Лучший педагог года

Экспериментальная деятельность в дошкольном учреждении.

Нина Макарова
Экспериментальная деятельность в дошкольном учреждении.

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Одним из главных пороков традиционного обучения детей дошкольного возраста-угасание интереса к познанию нового. Построенное на сообщение новых знаний, бесконечном повторении и тренировке, такое обучение способно вытравить из ребёнка то, что заложено природой: проблемность мышления, открытость новому, стремление к поиску противоречий, желание ставить перед взрослым всё новые вопросы и проблемы.

Публикация «Экспериментальная деятельность в дошкольном учреждении,» размещена в разделах

В настоящее время мы становимся свидетелями того, что в дошкольных учреждениях всё больше значения приобретает проблемное обучение. При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом от традиционного: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы. При таком обучении деятельность ребёнка приобретает поисково-исследовательский характер, предполагает сотрудничество педагога с ребенком в творческой деятельности по решению новых для него проблем.

Чтобы эффективно применять проблемное обучение, каждый воспитатель должен сделать поисково-исследовательскую деятельность такой, чтобы она соответствовала интересам, потребностям и возможностям детей дошкольного возраста, особенностям личностного развития в конкретный возрастной период.

Поэтому весьма актуальна в дошкольном образовании проблема организации основного вида деятельности в познании окружающего мира – экспериментирование. В перспективе экспериментальная деятельность претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка.

Её значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса состоит в следующем:

1. Позволяет объединить все виды деятельности, все стороны воспитания.

2. Отвечает современным требованиям концепции модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны».

3. Имеет ряд достоинств по сравнению с другими методами:

А) экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

Б) в процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постепенно возникает необходимость совершенствовать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения;

В) Эксперимент развивает способность ребёнка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей её решения;

Г) экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка. Если у ребёнка будет сформирована любознательность самого высокого уровня для дошкольника – а это залог его будущих успехов в школьной, студенческой жизни и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкасается;

Д) экспериментирование позволяет детям самостоятельно добывать знания, которые являются более осознанными и прочными;

Е) непосредственный контакт ребёнка с предметами и материалами, элементарные опыты с ними позволяют познавать их свойства, качества, возможности, желание узнавать больше, обогащают яркими образами окружающего мира;

Ё) благодаря методу эксперимента ребёнок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые и всё более сложные задачи;

Актуальность и перспективность вопроса обусловили выбор направления работы с детьми: «Организация экспериментальной деятельности в детском саду»

Условия формирование ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Ведущая идея, которая легла в основу системы работы с детьми по экспериментальной деятельности, состоит в том, что результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю. К. бабанский, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, И. Д. Зверев и др.) показывают, что возможности умственного развития детей выше, чем предполагалось ранее. Так, оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но их внутренние связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийном, а в основном наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами и объектами.

В ходе экспериментальной деятельности создаются такие ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта, и анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о ом или ином физическом законе, явлении.

Условиями возникновения и становления опыта явились:

- поисковая активность, которая выражается в потребности исследовать окружающий мир;

- жажда познания, стремление к открытиям, любознательность и потребность в умственных впечатлениях;

- дети дошкольного возраста усваивают прочно и надолго всё то, что слышат, видят и делают сами.

Теоретическая база опыта.

Теоретической базой организации экспериментальной деятельности с детьми явились исследования Н. Н. Подъяхова, который в качестве основного вида поисковой деятельности детей, выделяет деятельность экспериментирования; Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, программа «Детство» под редакцией, методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» под редакцией Б. А. Мартыновой, Н. М. Сучковой.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Реализуя программу «Детство», изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, мною был сделан вывод о необходимости применения технологии детского экспериментирования в процессе их познавательного развития. Организацию экспериментальной деятельности в детском саду я начала с выполнения целой системы педагогических действий.

1. Создала в детском коллективе благоприятный микроклимат, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному исследованию;

2. Разработка перспективно-тематические планы по всем возрастным группам, структуру-занятия эксперимента, примерный алгоритм подготовки и проведения занятия – эксперимента; создала картотеки публикаций в методических и периодических изданиях и опытов – экспериментов с водой, глиной, камнем, воздухом, магнитом, бумагой и т. д.

3. Создала в группе уголок экспериментирования, который обеспечила различными материалами и оборудования в количестве необходимым для каждого ребенка.

4. Проводила предварительное тестирование для выявления интереса детей к экспериментальной деятельности с определёнными объектами, о чём они хотят узнать, что исследовать и помочь реализовать их планы.

5. Учила детей ставить вопросы, составлять план экспериментальной деятельности, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе эксперимента.

Систематическую, целенаправленную работу с детьми по экспериментированию я начала с подготовительной группы. К концу года значительно вырос интерес к занятиям по экспериментированию. Дети научились более длительно сохранять работоспособность, доводить начатое дело до конца. Они быстро и точно выполняли задания, проявляли при этом самостоятельность, навыки самоконтроля.

Работая с детьми в 1-ой младшей группе я принимала самое непосредственное участие в процессе проведения эксперимента, которое в этом возрасте неотличимо от развлечения. Только к концу третьего года жизни появилась у детей способность к пристальному и целенаправленному рассмотрению объектов и событий. Это давало возможность осуществлять с детьми простейшие наблюдения за водой, магнитом, плавающими и тонущими предметами, песком и т. д.

Во 2-ой младшей группе у детей уже стал проявляться интерес к экспериментированию. У детей появилось понимание, что знание можно получить вербальным путем от взрослого человека. В этой группе дети ещё не способны работать самостоятельно, но охотно делают эксперименты вместе с воспитателем, поэтому участие воспитателя в совершении любых действий было обязательным.

Результаты моей работы по развитию экспериментальной деятельности во многом зависели от правильного выбора метода – обучения. В работе с детьми я использовала различные формы и методы работы:

• Наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр видео презентаций об изучаемых материалах, веществ и др.);

• Словесные (беседы. Чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов);

• Практические (игры-опыты, игры-эксперименты, фокусы, занимательные опыты).

Формы работы с родителями.

Работа по экспериментальной деятельности шла в тесном контакте с родителями. В уголке для родителей помещала информационные материалы, отражающие события в группе и несущие конкретные рекомендации. Они охотно отзывались на мою просьбу помочь в подготовке занятий по экспериментированию. Я часто приглашала их на открытые занятия, чтобы они видели успехи своих детей. В индивидуальных доверительных беседах с родителям и информировала их о результатах обследования детей, делая особый акцент на положительные моменты. Вместе с тем, в тактичной форме обсуждали проблемы каждого ребёнка и возможные пути оказания ему помощи не только в детском саду, но и дома. Родители помогли в организации уголка по экспериментальной деятельности. Знакомила родителей с экспериментированием как формой сотрудничества с детьми, направленной на познание, окружающего мира. На родительских собраниях проводила анкетирование родителей, позволяющее выявить степень их интереса к данной форме работы.

Анализ результативности.

Через три года провела итоговую диагностику уровня экспериментальной деятельности детей, учитывая следующие критерии:

• Наличие познавательного интереса;

• Активность мыслительной деятельности;

• Умение самостоятельно решать простые задачи;

• Проявление самостоятельности в процессе проведения эксперимента;

• Проявления элементов творчества;

• Наличие навыков самоконтроля.

Результаты меня порадовали:

Высокий уровень – 25%, средний -71%, низкий – 4%.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

При организации экспериментальной деятельности возникли определённые трудности и проблемы, связанные с тем, что в детском саду нет специально организованных условий – лаборатории, как нового элемента предметно-развивающей пространственной среды. Выделение под лабораторию отдельного помещения позволило бы проводить разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную. Хотелось бы, чтобы в лаборатории были краны с водой и раковины. Это позволило бы детям мыть руки сразу после занятий, а воспитателям быстро проводить в порядок столы, оборудование.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

На мой взгляд, практическая значимость опыта заключается в том, это обобщенные материалы по организации экспериментальной деятельности в детском саду могут быть использованы педагогами других детский садов в практике работы с детьми с целью развития интереса к экспериментальной деятельности.

Публикации по теме:

Активный метод обучения в дошкольном учреждении «Активный метод обучения»1 Метод «Дни недели». Цель: Развивать у детей внимание, память. Группа: Старшая Численность: по 7 человек. Время.

Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении Образование в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно.

Использование мультимедийных презентаций в дошкольном учреждении В своей работе широко использую мультимедийные презентации Тема моей концепции «Использование мультимедийных презентаций в дошкольном учреждении.

Опытно-экспериментальная работа по созданию эмоционально комфортной коррекционно-развивающей среды в дошкольном учреждении. Содержание развивающей среды современного дошкольного коррекционно-образовательного учреждения обосновано деятельностно-возрастным подходом.

Педагогические советы в дошкольном образовательном учреждении ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СОВЕЩАНИЯ Содержание Сроки Ответственные Педагогические советы. 1. Установочный. а) Об итогах летне-оздоровительной работы.

Работа с родителями в дошкольном учреждении Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как известно семья является.

Речевое развитие в дошкольном учреждении С самого раннего возраста у детей возникает потребность в общении и социальных контактах. Первый социальный опыт дети приобретают в семье,.

Выборы президента группы в дошкольном учреждении Уже несколько лет в нашем МБДОУ «Детский сад № 3 «Родничок» г. Цивильска с целью расширения кругозора детей в старшей - подготовительной.

Здоровьесберегающие педагогические технологии в дошкольном образовательном учреждении Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс этих мер получил.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном учреждении Здоровье сберегающие образовательные технологии– системно-организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментальная деятельность в дошкольном учреждении.
Опубликовано: 20 января 2017 в 12:58
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД