Папки-передвижки

Эксперимент как средство познавательно-речевого развития дошкольников

Альбина Гурина
Эксперимент как средство познавательно-речевого развития дошкольников

ЭКСПЕРИМЕНТ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ГУРИНА А. В.

Воспитатель 2-й категории МБДОУ д/с №101

Проблема обеспечения эффективности дошкольного и начально-школьного образования является одной из самых актуальных проблем на протяжении всей истории дошкольной и общей педагогики.

В настоящее время оно становится все более острой в связи с модернизацией всей системы образования.

Публикация «Эксперимент как средство познавательно-речевого развития дошкольников» размещена в разделах

Одним из направлений обновления этой системы является введение нового ФТО стандарта для начального общего образования «ФГТ для дошкольного образования, направленных на обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального образования.

Нам хотелось бы поделиться своим опытом работы в реализации образовательной области ФГТ «Познание».

Содержание этой образовательной области ФГТ нацелено на развитие у детей дошкольного возраста познавательных интересов через решение следующих задач:

1) Сенсорное развитие;

2) Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности;

3) Формирование элементарных математических представлений;

4) Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его целостной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», и себе и окружающим людям! Дошкольник проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающихся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно – следственными связями (как, почему, зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Он любит наблюдать, экспериментировать, собирать разнообразные коллекции, проявлять большой интерес к познавательной литературе. Следует также отметить, что на протяжении дошкольного возраста совершенствуется речь ребенка, становясь одним из необходимых условий его познания.

Таким образом, опираясь на детскую любознательность о природе, инициативу ребенка в познавательной деятельности (вопросы, рассуждения, экспериментирование, познавательное общение, мы организовали развивающую среду в группе, которая стимулирует познавательную активность детей, представляем им интересную информацию. Особое внимание мы уделили организации экспериментальной деятельности детей. Чтобы правильно осуществить эту деятельность, мы изучили ее теоретическую базу, в частности труды Н. Н. Поддьякова.

Он отмечает, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н. Н. Поддьяков, 1995г.)

Н. Н. Поддьяков выделяет два основных ориентировочно – исследовательской деятельности дошкольника :

1) Активность в процессе деятельности исходит от самого ребенка.

2) Организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий.

Для проведение экспериментирования нами был выделен уголок в групповой комнате. Туда мы поместили различные вещества (песок, воды, крупы, приборы, лупы, бинокль, микроскоп, весы, магниты). Уголок постепенно пополнялся разными материалами и оборудованием (глиной, почвой, палочками, камушками, дощечками, разными по форме сосудами, стаканчиками. Воронками, различными минералами, семенами, плодами и д. р.).

Изучив опыт работы других педагогов в области экспериментирования, а именно Г. Б. Тугушевой и А. Е. Чистяковой «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» методическое пособие под редакцией Л. Н. Прохоровой. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» и д. р. мы совместно с детьми выработали правила работы в уголке экспериментирования, так как эта работа требует особой аккуратности соблюдения правил безопасности:

1) Экспериментировать в уголке можно только в присутствии и с разрешения педагога;

2) Необходимо брать только нужные для эксперимента материалы;

3) Чтобы работать с сыпучими материалами надо пользоваться подносом;

4) Пробовать на вкус вещества нельзя без разрешения взрослых;

5) После эксперимента нужно вымыть руки и оборудование;

6) После экспериментирования все материалы необходимо вернуть на свое место.

Проанализировав вышеуказанную литературу, мы составили свое тематическое планирование для детей среднего и старшего возраста.

Работы по формированию навыков экспериментирования мы начали со среднего возраста (5 лет, определив задачу: закрепить представление детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус). Чтобы решить эти задачи мы наметили темы экспериментирования :

1) Нюхаем. Пробуем, трогаем, слушаем;

2) Почему все звучит;

3) Прозрачная вода;

4) Вода принимает форму;

5) Какие предметы могут плавать?

6) Делаем мыльные пузыри;

7) Подушка из пены;

8) Воздух повсюду;

9) Воздух работает;

10) Каждому камушку свой домик;

11) Можно ли менять форму камня и глины;

12) Свет и тень;

13) Замерзшая вода и тающий лед;

14) Песочная страна;

15) Фокусы с магнитами;

16) Солнечные зайчики;

17) Что отражается в зеркале.

Выявить свойство воды, развить представление о плавучести предметов, познакомить с тем, что воздух может двигать предметы, образованием тени от предметов, познакомить с понятием «отражение», выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

В старшем дошкольном возрасте мы продолжаем работу по экспериментированию, определив следующие задачи: познакомить детей с понятием «наука», «гипотеза», уточнить представление детей о свойствах воды, дать детям представление о силе тяготения, инерции, познакомить с приборами для наблюдения (микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем, познакомить с массой, расширять представление детей о свойствах воздуха, дать представление о том, что солнце является источником тепла и света, познакомить детей с причиной образования островов, вулканов, гор, молний, радуги.

