

Ла – ла – ла – наступили холода

Дети хлопают в ладоши

Ул – ул – ул – холодный ветер дул

Дуют на ладоши

Тели – тели – тели – весь день метели

Вращение согнутых в локтях рук

Зима: Ну, что я вас совсем заморозила?

Воспитатель : А мы не боимся холода, мы умеем греться. Погреемся ребята?

Если замерзают руки,

Начинаем их тереть,

Быстро мы сумеем руки,

Как на печке разогреть

Дети медленно растирают одну ладонь о другую

Сначала ладошки,

Совсем как ледышки,

Потом как лягушки,

Потом как подушки

Дети растирают ладони всё быстрее и быстрее

Согрелись ладошки,

Горят и взаправду,

А не понарошку.

Я горю, как от огня,

Вот, потрогайте меня!

Вытягивают вперёд раскрытые ладони.

Зима: Вот спасибо вам, ребята, побывали вы со мной в лесу, накормили всех зверюшек! А теперь честно мне скажите, нравится ли вам зимой?

Дети: Да!

Воспитатель : Спасибо тебе зима за своё гостеприимство, весело у тебя в лесу. Но нам пора уже и честь знать, а то ветер засвистит, да пурга начнётся и тропинки заметет снегом! Уже темно становится, пора нам домой возвращаться. Зима ты нас не проводишь?

Зима: Скорей! Скорей! Я провожу вас.

Из царства снега мы идём,

Громко песенку поё м:

Тра – ля – ля – ля …

Дети маршируют, слова произнося громко

Из царства снега мы идём,

Тихо песенку поё м:

Тра – ля – ля –ля…

Дети идут на носочках, слова произнося тихо

Итог: Дети прощаются с зимой.

Публикации по теме:

Конспект НОД в старшей группе «Зимний лес» Конспект НОД «Зимний лес» с детьми старшей группы, разработан в соответствии с тематической неделей «Зима», воспитатель Пуларгина А. С. Цель:.

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по экологическому воспитанию «Экскурсия в зимний лес»
Опубликовано: 14 ноября 2014 в 12:08
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД