Эксперимент как один из методов экологического образования дошкольников

Ольга Теплухина
Эксперимент как один из методов экологического образования дошкольников

Экологическое воспитание – это необходимая часть нашей общественной жизни. Процесс экологического воспитания должен быть постоянным, непрерывным, целенаправленным. В процессе экологического воспитания дети знакомятся с правилами поведения в природе, узнаёт о своих правах и обязанностях по отношению к природе

(ко всему живому).

Первые представления о природе ребёнок получает в семье потом в детском саду.

Целью экологического воспитания является формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.

Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по охране окружающей природы.

Задачами экологического воспитания являются:

- сформировать у детей целостный взгляд на природу и место их активность в процессе познания окружающего мира, учить анализировать, высказывать свою точку зрения.

- расширять представления детей о предметах и явлениях природы, о растительном и животном мире, существующих в природе взаимосвязях, приспособлении животных и растений в различных условиях среды;

- выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе и быту, прогнозировать возможные последствия своих поступков;

- овладеть специальными знаниями, умениями и навыками по ведению здорового образа жизни.

Актуальность:

Занимательные эксперименты, вызывают у детей интерес к объектам живой и не живой природы, побуждают к самостоятельному поиску причин, и способов действий, а также стимулируют их активность в процессе познания окружающего мира.

Главный метод экологического воспитания это организация активного экспериментирования. Вся экспериментальная деятельность осуществляется при соблюдении основного правила, не навреди! Не следует проводить эксперименты наносящие вред растениям, животным и человеку. Экспериментируя, дети узнают много интересного, познавательного.

В моей группе ведётся экспериментальная работа. Через эксперимент дети знакомятся со свойством воды, снега, льда. Организован экспериментальный уголок, в который входит следующее оборудование:

Природный материал: камушки, ракушки, листья деревьев, семена и т. д. ;

ткани, разные виды бумаги, гуашь.

Медицинское оборудование: Пипетки, колбы, мерные ложки, шприцы (без игл) и т. д.

Прочие материалы: Лупы, зеркала, воздушные шары, сито, свечи, соль, сахар, мука, масло.

Один из экспериментов «Узнаем какая вода»:

Цель: познакомить детей со свойствами воды, развитие умения делать выводы, речевое развитие.

Дети узнают, что вода - жидкость, при низкой температуре превращается в лёд, при нагревании в пар; вода имеет свойства испаряться; вода без запаха, без вкуса. Вода имеет свойства растворять соль, сахар и т. д., вода может двигать предметы (игра «Мельница»).

При мытье рук можно поиграть с водой изменив температуру воды. Используя питьевой режим можно задать вопрос, какая вода в чайнике? Используя такие приёмы, подводим детей к выводу. Аналогичные эксперименты проводятся со снегом и льдом.

В старшей группе провела открытое занятие на тему «Круговорот воды в природе».

Целью эксперимента является показать детям, что испаряясь, вода превращается в пар, поднимаясь вверх, остывает и снова опускается в виде капелек воды.

Был проведён эксперимент с воздухом.

Цель эксперимента - дать первоначальные представления о воздухе и его свойствах. Дети узнали о том, что воздух вокруг нас, мы его не видим, он без цвета, без вкуса и запаха; воздух мы можем ощущать, что человек не может жить без воздуха. Воздух -проводник звуков, передает звуки; не будет воздуха, не будут люди слышать звуки.

Следующий эксперимент: на дно стакана положили салфетку, перевёрнутый стакан был опущен в воду, вынув стакан из воды, дети обнаружили салфетку сухой.

Вывод: воздух не дал воде проникнуть в стакан.

С малышами: понравился эксперимент на прочность. Проверяли, что легче порвётся? Бумага, салфетка или ткань. Натягивая в руках. Салфетка порвалась первой, прочной была ткань.

Целью эксперимента было показать детям свойства различных предметов.

Экспериментировали с растениями (не причиняя им вреда).

Одно поливали, другое, не поливали какое то время. У одного растения листики завяли, у другого нет.

Цель эксперимента показать детям, что растения не могут жить без воды. Весной убирали одно растение в темное место, другое ставили на свет. Через некоторое время сравнивали оба растения: одно растение оставалось зелёным, другое было желтого цвета.

Цель эксперимента показать детям, что растениям нужен свет. Через некоторое время можно вернуться к пройденным экспериментам, усложняя и углубляя их с возрастом детей.

Внимание и интересы детей дошкольного возраста кратковременны, неустойчивы, дети быстро утомляются. Поэтому неоднократное возвращение к одной и той же теме способствует развитию внимания детей и длительному сохранения интереса.

Все эксперименты проходят в игровой форме сопровождаются стихами, загадками, аудиозаписями. В игровых обучающих ситуациях используются игрушки, используются сказочные герои: Незнайка, Карлсон, Айболит и т. д.

Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д.

Использование эксперимента в процессе формирования экологических представлений помогает дошкольнику получить новое знание в процессе самостоятельной деятельности, зафиксировать это знание в модели, «передать» это знание педагогу, родителям, сверстникам.

Экспериментирование дает детям богатую информацию о причинно-следственных связях, взаимосвязи живой и неживой природы, действенно подтверждает формулу «в природе нет ничего лишнего».

Литература:

1. Иванова А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников / – ТЦ Сфера. – 2006.

2. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников /

– СПб.: Детство, 1998.

3. Зебзеева В. А. Теория и технология дошкольного образования: экологическое образование детей / – Оренбург, 2000.

Публикации по теме:

Анкета для родителей по экологическому воспитанию дошкольников. Анкета для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Уважаемые родители! Дошкольное образовательное учреждение в рамках реализации.

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Природу края береги» Представляю вашему вниманию педагогический проект по воспитанию экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста. Основная.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Учимся считать
  • Пожарная безопасность
Автор публикации:
Эксперимент как один из методов экологического образования дошкольников
Опубликовано: 7 июня 2013 в 20:28
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс коллективная работа с детьми «Елочка»
Вот и наступила прекрасное время года - зима. И дети и взрослые рады первому снегу. На улице снежок укрыл белым покрывалом дома и деревья. И все мы...
Дидактическое пособие «Пенал со счётным материалом»
Пособие сделано для детей второй младшей группы. Но его можно использовать и в работе с более старшими дошкольниками. Оно удобно для использования в...
Подарки ко Дню Матери руками детей.
Мама – самое близкое, дорогое и родное для любого человека. Для детей ближе мамы никого нет. Именно поэтому праздник День Матери является основным...
Сценка новогоднего сюрпризного момента в стихотворной форме для старшей группы
Добрый день, дорогие коллеги! Представляю вашему вниманию сюрпризный момент, который могут поставить дети старшей группы на новогоднем празднике. Только...
Фотоотчёт «Наше зимнее творчество»
Доброго времени суток, дорогие мои коллеги. Сегодня хочу поделиться с вами своими мыслями и творческими работами на зимнюю тематику. В рамках работы по...