Для решения этих задач нами были выбраны темы эксперментирования :

1) Вода – растворитель. Очищение воды;

2) Сила тяготения. Упрямые предметы;

3) Почему предметы движуться?

4) Хитрости инерции;

5) Солнце дарит нам тепло и свет;

6) Почему дует ветер;

7) Почему не тонут корабли;

8) Твердая вода. Почему не тонут айсберги?;

9) Откуда взялись острова;

10) Как появляются горы?;

11) Как происходит извержение вулкана?;

12) Испытание магнита;

13) Что такое молния?

14) Радуга в небе;

В уголке экспериментирования мы работаем малыми группами: по 5 – 6 человек. Распределяются дети по группам, исходя из их заинтересованности.

Наша совместная деятельность организуется 1 раз в неделю. В средней группе мы занимаемся по 20 мин., а в старшей и подготовительной по 30 мин.

Свою работу по экспериментированию выстраиваем следующим образом: в средней группе 2 эксперимента за занятие, а в старших группах 3 эксперимента. В начале занятия мы формулируем проблему (интересно, что получится, если, затем проговариваем с детьми, что может получится, т. е. дети выдвигают свои предложения. Вместе мы обсуждаем способы проверки детских предположений. После этого дети проверяют посредствам действий свою гипотезу, делают выводы и фиксируют результат. Важно, чтобы ни один вопрос, возникший у детей, не остался незамеченным. Хорошие результаты получаются если детей отправить на поиски ответов к различным энциклопедиям и интернету. Вместе с родителями они обсуждают проблему, проговаривают свои суждения, обращаются к научным источникам. Такая поисковая деятельность дошкольников. способствует формированию у них навыков анализа, синтеза и обобщения, обогащает речь детей сложными предложениями, что в будущем поможет им легко обучаться в школе, формирует у них навыки учебного труда.

Родители и мы, педагоги, хотим видеть своих детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решающими самостоятельно возникающие проблемы, творческими личностями, умеющими обосновывать и высказывать свои выводы. Ведя ребенка в мир экспериментирования, мы предоставляем ему возможность проявить свой живой интерес к исследовательской деятельности, почувствовать себя творцом.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Мы с нею полностью согласны, так как видим насколько прочно и надолго ребенком усваивается то, что он услышал, увидел и сделал сам в уголке экспериментирования, а потом еще рассказал обо всем родителям. Прослеживая дальнейший жизненный путь наших выпускников, мы слышим из уст родителей слова благодарности за то, что наши дети оказываются среди первоклассников очень компетентными на уроках по окружающему миру, могут уверенно реализовывать свои знания и чувствуют себя успешными учениками; их речь насыщенна научными терминами, они умеют оперировать сложными предложениями, логически выстраивают свои умозаключения, так как они уже в дошкольном возрасте освоили доступные способы изучения природы (наблюдение, измерение, опыт, сравнение, классификация) познакомились со способами получения информации как из семьи, так и из открытого информационного пространства, они научились устанавливать и выявлять причинно – следственные связи в окружающем мире.

Изучив Федеральный Государственный образовательный стандарт, где указываются требования к различным способам сбора и обработки информации и проанализировав нашу деятельность согласно Федеральным Государственным требованиям по разделу «Познание» мы можем утверждать, что производимая нами работа позволит обеспечить нам преемственность образовательных программ дошкольного и начально – общего образования.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт.

2. Федеральные государственные требования.

3. «Непрерывность образования (дошкольные – начальное звено) МО РФ часть 1, Ростов – на – Дону, 2000г.

4. Н. Н. Поддьяков «Детское экспериментирование» М., 1995г.

5. Л. Р. Болотина, Н. В. Миклева «Обеспечение преемственности в работе ДОУ «школы» М, 2005г.

6. Г. Б. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» С. -Петербург, 2010г.

7. Практическое пособие «Экологическое воспитание дошкольников», М. 2004г.

8. Методическое пособие под редакцией Л. Н. Прохоровой «Организация экспериментальной деятельности дошкольников», М., 2005г.

Публикации по теме:

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Презентация для педагогов. Основные виды работы с картинамиПрезентация для педагогов. Основные виды работы с картинами Презентация для педагогов Основные виды работы с картинами "Картина и картинка - мощное средство познавательно-речевого развития дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эксперимент как средство познавательно-речевого развития дошкольников
Опубликовано: 22 мая 2013 в 07:28
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД