Получи документы

Эксперементальная деятельность «Воздух»

Наталья Семенютина
Эксперементальная деятельность «Воздух»

Цель: Обобщение и систематизация представлений детей о воздухе.

Программное содержание:

Развивающие задачи:

1. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

2. Развивать логическое мышление.

3. Развивать желание самостоятельно делать выводы.

Обучающие задачи:

1. Расширить представления детей о свойствах воздуха : невидим, имеет вес, при охлаждении сжимается, при нагревании расширяется, упругий.

2. Продолжать знакомить детей со способами обнаружения воздуха.

Публикация «Эксперементальная деятельность „Воздух“» размещена в разделах

3. Познакомить детей с историей изобретения воздушного шара.

4. Активизировать речь и обогащать словарь.

5. Обучать детей отвечать на поставленные вопросы.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.

2. Воспитывать культуру общения с взрослыми и сверстниками, и культуру

поведения на занятиях.

Материал: 4 стола. На первом - веера и воздушные шары (по количеству детей). На втором - стеклянные ёмкости с водой, салфетки, стаканчики, трубочки и ёмкости, наполненные водой. На третьем - баночки, бутылочки разного размера, 1 шарик. На четвертом - 2 стакана (один с чистой водой, второй с газированной, небольшие кусочки пластилина.

Стулья по количеству детей на них белые халаты. Проектор, экран, ноутбук, колонки, сумка-холодильник, фен.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о значении воздуха для всего живого «Для чего нам нужен воздух. Наблюдение за рыбками «Как рыбки дышат в воде», дидактическая игра «Живое – неживое».

Ход занятия

Вводная часть

- Ребята, сегодня в детский сад почтальон принёс посылку для вас. А откуда она, мы сейчас посмотрим. (Читают на посылке надпись «Страна Почемучек»).

- А тут еще открытка с загадкой:

Через нос проходит в грудь.

И обратный держит путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем.

- Что это? (Воздух)

- А как вы догадались? (Алина, Саша)

- Да, воздух не видим, но он существует вокруг нас.

- Давайте откроем посылку и посмотрим, что там.

- А там ничего нет.

- Тогда, что же нам прислали из страны Почемучек? (Воздух) Как считает Катя? А Дима?

- Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.

- Я знаю, что человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней, без воздуха - не больше 5 минут.

- А кому ещё нужен воздух? (Рыбам, животным, растениям)

- Правильно всему живому.

- Воздух называют «Воздух-невидимка». Почему? Как вы считаете? Алиса? А Надя как думает? (Потому что он не видим)

- У нас возникла проблема: если воздух невидим, как же нам его увидеть, услышать и почувствовать? (Ответы детей) Как считает Саша? А Никита?

- Я предлагаю вам отправиться в научную лабораторию исследовать воздух. Там, мы будем вместе искать ответы на наши вопросы.

- Посмотрите на эту модель ( на слайде 3 модели: глаза, руки, уши). Глядя на неё, скажите пожалуйста, на какой вопрос мы будем искать ответ? (Как можно увидеть воздух)

- А на эту? (Как можно почувствовать воздух)

- На эту? (Как можно услышать воздух)

- Для работы в лаборатории мы с вами перевоплотимся в научных сотрудников. Одевайте халаты. (Дети одеваются)

- Скажите, какими качествами должен обладать научный сотрудник? (Быть внимательным, аккуратным, спокойным). В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга.

Основная часть

- Давайте подойдём к волшебной «Чудо – двери». Играет музыка.

Через чудо - дверь пройдём

В лабораторию попадём.

Будем всё на свете знать.

На наши вопросы ответы искать.

- Очутились мы в самой настоящей научной лаборатории. Вот теперь вы не дети, а научные сотрудники.

- Проходите, коллеги в научную лабораторию и располагайтесь вокруг первого стола.

- Посмотрите на модель. Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас? (Слайд 12)

- Как можно почувствовать воздух? Молодцы.

- Возьмите веера. Помашите ими. Что чувствуете? (Воздух, холодок)

- А теперь подуйте себе на ладошки. Что вы чувствуете? (Воздух, струю воздуха)

Эксперимент №1 «Чувствуем воздух при помощи шарика»

Цель: познакомить детей со способом обнаружения воздуха – чувствуем воздух, определить, что воздух есть в шаре, его можно почувствовать.

Материал: воздушные шары.

Ход:

- Почувствовать воздух можно с помощью шарика. Посмотрите на меня. Я проделаю эксперимент, а затем коллеги вы проделаете. Надуваем шарик немножко и направляем отверстие шара на ладонь, выпускаем струю воздуха, но шарик из руки не выпускаем.

- Что вы чувствуете? Степа? А Андрей, что чувствует? (Воздух, холодок)

- Воздух перемещается с одного места на другое, когда воздух перемещается можно сказать, что дует ветер.

Вывод: обнаружили воздух – почувствовали его, при помощи воздушного шарика.

- Коллеги, как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: Как можно почувствовать воздух? (Да)

- А кто считает по-другому?

- При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? (При помощи веера, дули на ладошки, воздушного шарика)

- Отправимся на поиски следующего ответа на вопрос.

- Располагайтесь вокруг второго стола коллеги. Посмотрите на модель. На какой вопрос мы с вами будем искать ответ? Как можно увидеть воздух?

- У меня в руке пластиковый стаканчик. Что в нем находится? (Воздух, ничего)

- А мы проверим ваши версии.

Эксперимент №2 «Есть ли воздух в стаканчике

Цель: определить, что воздух есть в стаканчике. Познакомить детей со способами обнаружения воздуха – видим воздух.

Материал: стеклянные ёмкости с водой, салфетки, стаканчики.

Ход:

- Внимание коллеги. Соблюдаем тишину. Идёт эксперимент. На дно стаканчика кладём салфетку, тщательно её прижимаем к дну банки. Переворачиваем банку вверх дном, держим банку прямо вертикально и опускаем банку в ёмкость с водой, до дна ёмкости. Затем банку вынимаем из воды. Посмотрим, намокнет ли салфетка. Проделываем опыт коллеги. Что же случилось с салфеткой. (Она сухая) Почему? Как считает Катя? Вика?

Вывод: салфетка не намокла, потому что воздух есть в банке, он не пускал туда воду.

Эксперимент №3 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой» Цель: обнаружить, что воздух мы можем увидеть и другим способом. При разном выдохе воздуха, увидеть разное количество пузырьков.

Материал: трубочки и ёмкости, наполненные водой, алгоритм действия эксперимента.

Ход:

Этот эксперимент коллеги проделайте самостоятельно. Вам поможет алгоритм, расположенный на экране. Дети рассматривают алгоритм действия и проделывают эксперимент – ребёнок берёт трубочку, опускает один конец в воду, а в другой дует. Что вы увидели? Лена? Саша? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: когда выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

- Уважаемые коллеги эксперимент закончен.

- Коллеги скажите, пожалуйста, нашли мы ответ на вопрос: Как же можно увидеть воздух? (Да)

- А кто не согласен? Все увидели воздух?

- А что нам помогло увидеть воздух? (При опускании стаканчика в ёмкость с водой мы увидели, что салфетка на дне стаканчика осталась сухой, когда дули в трубочки видели пузырьки воздуха).

- Отправляемся дальше.

- Коллеги, располагайтесь вокруг стола.

- На какой вопрос, мы будем сейчас искать ответ? (Дети смотрят на модель «Ухо»)

- Как можно услышать воздух?

Эксперимент №4 «Слышим воздух разными способами»

Цель: обнаружить, что воздух можно услышать, разными способами: если подуть в баночку или бутылочку и если надуть шарик и выпускать воздух.

Материал: баночки, бутылочки, шарик.

Ход:

- Возьмите по баночке, бутылочке и подуйте в горлышко, с краю. Дети берут баночки, бутылочки и дуют в горлышки с краю.

- Что вы слышите, коллеги? (Воздух, звук).

- А ещё можно услышать звук при помощи шарика. Если надуть шарик, а затем, растягивая отверстие шарика сдувать воздух, что мы услышим? Лена? Петя? (Звук, писк). Педагог сам проделывает эксперимент с шариком.

Вывод: воздух можно услышать разными способами.

- На нашей планете Земля есть воздух, поэтому мы слышим звуки, а на Луне воздуха нет, поэтому, если бы мы туда отправились, и издавали бы разные звуки, мы бы их не слышали.

- А еще, уважаемые коллеги, мы можем слышать воздух, когда слушаем звучание различных духовых инструментов. Вот послушайте

- Уважаемые коллеги, скажите мне, пожалуйста, нашли мы ответ на вопрос:

Как можно услышать воздух? Таня думает, что да. Вы согласны с Таней?

- С помощью чего мы услышали воздух коллеги? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).

- Давайте пойдем дальше. Располагайтесь вокруг стола.

- Скажите мне, пожалуйста, коллеги, а как можно еще надуть шарик? (С помощью насоса).

- А я вам предлагаю другой способ.

Эксперимент №5 «Надуваем шарик»

Цель: обнаружить, что воздух при нагревании расширяется – занимает больше места. Познакомить детей с необычным способом надувания шарика.

Материал: сумка – холодильник, бутылочка, шарик, фен, емкость с водой и льдом.

Ход:

- Если взять пустую бутылку, её охладить, затем занести охлажденную бутылку в тёплое помещение, на горлышко надеть шарик. Что произойдёт?

Педагог вынимает охлаждённую бутылочку с шариком из сумки – холодильника. Тёплую струю фена направляет на бутылочку – нагревает её.

- Что происходит коллеги? (Шарик надувается)

- Почему он надувается? (Воздух расширяется)

- Посмотрите на меня. Сожмите кулачки - вот так воздух сжимается в холоде, разожмите кулачки - воздух в тепле расширяется. И когда мы занесли бутылку в тёплое помещение, воздух стал расширяться, ему стало мало места в бутылочке, он начал, выходить из бутылочки и надул шарик.

Вывод: шарик можно надуть необычным способом, в шарике есть воздух, при нагревании бутылочки он нагревается – расширяется и выходит из бутылочки в шарик.

Эксперимент №6 «Сдуваем шарик»

Цель: шарик можно сдуть необычным способом, обнаружить, что если

воздух охладить, он сжимается - занимает меньше места.

Материал: бутылочка с шариком на горлышке, емкость с водой и льдом.

Ход:

- Коллеги, а как можно сдуть шарик? (Лопнуть, снять с бутылочки)

- А давайте мы его охладим, ставим бутылочку и шарик в емкость с холодной водой и льдом. Воспитатель ставит бутылочку с надутым шариком на горлышке, в емкость с холодной водой и льдом.

- Пока шарик с бутылочкой охлаждаются, я вам расскажу про воздушные шары.

- Первый воздушный шар изобрели и построили французы, два брата Жозеф и Жак Монгольфье. Это было давно в 1783 году. Братья построили шар из бумаги и льняной ткани. Шар надули горячим воздухом, т. к. горячий воздух легче холодного. Первыми пассажирами были петух, утка и овца. (Показ картинок). Этот полёт длился 8 минут. А когда полетел человек - полёт длился 25 минут. Шары стали надувать газами. Сейчас полёты на воздушных шарах - это увлекательный вид спорта. И может быть кто-то из вас, когда

вырастит, тоже будит летать на воздушных шарах.

- Ну что же, давайте коллеги посмотрим, что же стало с нашим шариком? (Сдулся. А почему? Воздух сжался) Покажите кулачками, как он сжался.

Вывод: воздух при охлаждении занимает меньше места – сжимается. Шарик можно сдувать таким необычным способом, воздух из шарика вышел обратно в бутылочку.

- Уважаемые коллеги, скажите мне, пожалуйста, а воздух имеет вес? Вика считает, что имеет. А Яна думает, что воздух не имеет веса.

- А мы сейчас проверим.

Эксперимент №7 «Живой пластилин»

Цель: выявить, что воздух имеет вес.

Материал: 2 стакана (один с чистой водой, второй с газированной, небольшие кусочки пластилина.

Ход:

- Давайте нальем два стакана воды. В первый стакан – чистую воду, во - второй стакан – газированную.

- В каждый стакан бросьте по 5 кусочков пластилина (размером с рисовое зёрнышко).

- Что происходит в первом стакане? Что происходит во - втором стакане? (В первом стакане обычная вода, в ней содержится большое количество кислорода, и пластилин оседает на дно. Во - втором стакане вода газированная, она содержит большое количество углекислого газа. Поэтому кусочки пластилина поднимаются к поверхности воды, переворачиваются и снова идут ко дну, где их снова начинают облеплять пузырьки, но уже в большем количестве)

- Верно, коллеги. Вначале пластилин тонет, т. к. он тяжелее воды, затем пузырьки газа облепляют кусочки (они напоминают маленькие воздушные шары) и пластилин всплывает на поверхность.

- Какой можно сделать вывод, коллеги?

Вывод: воздух имеет вес.

- Ну что же, время наше в научной лаборатории закончилось и нам пора возвращаться в детский сад.

- Подойдите к волшебной «Чудо – двери». Играет музыка. (Слайд 30)

- Вокруг себя повернись, в детском саду окажись. (Дети проходят через дверь)

Заключительная часть

- Ребята, я вам предлагаю снять халаты и положить их на стульчики.

- Посмотрите на меня.

- Где мы сейчас были? (В научной лаборатории)

- А зачем мы туда отправились? (Искать ответы на вопросы)

- С помощью чего мы нашли ответы:

Посмотрите на модели.

Увидели воздух :

1. С помощью коктейльных трубочек и ёмкости с водой.

2. Когда наклонили стаканчик и опустили в воду, увидели пузырьки воды.

Почувствовали воздух :

С помощью шариков, вееров, дули на ладонь.

Услышали воздух :

1. С помощью бутылочек, баночек.

2. С помощью шарика.

- А что нового, интересного вы узнали из путешествия?

- Ребята, подойдите ко мне, закройте глазки. Я вас всех поглажу, а вы мне

скажите, кого я больше всех погладила?

- Я вас всех погладила, вы все были внимательными, активными. Мне очень понравилась ваша работа в лаборатории, вы с интересом, увлекательно проделывали эксперименты, как настоящие научные сотрудники. Спасибо за работу!

Публикации по теме:

В гостях у бабушки в деревне Вашему вниманию предложен материал (занятие и презентация) по познавательному развитию из блока "Где мы живём".Такая систематизация позволит.

СканвордСканворд В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений стремятся к тому, чтобы успешно подготовить детей к школе. Однако задачи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эксперементальная деятельность «Воздух»
Опубликовано: 10 августа 2012 в 05:05
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД