Эксперементальная деятельность «Воздух»

Наталья Семенютина
Эксперементальная деятельность «Воздух»

Цель: Обобщение и систематизация представлений детей о воздухе.

Программное содержание:

Развивающие задачи:

1. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

2. Развивать логическое мышление.

3. Развивать желание самостоятельно делать выводы.

Обучающие задачи:

1. Расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, имеет вес, при охлаждении сжимается, при нагревании расширяется, упругий.

2. Продолжать знакомить детей со способами обнаружения воздуха.

3. Познакомить детей с историей изобретения воздушного шара.

4. Активизировать речь и обогащать словарь.

5. Обучать детей отвечать на поставленные вопросы.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.

2. Воспитывать культуру общения с взрослыми и сверстниками, и культуру

поведения на занятиях.

Материал: 4 стола. На первом - веера и воздушные шары (по количеству детей). На втором - стеклянные ёмкости с водой, салфетки, стаканчики, трубочки и ёмкости, наполненные водой. На третьем - баночки, бутылочки разного размера, 1 шарик. На четвертом - 2 стакана (один с чистой водой, второй с газированной, небольшие кусочки пластилина.

Стулья по количеству детей на них белые халаты. Проектор, экран, ноутбук, колонки, сумка-холодильник, фен.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о значении воздуха для всего живого «Для чего нам нужен воздух. Наблюдение за рыбками «Как рыбки дышат в воде», дидактическая игра «Живое – неживое».

Ход занятия

Вводная часть

- Ребята, сегодня в детский сад почтальон принёс посылку для вас. А откуда она, мы сейчас посмотрим. (Читают на посылке надпись «Страна Почемучек»).

- А тут еще открытка с загадкой:

Через нос проходит в грудь.

И обратный держит путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем.

- Что это? (Воздух)

- А как вы догадались? (Алина, Саша)

- Да, воздух не видим, но он существует вокруг нас.

- Давайте откроем посылку и посмотрим, что там.

- А там ничего нет.

- Тогда, что же нам прислали из страны Почемучек? (Воздух) Как считает Катя? А Дима?

- Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.

- Я знаю, что человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней, без воздуха - не больше 5 минут.

- А кому ещё нужен воздух? (Рыбам, животным, растениям)

- Правильно всему живому.

- Воздух называют «Воздух-невидимка». Почему? Как вы считаете? Алиса? А Надя как думает? (Потому что он не видим)

- У нас возникла проблема: если воздух невидим, как же нам его увидеть, услышать и почувствовать? (Ответы детей) Как считает Саша? А Никита?

- Я предлагаю вам отправиться в научную лабораторию исследовать воздух. Там, мы будем вместе искать ответы на наши вопросы.

- Посмотрите на эту модель (на слайде 3 модели: глаза, руки, уши). Глядя на неё, скажите пожалуйста, на какой вопрос мы будем искать ответ? (Как можно увидеть воздух)

- А на эту? (Как можно почувствовать воздух)

- На эту? (Как можно услышать воздух)

- Для работы в лаборатории мы с вами перевоплотимся в научных сотрудников. Одевайте халаты. (Дети одеваются)

- Скажите, какими качествами должен обладать научный сотрудник? (Быть внимательным, аккуратным, спокойным). В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга.

Основная часть

- Давайте подойдём к волшебной «Чудо – двери». Играет музыка.

Через чудо - дверь пройдём

В лабораторию попадём.

Будем всё на свете знать.

На наши вопросы ответы искать.

- Очутились мы в самой настоящей научной лаборатории. Вот теперь вы не дети, а научные сотрудники.

- Проходите, коллеги в научную лабораторию и располагайтесь вокруг первого стола.

- Посмотрите на модель. Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас? (Слайд 12)

- Как можно почувствовать воздух? Молодцы.

- Возьмите веера. Помашите ими. Что чувствуете? (Воздух, холодок)

- А теперь подуйте себе на ладошки. Что вы чувствуете? (Воздух, струю воздуха)

Эксперимент №1 «Чувствуем воздух при помощи шарика»

Цель: познакомить детей со способом обнаружения воздуха – чувствуем воздух, определить, что воздух есть в шаре, его можно почувствовать.

Материал: воздушные шары.

Ход:

- Почувствовать воздух можно с помощью шарика. Посмотрите на меня. Я проделаю эксперимент, а затем коллеги вы проделаете. Надуваем шарик немножко и направляем отверстие шара на ладонь, выпускаем струю воздуха, но шарик из руки не выпускаем.

- Что вы чувствуете? Степа? А Андрей, что чувствует? (Воздух, холодок)

- Воздух перемещается с одного места на другое, когда воздух перемещается можно сказать, что дует ветер.

Вывод: обнаружили воздух – почувствовали его, при помощи воздушного шарика.

- Коллеги, как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: Как можно почувствовать воздух? (Да)

- А кто считает по-другому?

- При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? (При помощи веера, дули на ладошки, воздушного шарика)

- Отправимся на поиски следующего ответа на вопрос.

- Располагайтесь вокруг второго стола коллеги. Посмотрите на модель. На какой вопрос мы с вами будем искать ответ? Как можно увидеть воздух?

- У меня в руке пластиковый стаканчик. Что в нем находится? (Воздух, ничего)

- А мы проверим ваши версии.

Эксперимент №2 «Есть ли воздух в стаканчике

Цель: определить, что воздух есть в стаканчике. Познакомить детей со способами обнаружения воздуха – видим воздух.

Материал: стеклянные ёмкости с водой, салфетки, стаканчики.

Ход:

- Внимание коллеги. Соблюдаем тишину. Идёт эксперимент. На дно стаканчика кладём салфетку, тщательно её прижимаем к дну банки. Переворачиваем банку вверх дном, держим банку прямо вертикально и опускаем банку в ёмкость с водой, до дна ёмкости. Затем банку вынимаем из воды. Посмотрим, намокнет ли салфетка. Проделываем опыт коллеги. Что же случилось с салфеткой. (Она сухая) Почему? Как считает Катя? Вика?

Вывод: салфетка не намокла, потому что воздух есть в банке, он не пускал туда воду.

Эксперимент №3 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой» Цель: обнаружить, что воздух мы можем увидеть и другим способом. При разном выдохе воздуха, увидеть разное количество пузырьков.

Материал: трубочки и ёмкости, наполненные водой, алгоритм действия эксперимента.

Ход:

Этот эксперимент коллеги проделайте самостоятельно. Вам поможет алгоритм, расположенный на экране. Дети рассматривают алгоритм действия и проделывают эксперимент – ребёнок берёт трубочку, опускает один конец в воду, а в другой дует. Что вы увидели? Лена? Саша? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: когда выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

- Уважаемые коллеги эксперимент закончен.

- Коллеги скажите, пожалуйста, нашли мы ответ на вопрос: Как же можно увидеть воздух? (Да)

- А кто не согласен? Все увидели воздух?

- А что нам помогло увидеть воздух? (При опускании стаканчика в ёмкость с водой мы увидели, что салфетка на дне стаканчика осталась сухой, когда дули в трубочки видели пузырьки воздуха).

- Отправляемся дальше.

- Коллеги, располагайтесь вокруг стола.

- На какой вопрос, мы будем сейчас искать ответ? (Дети смотрят на модель «Ухо»)

- Как можно услышать воздух?

Эксперимент №4 «Слышим воздух разными способами»

Цель: обнаружить, что воздух можно услышать, разными способами: если подуть в баночку или бутылочку и если надуть шарик и выпускать воздух.

Материал: баночки, бутылочки, шарик.

Ход:

- Возьмите по баночке, бутылочке и подуйте в горлышко, с краю. Дети берут баночки, бутылочки и дуют в горлышки с краю.

- Что вы слышите, коллеги? (Воздух, звук).

- А ещё можно услышать звук при помощи шарика. Если надуть шарик, а затем, растягивая отверстие шарика сдувать воздух, что мы услышим? Лена? Петя? (Звук, писк). Педагог сам проделывает эксперимент с шариком.

Вывод: воздух можно услышать разными способами.

- На нашей планете Земля есть воздух, поэтому мы слышим звуки, а на Луне воздуха нет, поэтому, если бы мы туда отправились, и издавали бы разные звуки, мы бы их не слышали.

- А еще, уважаемые коллеги, мы можем слышать воздух, когда слушаем звучание различных духовых инструментов. Вот послушайте

- Уважаемые коллеги, скажите мне, пожалуйста, нашли мы ответ на вопрос:

Как можно услышать воздух? Таня думает, что да. Вы согласны с Таней?

- С помощью чего мы услышали воздух коллеги? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).

- Давайте пойдем дальше. Располагайтесь вокруг стола.

- Скажите мне, пожалуйста, коллеги, а как можно еще надуть шарик? (С помощью насоса).

- А я вам предлагаю другой способ.

Эксперимент №5 «Надуваем шарик»

Цель: обнаружить, что воздух при нагревании расширяется – занимает больше места. Познакомить детей с необычным способом надувания шарика.

Материал: сумка – холодильник, бутылочка, шарик, фен, емкость с водой и льдом.

Ход:

- Если взять пустую бутылку, её охладить, затем занести охлажденную бутылку в тёплое помещение, на горлышко надеть шарик. Что произойдёт?

Педагог вынимает охлаждённую бутылочку с шариком из сумки – холодильника. Тёплую струю фена направляет на бутылочку – нагревает её.

- Что происходит коллеги? (Шарик надувается)

- Почему он надувается? (Воздух расширяется)

- Посмотрите на меня. Сожмите кулачки - вот так воздух сжимается в холоде, разожмите кулачки - воздух в тепле расширяется. И когда мы занесли бутылку в тёплое помещение, воздух стал расширяться, ему стало мало места в бутылочке, он начал, выходить из бутылочки и надул шарик.

Вывод: шарик можно надуть необычным способом, в шарике есть воздух, при нагревании бутылочки он нагревается – расширяется и выходит из бутылочки в шарик.

Эксперимент №6 «Сдуваем шарик»

Цель: шарик можно сдуть необычным способом, обнаружить, что если

воздух охладить, он сжимается - занимает меньше места.

Материал: бутылочка с шариком на горлышке, емкость с водой и льдом.

Ход:

- Коллеги, а как можно сдуть шарик? (Лопнуть, снять с бутылочки)

- А давайте мы его охладим, ставим бутылочку и шарик в емкость с холодной водой и льдом. Воспитатель ставит бутылочку с надутым шариком на горлышке, в емкость с холодной водой и льдом.

- Пока шарик с бутылочкой охлаждаются, я вам расскажу про воздушные шары.

- Первый воздушный шар изобрели и построили французы, два брата Жозеф и Жак Монгольфье. Это было давно в 1783 году. Братья построили шар из бумаги и льняной ткани. Шар надули горячим воздухом, т. к. горячий воздух легче холодного. Первыми пассажирами были петух, утка и овца. (Показ картинок). Этот полёт длился 8 минут. А когда полетел человек - полёт длился 25 минут. Шары стали надувать газами. Сейчас полёты на воздушных шарах - это увлекательный вид спорта. И может быть кто-то из вас, когда

вырастит, тоже будит летать на воздушных шарах.

- Ну что же, давайте коллеги посмотрим, что же стало с нашим шариком? (Сдулся. А почему? Воздух сжался) Покажите кулачками, как он сжался.

Вывод: воздух при охлаждении занимает меньше места – сжимается. Шарик можно сдувать таким необычным способом, воздух из шарика вышел обратно в бутылочку.

- Уважаемые коллеги, скажите мне, пожалуйста, а воздух имеет вес? Вика считает, что имеет. А Яна думает, что воздух не имеет веса.

- А мы сейчас проверим.

Эксперимент №7 «Живой пластилин»

Цель: выявить, что воздух имеет вес.

Материал: 2 стакана (один с чистой водой, второй с газированной, небольшие кусочки пластилина.

Ход:

- Давайте нальем два стакана воды. В первый стакан – чистую воду, во - второй стакан – газированную.

- В каждый стакан бросьте по 5 кусочков пластилина (размером с рисовое зёрнышко).

- Что происходит в первом стакане? Что происходит во - втором стакане? (В первом стакане обычная вода, в ней содержится большое количество кислорода, и пластилин оседает на дно. Во - втором стакане вода газированная, она содержит большое количество углекислого газа. Поэтому кусочки пластилина поднимаются к поверхности воды, переворачиваются и снова идут ко дну, где их снова начинают облеплять пузырьки, но уже в большем количестве)

- Верно, коллеги. Вначале пластилин тонет, т. к. он тяжелее воды, затем пузырьки газа облепляют кусочки (они напоминают маленькие воздушные шары) и пластилин всплывает на поверхность.

- Какой можно сделать вывод, коллеги?

Вывод: воздух имеет вес.

- Ну что же, время наше в научной лаборатории закончилось и нам пора возвращаться в детский сад.

- Подойдите к волшебной «Чудо – двери». Играет музыка. (Слайд 30)

- Вокруг себя повернись, в детском саду окажись. (Дети проходят через дверь)

Заключительная часть

- Ребята, я вам предлагаю снять халаты и положить их на стульчики.

- Посмотрите на меня.

- Где мы сейчас были? (В научной лаборатории)

- А зачем мы туда отправились? (Искать ответы на вопросы)

- С помощью чего мы нашли ответы:

Посмотрите на модели.

Увидели воздух:

1. С помощью коктейльных трубочек и ёмкости с водой.

2. Когда наклонили стаканчик и опустили в воду, увидели пузырьки воды.

Почувствовали воздух:

С помощью шариков, вееров, дули на ладонь.

Услышали воздух:

1. С помощью бутылочек, баночек.

2. С помощью шарика.

- А что нового, интересного вы узнали из путешествия?

- Ребята, подойдите ко мне, закройте глазки. Я вас всех поглажу, а вы мне

скажите, кого я больше всех погладила?

- Я вас всех погладила, вы все были внимательными, активными. Мне очень понравилась ваша работа в лаборатории, вы с интересом, увлекательно проделывали эксперименты, как настоящие научные сотрудники. Спасибо за работу!

Публикации по теме:

В гостях у бабушки в деревне Вашему вниманию предложен материал (занятие и презентация) по познавательному развитию из блока "Где мы живём".Такая систематизация позволит.

СканвордСканворд В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений стремятся к тому, чтобы успешно подготовить детей к школе. Однако задачи.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эксперементальная деятельность «Воздух»
Опубликовано: 10 августа 2012 в 05:05
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по художественному творчеству (лепке) «Лисичка-сестричка» с детьми старшей...
Цель: развивать умение детей лепить лису по сказкам. Задачи: продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить...
Первый день зимы!!
Наше первое декабря прошло очень весело! На занятие по мелкой моторике мы сегодня делали поделки из ниток! Тема занятия была "Первый день зимы", и наши...
Интегрированное занятие по физической культуре «Игры Есенинского края»
Интегрированное занятие « Игры Есенинского края» ( подготовительная к школе группа) Программные задачи: Образовательная область «Физическое...
Дидактические игры на автоматизацию звуков в слогах
Дидактическая игра «Полянка», "Облака". Цель: автоматизация звука в слогах, сочетание произнесения слогов с движениями. Оборудование:пальчиковые игрушки...
Фотоотчёт мероприятия с родителями в нетрадиционной форме к Дню матери. Огонёк «Милой...
СТАРШАЯ ГРУППА С годами став взрослее в чувствах строже , вдруг начинаешь понимать Нет человека ближе и дороже , чем женщина которой имя МАТЬ . Она с...