Научно-методическое сопровождение процесса экспериментально-инновационого развития в дошкольных организациях

Елена Бритвина
Научно-методическое сопровождение процесса экспериментально-инновационого развития в дошкольных организациях

Методист ГККП «Улыбка» г. Лисаковска: Бритвина Е. В.

Отличительной чертой современного образования является динамизм. Инновационная деятельность дошкольных учреждений, активизирующаяся в условиях модернизации образования, требует новых подходов к ее научно-методическому сопровождению.

Возрастающая значимость научно-методического сопровождения процесса экспериментально-инновационого развития в дошкольных организациях имеет свои преимущества:

• более индивидуализировано и гибко;

• имеет более тонкую инструментовку;

• предполагает обеспечение постоянного взаимодействия педагогов с другими субъектами обучения; межсекторное социальное партнёрство;

• осуществление постоянного отслеживания заданной траектории, использование контролирующих и коррекционных процедур;

• необходимость учета динамики профессионального роста педагога и гибкое реагирование на ситуации его развития.

Перечисленные преимущества очевидны и позволяют сделать вывод о том, что научно-методическое сопровождение процесса экспериментально-инновационного развития организаций дошкольного образования в сложившихся условиях изменения образовательного процесса, его ценностей и тенденций действительно необходим.

Ценность научно-методического сопровождения заключается в том многообразии функций, которое оно выполняет; в критериях и показателях качества (презентация).

Оно позволяет:

• рассматривать дошкольное образование самостоятельной, ценной, развивающейся и развивающей системы, направленную на амплификацию детского развития;

• осуществлять равнопартнёрское взаимодействие и сотрудничество детей и взрослых посредством диалога;

развивать связи между практиками и теоретиками в области инноватики.

Одним из условий успешной экспериментально-инновационной деятельности в дошкольном учреждении является наличие научно-методического сопровождения, который целесообразно рассматривать как мотивационный и ресурный механизм поддержки инноваций.

Большинство ученых связывает создание научно-методического ресурса с организацией методической работы, направленной на повышение квалификации ру-ководителей и педагогов, их подготовку к решению новых задач а, в конечном счете, на повышение качества образования. При этом все чаще акцент учеными делается на научную составляющую названных явлений, что подчеркивает значимость готовности педагогических работников решать профессиональные задачи на основе научных достижений, а не просто на основе интуиции, опыта, находок.

Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса в нашем детском саду, мы старались сохранить высокий уровень работы учреждения, а так же иметь высокий рейтинг и доверие у родителей.

Экспериментально-инновационная деятельность, в которой участвовал детский сад, была нацелена на решение актуальных проблем, имела возможность исполь-зования в широкой педагогической практике, была адаптируемая, содержала научную идею. Педагогический коллектив участвовал в эксперименте по внедрению НМС «Детский сад – дом радости». Мы остановились на выборе нововведений, являющимися продуктом осознанной, целенаправленной, научнообоснованной деятельности.

Дошкольная организация вышла на научное сотрудничество с центром педагогических инноваций города Санкт-Петербурга под руководством кандидата педа-гогических наук Н. М. Крыловой, был заключен договор о сотрудничестве между дошкольной организацией и авторским коллективом. Педагоги по мере возмож-ности проходили курсовую подготовку по реализации авторской технологии.

Научно-методическое сопровождение состояло из трёх блоков.

ПЕРВЫЙ ПРОЕКТ: ПРОГРАММА целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как неповторимой индивидуальности. Она теоретически обосновывает и представляет содержание дошкольного образования.

ВТОРОЙ ПРОЕКТ: «ТЕХНОЛОГИЯ»

ТЕХНОЛОГИЯ - НАУЧНЫЙ ПРОЕКТ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ В ПРАК-ТИКУ С ЗАРАНЕЕ ЗАДАННЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЭФФЕКТИВНОСТИ – или «драматургия» целостного педагогического процесса содействия развитию и са- моразвитию каждого ребёнка как неповторимой индивидуальности.

Сценарии представляют собой ежедневные разработки с подробным описанием и научным объяснением деятельности педагога и детей в каждой возрастной группе. Подробные сценарии пошаговой работы воспитателя содействуют всестороннему развитию и саморазвитию ребенка в его специфически дошкольных видах деятельности (игра, труд, учение)

ТРЕТИЙ ПРОЕКТ: «ИННОВАТИКА» - НАУЧНОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ, РАСКРЫВАЮЩЕЕ ВОСПИТАТЕЛЮ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКУ СВОЕЙ РАБОТЫ.

На основе нашего опыта можно сделать вывод, что центральной фигурой экспериментально-инновационного процесса является педагог, способный изменять и перестраивать свою деятельность в соответствии с потребностями и возможностями ребёнка. Совокупность мотивационной (хочу, теоретической (могу, технологической (делаю) и результативной (получаю) готовностей составляет систему инновационой компетентности педагога дошкольного образования.

развитию. Научная организация труда позволила сформировать команду профессионалов.

Научно-методическое сопровождение основывается на ресурсе детского сада, который выражается в виде профессиональных, социальных и личностных качеств педагогов, способных обеспечить развивающую услугу на уровне, востребованном временем, за счёт системы непрерывного обучения, самообразования.

Важное условие успеха – готовность коллектива к повышению квалификации, которая достигается:

• участием педагогов в исследовательской деятельности;

• совместная деятельность педагогов в рамках временных творческих коллективов;

• привлечение личностного опыта при решении профессиональных задач.

Педагогами нашего детского сада в рамках деятельности творческих групп или индивидуально были разработаны материалы исследования в виде учебно-методических пособий и методических рекомендаций

Важно понимать, что главный показатель профессионализма современного специалиста - осознание им, что овладение профессией, совершенствование мас-терства, открытие собственного творческого стиля педагогической деятельности возможно только на пути разностороннего саморазвития. Педагогу в этом деле можно и нужно способствовать.

Методическое сопровождение профессионального роста педагогов с использованием идей тьюторства согласно программе «Балапан» будет способствовать профессиональному развитию, организации ситуаций самоопределения, самоосуществления, самореализации педагогов в профессии, оказанию помощи в разработке индивидуальных траекторий творческого развития, обеспечению профессиональных проб, создание мест для профессионального позиционирования в экспериментально-инновационных условиях.

На данный момент методическая служба нашего детского сада разрабатывает механизмы тьюторского сопровождения педагогов с использованием организаци-онно-педагогических аспектов тьюторского сопровождения, ориентиров позиции тьютора, основных этапов тьюторского сопровождения (диагностико-мотивационного, проектировочного, реализационного, аналитического, каждый из которых имеет свою специфику и находит отражение в портфолио. Этапы предполагают разработанность деятельности тьюторанта (педагога) и тьютора (методиста, а также командное тьюторство. Разрабатываются основные формы тьюторского сопровождения - индивидуальная и группова тьюторские консультации, тьюториал (форма тьюторского семинара, тренинги и образовательные события.

Желательно бы поучаствовать на курсах тьюторства, получить сертификат. В данный момент принято управленческое действие по эксперименту.

Главная задача педагога – в своих экспериментальных устремлениях не забыть то, ради чего всё и начинается – ребёнок во всей своей индивидуальности, неизмеримости и бесконечности. Не всё новое прогрессивно. Прогрессивно только то, что эффективно, вне зависимости от того, когда возникло.

Публикации по теме:

«Инновации в методической работе дошкольных учреждений» Инновационная деятельность является одним из основных способов модернизации системы образования и условием развития творческого потенциала.

Первая Всероссийская научно-методическая конференция Первая Всероссийская научно-методическая конференция «Мультимедиа технологии в современном образовании»! Международный Институт Развития.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Научно-методическое сопровождение процесса экспериментально-инновационого развития в дошкольных организациях
Опубликовано: 1 октября 2012 в 08:17
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет «Зимнее творчество детей»
Цель: доставить детям радость от процесса рисования; продолжать закреплять умения рисовать кистью и гуашью; расширять знания по теме: "Зима";...
Дидактическая игра «Подбери кукле шляпку»
Для дидактической игры "Подбери кукле шляпку" мне понадобились готовые шаблоны кукол и шляпок. Вырезала их по контуру и приклеила на картон....
Краткосрочный проект по ПБ в младше-средней группе.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» Курского муниципального района Ставропольского края Краткосрочный проект...
Детский мастер-класс «Открытка на День матери» Воспитатель: Юлия Соколова
Мамочка любимая, Самая красивая, Нежная и милая! Добрая, любимая! В праздник самых лучших мам Улыбайся, смейся ты! Я тебе цветочки дам Необычной...
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Содержание Введение 1. Оснащение предметно развивающего пространства по...